Дети-лидеры

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Некоторые дети — лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих. Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то — взрослые или другие дети — скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях. Дети-лидеры делают окружающих вокруг них — ведомыми.

Фильм «Ликвидация»

Черты характера детей-лидеров

Интересно, что дети-лидеры могут быть с самым разным характером. Что объединяет их всех, так это энергия, активная подвижность, внутренний моторчик. Есть наблюдения, что дети-лидеры чаще Силовики, чем Душки: быть Душками чаще учатся дети-ведомые. А вот говорить, что дети лидеры чаще смелые, умные и склонные к манипулированию, можно только в самом грубом приближении. Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит ребенок-манипулятор — нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый — лукавым. При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже. Лидеры — чаще смелые, но может быть осторожная (трусливая) сестра-лидер, подавляющая своего смелого брата, который рядом с ней ведомый.

А нужно ли вашему ребенку быть лидером?

Нужно ли ребенку быть лидером? Всегда ли? Каким лидером? Для чего?

Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные, ребенку-лидеру бывает в жизни труднее, чем другим детям, да и с ним окружающим труднее, чем с ребенком обычным. Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть. Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре, и в силу своей слишком ранней самостоятельности, он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.

С другой стороны, ребенок-лидер, воспитанный правильно, в нужном ключе, может вырасти качественным, достойным человеком. Он будет активнее своих сверстников продвигаться по жизни. Он чаще будет брать на себя позицию Автора. Он научится сплачивать людей вокруг себя, создавать свою команду (а не ждать внимания и интереса от окружающих), будет смелее ставить цели и достигать их. Но все это — при вашем участии и правильном воспитании!

Как это сделать?

Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Поэтому, если вы хотите иметь влияние на своих детей, вы должны быть активнее их, и иногда это вполне реально. Постоянно играйте на опережение. Он еще не успел пожелать чем-то заняться, а вы уже дали ему задание.

Далее, позаботьтесь о том, чтобы оказаться человеком, интересным вашему ребенку, чтобы вы привлекали его внимание и могли быть ему образцом. В частности, покажите им пример достойного Лидерства.

Например, пишет мама: «Моя дочь знает, что мама — лидер команды — не только командует, но постоянно думает о каждом участнике, его интересах и целях, в нужный момент похвалит и поддержит».

В случае, если ребенок захочет бороться с вами за власть, приучайте его смотреть на ситуацию не только с позиция «я хочу», а с позиции «что выгодно семье». Чье решение сейчас самое эффективное, целесообразное, нужное для семьи? Может, быть ваше, а, может быть, и его. Очень полезным здесь оказывается введение правила «Все лучшее — взрослым», оно удивительным образом мотивирует детей взрослеть и включаться в общесемейный дела.

Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: «Помоги мне, маленькой и слабой!» — Это проходит не всегда, но в отношении мамы и сыновей иногда дает неплохие результаты.

Воспитание и развитие лидерских качеств

Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

Если у вас ребенок скорее ведомый, из него может вырасти лидер. Это — реально. Детей-лидеров можно воспитывать. Как? — Родительскими внушениями, собственным поведением как образцом, своим образом жизни, помещением в развивающую среду и специальными воспитательными (тренинговыми) технологиями.

Но об этом — попозже.

Файлы:
  • Лидерство
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Дети: лидеры и ведомые
Некоторые дети - лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих. Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то - взрослые или другие дети - скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях. Дети-лидеры делают окружающих вокруг них - ведомыми.
01 окт. 2022 г.
Дети-ведомые
Некоторые дети - ведомые с рождения. Им легче включиться в то, что им предлагают, чем самим выступить в роли организующего начала. Ведомым ребенком управляют либо уверенные в себе взрослые, либо другие дети, дети-лидеры.
01 янв. 2010 г.
Эффективный способ развития лидерского потенциала
Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр.
01 окт. 2022 г.
Как сделать ребенка популярным
Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, реагируют так же, как Энни. Они говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети.
01 янв. 2010 г.
Какими рождаются дети
Самое главное, что нужно понять и признать, что дети рождаются разными, дети разные с рождения.
01 янв. 2010 г.
Лидером рождаются — или становятся?
Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.