Игры, в которые играют в школе: игры между детьми
Автор статьи Кирилл Карпенко, педагог-психолог, Красноярск, [email protected]
Статья опубликована: Школьный психолог. - 2011. - № 15
Многие читатели в названии статьи, наверняка, заметили намёк на культовые «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна. Знаменитый американский психотерапевт описал множество самых разных игр в своей книге. Мы хотим дополнить этот список ещё играми, встречающимися в школьной жизни. Но для начала напомним основные положения концепции Берна.
Чучело
Название эта игра получила от одноимённого фильма Ролана Быкова, показывающего эту форму взаимоотношений. В психологической литературе эта игра обычно описывается понятием «моббинг».
Моббинг (от англ. mob— толпа) форма психологического насилия в виде травли члена коллектива. Чаше всего моббингу подвергаются дети, чем-то отличающиеся от большинства: стиль одежды, физические недостатки, музыкальные предпочтения и др. Также высок риск подвергаться насмешкам есть у «новеньких» и мигрантов, плохо владеющих языком.
Моббинг может проявляться в оскорблениях, угрозах, физическом насилии, негативной оценке жертвы и её деятельности, отказ в доверии, препятствование учебному процессу (прячут школьные принадлежности жертвы).
Не всякий моббинг является игрой в «Чучело». В этой игре водящим является сама жертва, которая извлекает из неё все возможные выгоды. Другой вариант моббинга описывается в игре «Изъян».
В фильме очень хорошо показан широчайший арсенал средств, с помощью которых Чучело вызывает на себя огонь. Водящий провоцировал одноклассников своей глупостью («Я же тогда ничего не понимала, я думала: они мне рады, - а они смеялись»), покладистостью (улыбка в ответ на подножку, отклик на «Чучело»), взяла чужую вину на себя («Людям нужно помогать»).
Cделала эксцентричную причёску.
Вероятно, самый большой выигрыш от игры для Чучела лежит во внутренней социальной сфере: хотя водящего все презирают, но благодаря игре он получает «поглаживаний» больше, чем самые популярные одноклассники; Чучело зачастую является центром жизни класса.
Согласно теории игр весь процесс воспитания сводится к научению ребёнка определённым играм. Этой игре Чучело, вероятно, также учится в семье: родители Чучела играют в «Бейте меня», «Почему такое случается именно со мной?», «Поношенное платье» и другие игры из этой группы.
В роли Сочувствующего выступает кто-то из родственников, друзей, учителей или школьный психолог.
Антитезисом к игре будет безразличная реакция на провокации водящего. Впрочем, в данном случае указание на антитезис делается сугубо в теоретических целях. Поскольку Агрессоры получают в игре огромный выигрыш в виде самоутверждения, убедить детей не поддаваться на провокации Чучела практически невозможно.
Перевод Чучела в другой класс или школу проблему не решит: в новом классе Водящий с первых минут начнёт игру.
Наиболее перспективным будет работа с виктимным поведением (поведением жертвы) водящего. Собственно в фильме Ролана Быкова и показано, как героиня Кристины Орбакайте в ходе самоанализа смогла понять и в разговорах с дедушкой озвучить свои ошибки в общении с одноклассниками. Через повышение самооценки, уверенности в себе, выработку конструктивных навыков общения можно добиться отказа Чучела от игры. Полезным может оказаться использование фильма «Чучело» в ходе коррекционной работы.
Важно также провести работу с родителями водящего, направленную на проработку их игр.
Анализ
Тезис: Я — чучело: бейте меня.
Антитезис: Нам нет до тебя никакого дела.
Цель: мученичество.
Роли: Чучело, Агрессоры, Сочувствующий.
Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый.
Взрослый: «Я такой, какой я есть».
Взрослый: «Ты похож на своих родственников».
Психологическая парадигма: Ребёнок — Ребёнок.
Ребёнок: «Я - Чучело: бейте меня».
Ребёнок: «Ну, держись, мы тебе покажем!»
Ходы: 1) провокация — насилие; 2) страдание — сочувствие.
Выгода:
1. Внутренняя психологическая – жалость к себе.
2. Внешняя психологическая – избегание изоляции.
3. Внутренняя социальная – «Чучело».
4. Внешняя социальная – времяпрепровождение «Почему такое случается со мной».
5. Биологическая – обмен транзакциями презрения.
6. Экзистенциальная – Мне всегда не везёт.
Изъян
Берн про эту игру пояснил следующее: «Эта игра является основным источником мелких ссор в повседневной жизни: играется она с позиции угнетённого Ребёнка "Я ни на что не гожусь", которую защитный механизм превращает в позицию Родителя "Они ни на что не годятся". Следовательно, транзакционной проблемой игрока является необходимость доказать последнее утверждение. Поэтому игроки в "Изъян" чувствуют себя неуверенно с новыми людьми, пока не отыщут у них изъянов. … Внутренняя психологическая выгода состоит в преодолении депрессии, а внешняя – в возможности избежать близости, которая способна прояснить изъяны самого Уайта. Уайт чувствует себя вправе отказаться от общения с немодной женщиной, небогатым человеком, не арийцем, не очень образованным или не уверенным в себе человеком, а также с импотентом».
Это тоже вид моббинга. В школьной практике дети обычно ищут недостатки не в группе сверстников, а в каком-то одном ребёнке. Отличить эту игру от «Чучела» можно по реакции жертвы. Ребёнок, являющийся объектом травли в этой игре, хотя и извлекает из своей роли какие-то выгоды, но водящим не является и теряет от этой игры гораздо больше, чем приобретает, поэтому реагирует либо невротизацией, депрессией и суицидом (пассивная форма протеста), либо ассертивным поведением (активная форма протеста). Ассертивное поведение - это прямое, открытое поведение, когда человек хладнокровно отстаивает свои права [3, 421]. Внешне агрессивное и ассертивное поведение может выглядеть одинаково, но цели поступков позволяют их различить: агрессия направлена на уничтожение и господство; ассертивность не имеет целью нанесение кому бы то ни было вреда, цель — защита своих интересов.
По правилам игры Жертва должна реагировать пассивно. Ассертивность разрушает игру, являясь антитезисом. Нам известно несколько случаев, когда этот вариант моббинга был прекращён таким образом. Школьный психолог, конечно, не может брать на себя ответственность предлагать школьнику физическое насилие как способ борьбы с моббингом. Но нужно заметить, что зачастую речь идёт лишь о демонстрации уверенности, то есть если Жертва только покажет решимость, то игра уже будет разрушена.
Здесь, как и в игре «Чучело», нужно, в первую очередь, работать над повышением самооценки и уверенности в себе и Жертвы, и Агрессоров. Уверенные в себе дети не занимаются травлей других и никому не позволяют над собой издеваться. В литературе описаны различные упражнения, направленные на повышение самооценки, например: «Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания», «Мне в тебе нравится…», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков» [5]. Можно рекомендовать детям заняться каким-либо видом спорта: физическое развитие увеличивает уверенность в себе. Можем посоветовать посмотреть фильм «Храброе сердце». В этом фильме есть яркий пример различия мотивации избегания неудач и мотивации достижения успеха. Перед первым крупным сражением с англичанами шотландцы выстроились на поле, но увидев огромную армию противника стали стихийно расходиться по домам. Пришедшему Уильяму Уоллесу они объяснили, что это позволит им избежать смерти (т. е. избежать неудачи). Уоллесу же удалось убедить их остаться, принять бой, возможно, погибнуть, но погибнуть свободными (т. е. добиться успеха). Шотландцы остались на поле, приняли бой и победили. Смелость города берёт. Для кинотерапии также подойдут фильмы «Последний самурай», «Нокдаун», «Маэстро с ниточкой», «Форрест Гамп». В большинстве этих кинолент много насилия. Но насилия много, прежде всего, в реальной жизни. И, на наш взгляд, фильмы, показывающие, как люди сохраняют спокойствие в самых тяжёлых, опасных обстоятельствах, благотворно сказываются на нравственном развитии.
Стоит заметить, что обе игры в моббинг связаны и могут переходить друг в друга. Так Чучело при чрезмерной агрессивности одноклассников может ощутить себя настоящей Жертвой и искренне желать прекращения игры. Напротив, ребёнок не по своей воле ставший Жертвой моббинга может очень быстро оценить все преимущества своего положения и перейти в роль Чучела.
Нужно всегда помнить, что моббинг игра опасная и является не только психологической проблемой, поэтому требует участия других специалистов. Если говорить о моббинге как форме насилия в школе, а не только как о транзакционной игре, то способами борьбы может стать внимательное наблюдение персонала школы за происходящим на территории школы, обязательный разбор выявленных случаев моббинга, в том числе с привлечением сотрудников милиции, родителей и учеников никак не участвующих в моббинге. В крайнем случае, можно перевести ребёнка, подвергающегося издевательствам, в другую школу.
Иначе говоря, взрослые должны вообще запрещать детям играть в любой вариант моббинга. Людмила Петрановская: «…конфронтация необходима. Не конфронтация с конкретными глупыми детьми, а конфронтация с правилами, по которым сильный имеет право бить слабого. Конфронтация с травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть, что нельзя оправдывать. С тем, от чего любой ребенок должен быть защищен – и точка» [4].
Анализ
Тезис: Я лучше, чем ты.
Антитезис: Мне нет до тебя никакого дела.
Цель: самоутверждение.
Роли: Агрессоры, Жертва.
Социальная парадигма: Родитель — Ребёнок.
Родитель: «Ну, вы посмотрите, какой он чумазый»
Ребёнок: «Я случайно испачкался».
Психологическая парадигма: Ребёнок — Ребёнок.
Ребёнок: «Подойди поближе, потому что на твоём фоне мои недостатки труднее заметить».
Ребёнок: «Только не бей меня».
Ходы: агрессия — страдание.
Выгода:
1. Внутренняя психологическая – защита от депрессии.
2. Внешняя психологическая – избегание близости, которая может обнаружить недостатки водящих.
3. Внутренняя социальная – «Изъян».
4. Внешняя социальная – времяпрепровождение «Изъян».
5. Биологическая – обмен «поглаживаниями» гнева и страха.
6. Экзистенциальная – Я идеален.
Клуб
Целью этой игры является удовлетворение потребности в принадлежности и потребности ощущать свою уникальность. Группа ребят объявляет, что у них клуб или что-то другое в зависимости от фантазии. С теми, кто не состоит в клубе, они не общаются или общаются только по необходимости. У них как бы есть некая тайна, которая их объединяет; члены клуба как бы лучше всех остальных, чем-то отличаются от других. Чтобы попасть в клуб, нужно пройти одно или несколько испытаний. Поскольку члены клуба сами не знают, чем они отличаются от остальных, то придумать рациональные задания для претендентов они не могут. Поэтому задания даются курьёзные, сложные, требующие смелости, например: просидеть всю перемену в туалете для учителей или пройтись по школе с надписью «Пни меня». Нужно заметить, что фантазия наших школьников не хуже, чем у студентов Гарварда. В американских университетах игра «Клуб» имеет давнюю историю и официальное оформление. Там претенденту в клуб могут дать задание носить с собой живую курицу целый день. Игра, в общем-то, безобидная, только вот такие оригинальные вступительные испытания могут не понравиться обществу защиты животных и завучу по воспитательной работе.
Анализ
Тезис: Мы - избранные.
Антитезис: Мы тоже избранные.
Цель: самоутверждение.
Роли: Избранные, претендент.
Социальная парадигма: Родитель — Ребёнок.
Родитель: «Стать одним из нас не так-то просто».
Ребёнок: «Я готов на всё».
Психологическая парадигма: Ребёнок — Ребёнок.
Ребёнок: «Вместе не так страшно».
Ребёнок: «Мне страшно одному».
Ходы: 1) демонстрация элитарности – заявка на участие в клубе; 2) предложение испытания – выполнение испытания (вступление в клуб).
Выгода:
1. Внутренняя психологическая – удовлетворение потребности в аффилиации.
2. Внешняя психологическая – избегание изоляции.
3. Внутренняя социальная – «Мы - избранные».
4. Внешняя социальная – «У нас клуб».
5. Биологическая – обмен «поглаживаниями» презрения и заботы.
6. Экзистенциальная – Я лучший.
Литература
- Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. - Екатеринбург: ЛИТУР, 1999.
- Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 1999.
- Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2002.
- Петрановская Л. Когда все против одного. – Первое сентября. – 2011/№ 3.
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.