Как дети учатся бояться, или Научение страхам у детей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У основной массы младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, осторожность перед высотой и естественный протест против боли. Врожденная боязнь темноты, змей и тараканов у младенцев встречается крайне редко.
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Что показала экспериментальная проверка?
Эксперименты показывают, что основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей — это результат научения. Однако нужно различать: способность бояться — врожденная способность младенцев, а список «чего я боюсь» — повторяю, является результатом научения.
Конкретнее, он формируется на основе присвоение привлекательных образцов, некритическое усвоение внушений окружающих наработка собственного жизненного опыта, как качестве инструментов манипуляций.
При том, что чувство страха — базовая, врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. Но от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать — этот список врожденным не является.
У некоторых маленьких детей есть врожденная предрасположенность бояться темноты, тараканов, змей и некоторых других потенциально опасных обстоятельств. Однако в многообразии детских страхов это очень небольшая категория, да и превратится ли предрасположенность бояться в настоящий страх — зависит также от обстоятельств жизни и действий родителей.
Чего бояться (тараканов или Бармалея) — в организме ребенка определенным образом не задано, и список Страшного создается, как правило, в результате социального научения.
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Что показала экспериментальная проверка?
Кто же учит наших детей тому, чего нужно бояться, что такое — «страшное»? Ответ — культура, в которой растет ребенок. В разных культурах бытуют разные представления о том, что такое страшное и нет, чего надо и чего не надо бояться.
Действительно, нужно ли бояться большого бородатого дядьку с громким голосом в красном халате, который все время стучит палкой по полу? — Нет, он не страшный, а добрый, это Дедушка Мороз!
Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Дети учатся принятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как — бояться учительницы.
Кроме культуры, детей учат бояться их родители, и в какой-то части это совершенно нормально и оправдано. Головы у маленького ребенка еще нет, и если ребенок не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. С другой стороны, чем более тревожны родители, тем менее обоснованы их страхи, но тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!», «От этого — надо убегать», «Это — сильнее тебя».
Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Внушения могут быть явными и нет, но в сумме с подкреплениями они формируют то или иное мировоззрение ребенка. Дети осваивают принятые страхи.
Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.
Ребенок упал — это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать — это страшно!» Если же ребенка научить, что падать — это интересно, маленький будет бегать и падать без страха, а с интересом.
Ну а кроме культуры и родителей, детей учат страхам сами дети: и окружение наших детей, и каждый ребенок самостоятельно. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся.
Рассказ: «История, которую тоже наблюдал сам. Есть две сестры, младшая и старшая. Когда младшей было около 3 лет, она спокойно и с любопытством разглядывала пауков, двуххвосток, и прочую насекомую бытовую живность. Запросто могла взять всё это в руки. Потом проходит примерно 2 недели, и при очередном появлении насекомого — стандартный девчачий визг. Стали ли при этом насекомые опаснее? Нет, это просто такое поведение и такая реакция были заимствованы у старшей сестры».
Пишет С.А., студентка УПП: «Моя пятилетняя дочь подсмотрела в мультсериале «Винкс», как одна из героинь выражает свое недовольство, когда у нее что-либо не получается. Сначала я увидела это на моей дочери, когда у нее не получилось вырезать ровно буквы, а затем случайно увидела шаблон в мультике, с которого она это срисовала. Персонаж при неудаче сжимал кулаки и резко опускал руки вниз, издавая при этом гневное рычание при стиснутых зубах. А я долго удивлялась, откуда у нее такая реакция?»
Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.
Тревожность одного легко, как вирус, передается другому. Тревожность родителей легко передается детям, хотя умные дети иногда этому сопротивляются... — смотри видео из фильма «Шоколад».
В результате дети, пока по своей инициативе, когда с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся боятся и скоро становятся умельцами бояться.
Резюме
Дети боятся тогда, когда их к этому приучили и им это разрешают. Дети в режиме свободного или попустительского воспитания сами выбирают, чего им боятся, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, что сказали им боятся родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо — с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый. Вы согласны?
Комментарии (3):
Я хочу поблагодарить за бесплатную консультацию Ольгу Кочеткову, которой я написала на [email protected]. Честно говоря, не сильно верила, что ответит... Но на следующий получила от нее письмо и договорились о видеовстрече. По итогам: обогатилась массой интересных идей, как сделать свое общение с ребенком более приятным и повысить его уровень самоорганизации. Придется строить все с нуля-хорошо, что мне обеспечена поддержка пррфессионала на этом очень трудном пути. Я верю, что когда есть к кому обратиться за помощью - любая проблема разрешима. Спасибо!
Всем доброго вечера! Хочу поделиться своей историей, чтобы помочь тем, которые ещё не решаются или просто уже не верят в гуманность и помощь. Я мать троих детей, проживаю в Турции, со средним сыном проблемы, ему 4 года, у него страхи постоянные. Я побывала у психолога не помогло, из-за не знания языка.Так устала морально и как-то вечером безнадёжно бродила по сайтам просто ввела ключевые слова в Google "Детский страх". Вышло много сайтов, я автоматически выбрала один из них, пробежалась мельком, тут увидела Бесплатные консультации психолога, обращайтесь мы вам поможем. Опять таки "безнадёжно" решила написать и попросить о помощи. Часа через 2 мне ответили и предложили позвонить по скайпу, оставили контакты: Кочеткова Ольга Владимировна [email protected], психолог Синтон-подхода, педагог и мама двоих детей. Я тут же набрала и была приятно удивлена, что мне сразу ответили, очень приятный и позитивный человек. Мы говорили минут сорок,внимательно выслушав меня до конца, психолог посоветовал сначала заняться с собой, а недельки через две и малышом, предложила методику расслабления по АТ. Почти месяц, а может и больше я переписываюсь с Ольгой Владимировной, делюсь каждым достижением, она постоянно мне помогает и поддерживает. Действительно многое в моей жизни изменилось в лучшую сторону. Ищя ответ на страхи малыша, я нашла ответы и на многие важные для себя ответы. Я буду всегда благодарить Ольгу Владимировну Кочеткову, потому что без всякой для себя финансовой выгоды она стала причиной изменения моей жизни в лучшую сторону. Не теряйте надежду, обращайтесь, я уверена и вам помогут (я пользуюсь бесплатными услугами психолога). Огромное спасибо!