Формирование характера
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Приобретать черты характера человек начинает уже ребенком — но сначала неосознанно. Дети формируют себе характер, подбирая с младенчества средства влияния на родителей. Родители формируют характер детям, подкрепляя определенные способы поведения. Как правило — неосознанно подкрепляя. В более старшем возрасте приобретение и обновление черт характера — может происходить и осознанно и нет.
Приобретать черты характера человек начинает уже ребенком — но сначала неосознанно.
Дети формируют себе характер, подбирая с младенчества средства влияния на родителей.
На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разных характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка — это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.
Родители формируют характер детям, подкрепляя определенные способы поведения. Как правило — неосознанно подкрепляя.
Гениальная ситуация с маршрутке — едет мама с ребенком. Ребенку скучно ехать, тем более и не едем вовсе, а стоим в пробке, и он начинает себя развлекать — стучит пальцами по стеклу. На что получает строгий окрик: «Не тронь грязное!». Ребенок, подумав, начинает стучать ножками по колесу. «Сиди спокойно!» — снова одергивает мама. Ребенок пытается слезть и залезть обратно на кресло. В ответ «Сейчас получишь!». Ребенок садится и какое-то время боится. Но попозже скука берет свое, и он начинает тихонько ныть. Мама тут же ласково просит потерпеть, ведь скоро доедем и не плакать ни в коем случае. Ребенок снова молчит. Пробует слезть — строгий отклик. Начинает ныть — внимание и ласка. Не прошло и пяти минут как ребенок орал на всю маршрутку по совершенно непонятному поводу, а мама пробовала всеми способами уговорить чадо замолчать. Вот и сформировалась черта характера: хочешь чего-то добиться — кричи и плачь.
Воспитывать сильных и сознательных личностей можно только в плотном соприкосновении с реальными препятствиями и вызовами: Характер формируется в столкновении.
На складывающийся характер ребенка влияют не только родители — влияет и все его окружение. Особенно интересно то, что этим окружением родители могут во многом управлять.
Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы выбираете их характер и судьбу. Лыжи на длинные дистанции — в этом спорте формироваться одиночка, умеющий через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание — меньше воли, больше техники и умения радоваться жизни. Большой теннис — чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол — чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию!↑
В более старшем возрасте приобретение и обновление черт характера может происходить как осознанно, так и неосознанно.
Неосознанно оно происходит также, как в детстве — здесь покричал — дали — научился ругаться и злится.
Осознанно черты характера обычно копируются. Увидел как поступают другие (прочитал, придумал — здесь возможны варианты) — скопировал. Начал поступать также.
Часто уже взрослый человек скидывает ответственность с себя на свой характер — ну такой вот я — понимаете? Это у меня характер такой… Смотри Главный секрет всех детей
Воспитанный человек сильнее своего характера и может сам свой характер формировать. Психопат над своим характером не властен.
Можно ли менять свой характер?
Да, конечно можно. Большая часть черт характера — это заученные, привычные эмоции. Часто боится — получили неуверенного человека. Часто в ярости — получили человека с несдержанным характером. Но то, что было выучено, всегда можно переучить. См.→
Комментарии (2):
Мало, почти ничего не узнала...