Как научить ребёнка не бояться ошибок

29 января 2021 г. в 04:32

Автор: Павел Зыгмантович​, семейный психолог

Как помочь ребёнку не бояться ошибок? Вот у него не получилось, он сразу психует и бросает всё.

При этом — подчеркнём особо — вы за ошибки его не ругаете, не кричите, утешаете, если плачет.

Но воз и ныне там. Как тут быть?

На основании научных данных и личного опыта я сделал пять выводов, которыми хочу поделиться.

1. Всегда подчеркивайте только усилия ребёнка

Забудьте о талантах и способностях. Никаких «Ты такой умный, ты такая умная». Только «Ты так усердно трудишься, ты так много занимаешься».

Исследования Кэрол Дуэк и её коллег показывают, подчёркивание таланта приучает детей бояться ошибок. Ведь ошибка означает, что никакого таланта нет, талантливые не ошибаются (по мнению детей).

А если всё дело лишь в твоих навыках, то ошибка становится чем-то маловажным. Проще говоря, дети начинают думать так: «Я ошибаюсь лишь потому, что ещё не очень хорошо умею. Научусь!».

Доходит до смешного — мизерная разница в формулировках может приводить к достаточно заметным последствиям.

Представьте себе такой эксперимент. Ребёнка-дошкольника просят или «Будь моим помощником», или «Помоги мне». Затем ему предлагают перенести некую игрушку с места на место и игрушка ломается (всё, разумеется, подстроено и подстроено так, чтобы ребёнок полагал, будто это он сломал игрушку). После этого ребёнку предлагают ещё два задания [источник].

И вот здесь разница в формулировках проявлялась во всей красе. Те, кого просили быть помощниками, расстраивались сильнее и чаще отказывались от выполнения оставшихся двух задач. Их реакция на ошибку была очень сильной.

Те, кого просили помочь, расстраивались меньше и охотнее принимались за другие задания. Их реакция на ошибку была слабее.

Поэтому направляйте внимание детей на усилия и действия, а не на таланты и статусы.

2. Разбивайте задачи на максимально мелкие части

Чем мельче, тем легче научиться. Следовательно, тем больше шансов на успех.

А в отличие от взрослых, дети (примерно до 11 лет) лучше учатся не на ошибках, а на успехах [источник]. Особенно если взрослый подчёркивает эти успехи.

Поэтому чем больше успехов, тем легче им будет учиться, тем меньше будет ошибок, тем проще будет переносить отдельные промахи.

Допустим, ребёнок учиться бросать мяч в баскетбольное кольцо. Не надо сразу тренировать попадание. Начните с правильной постановки ног. Потом — правильного хвата мяча. Затем — правильного броска.

Мы, психологи, с лёгкой руки Л. С. Выготского называем это зоной ближайшего развития. Это некая операция, которую человек вполне может сделать при небольшой помощи более умелого товарища (например, родителя).

Всё, что находится за пределами зоны ближайшего развития, нужно игнорировать.

Скажем, ребёнок не попал в кольцо. А вы говорите, мол, и не надо было — сейчас ты тренировался добрасывать до щита, попадание в кольцо у нас будет ещё не скоро, пока учишься только прикладывать достаточную силу, чтобы попасть в щит, это и получилось, отличная работа, так держать!

Так ребёнку будет гораздо легче.

3. Обучайте ребёнка только тогда, когда он спокоен

Если ребёнок расстроился, плачет и пинает мяч, которым он не смог попасть в упомянутое кольцо, бесполезно вести душеспасительные разговоры.

Сначала нужно успокоить ребёнка см.→

Вкратце — сначала нужно поддержать ребёнка, помочь ему справиться с эмоциями, а потом уже переходить к тому, что я описывал выше.

Обнимите ребёнка, погладьте по волосам и подождите.

Если же ребёнок вырывается, не давите, не зажимайте его. Дайте ему время побыть одному.

Довольно скоро он успокоится, и можно будет вернуться к разделу про мелкие задачи.

4. Подчёркивайте, что ошибка — это всего лишь сигнал о том, чему надо научиться

Прямо так и говорите ребёнку, мол, хорошо, теперь ты знаешь, что нужно подтянуть. Я часто так и говорю: «Обучение без ошибок — время на ветер». Ведь без ошибок непонятно — куда расти, чему учиться.

Скажем, вот один из моих детей получил низкую оценку в школе. Я говорю, дескать, давай посмотрим, за что именно поставлена такая оценка, и как мы можем исправить эти моменты.



Подчеркну — не оценку исправить, а те моменты, на которые она указывает.

Если дело в неправильном вычитании — давай тренировать этот момент. Если безударную гласную написал неправильно, то потренируем это.

Очень важно не просто декларировать, что ошибка является сигналом, но ещё действовать так же. Этим вы приучаете ребёнка самостоятельно определять, что нужно улучшать и над чем работать.

5. Настройтесь на долгую работу

Все эти приёмы помогут, но без быстрого эффекта. Нужно время, и немалое.

Ведь принятие ошибок спокойно — это своего рода навык. А такие навыки не формируются быстро.



Нужно долго и методично упражняться.

Как я в таких случаях говорю: «Навык не создаётся решением. Навык создаётся упражнением». И упражнением постоянным.

Впрочем, есть и хорошая новость.

Пока вы будете учить ребёнка не бояться ошибок, вы сами много раз ошибётесь.

Что же здесь хорошего, спросите вы?

А вот что — вы сможете потренироваться на себе.



Выводы, рассказанные в этой статье, применимы не только к детям.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Файлы:
  • Автор Павел Зыгмантович
  • Проблемные особенности детей
  • Воспитание детей
  • Что беспокоит детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
О детях, которые боятся допустить ошибку
Когда родители придают ошибкам маленького ребенка большое значение, то это приводит порой к губительным последствиям. Чарльз писал письмо с удовольствием, несмотря на ошибки и другие недостатки. Бабушке оно доставило бы радость. А теперь он возненавидел это письмо и те трудности, которые он из-за него терпит. Когда мать сосредоточила свое внимание на грамматических ошибках, она тем самым переключила внимание Чарльза с хорошего на плохое. Он стал бояться сделать ошибки. Этот страх настолько сковал его, что он наделал их еще больше. Потом он совершенно пал духом. И это хуже всего. Постоянно обращая внимание на ошибки, мы обескураживаем детей. Нельзя ничего достичь, опираясь на их слабость. Опираться нужно в первую очередь на сильные качества детей.
31 дек. 2009 г.
О полезности ошибки: изобретение «магической формулы»
Здесь мы опишем один необычный клинический случай, относящийся к созданию особого предписания, которое впоследствии многократно использовалось в работе с обсессивными субъектами. По нашему мнению, в данном случае особый интерес имеет именно тот факт, что это «изобретение» было плодом диагностической ошибки и вытекающих из нее терапевтических процедур, не совсем подходящих к самому случаю.
01 окт. 2022 г.
Обучение на ошибках
Обучение на чужих ошибках во многом аналогично обучению на образцах, только ошибки выступают в роли подсказки "как не надо".
01 окт. 2022 г.
Признание ошибки
Обычно человек не любит признавать свои ошибки. Такое поведение формируется в детстве: детям свойственно дразнить друг друга за промахи, а за серьезные просчеты наказывать. Подобное отношение окружающих может проявляться и во взрослой жизни. В результате человеку проще и комфортнее не замечать, не признавать своих ошибок. Во взрослой жизни такое поведение сложно назвать эффективным
13 июл. 2015 г.
Ребенок не умеет проигрывать
Моему сыну 8 лет. Он хороший, умненький мальчик, но очень обидчив, особенно не может проигрывать в играх.
01 янв. 2013 г.
Совершая ошибки, дети осваивают навыки
Все дети осваивают новые навыки благодаря совершенным ошибкам. Сортировка белья для прачечной непростая задача для десятилетней Джейн. Ее удивлению и разочарованию нет предела, когда, открывая дверцу стиральной машины, она не обнаруживает белого нижнего белья, полотенец и носков. Все бывшее белым белье имеет неоднородный насыщенно-розовый цвет.