Совершая ошибки, дети осваивают навыки

01 января 2013 г. в 12:08

Автор статьи: Барбара Колорозо

Фрагмент книги «Дети этого достойны только потому, что они дети»

Все дети осваивают новые навыки благодаря совершенным ошибкам.

Сортировка белья для прачечной непростая задача для десятилетней Джейн. Ее удивлению и разочарованию нет предела, когда, открывая дверцу стиральной машины, она не обнаруживает белого нижнего белья, полотенец и носок. Все бывшее белым белье имеет неоднородный насыщенно-розовый цвет.

Джейн в недоумении начинает перебирать помещенное в бункер машины белье. Ей кажется, что она не положила в машину ни одной цветной вещи, только нежно-розовую футболку и любимую насыщенно-красную рубашку брата с изображением Майкла Джордона. Бедная девочка получила две проблемы одновременно - окрашенное белое белье и полинявшую любимую красную рубашку брата. Со временем через несколько стирок розовое нижнее белье приобретет белизну, но полинявшая рубашка брата уже никогда не будет насыщенно-красной. Джейн пришлось отдать брату часть собственных сбережений как компенсацию половины стоимости новой такой же рубашки. В следующий раз, устраивая стирку, девочка дважды проверила рассортированное для стирки белье. Джейн - девочка, живущая в семье такого типа, где ошибки воспринимаются как возможность овладения навыком.

Если бы Джейн жила в семьях другого типа, то ее деятельность была бы оценена по-разному. Одни родители в подобной ситуации воскликнули бы: «Что ты наделала? Как ты посмела это сделать? Ты бестолковый ребенок и не можешь сделать ни одного дела хорошо! Посмотри на все это испорченное белье. Ты думаешь, что деньги растут на деревьях или падают с неба в виде дождя? Я больше никогда в жизни не доверю тебе стирку белья. Если мне понадобится сделать что-либо, я никогда не обращусь к тебе за помощью, а сделаю это сама. Подожди, это не все, еще твой брат задаст тебе хорошую трепку!» Вместо решения проблемы родители загоняют собственного ребенка в тупик. Они порождают страх ответственности перед самостоятельными действиями. В этом типе семей ошибки являются непозволительной роскошью. Ошибки требуют порицаний и наказаний.

Другие родители в этом случае скажут: «Дорогуша, это не повод для того, чтобы ты могла расстраиваться. Я помогу тебе справиться с возникшими последствиями стирки. Ты еще очень мала, для того чтобы заниматься хозяйственными проблемами. Нет ничего страшного в том, что мы с тобой поносим розовое нижнее белье, а рубашку брата я поменяю на новую до того, как он сможет это обнаружить». Ребенок получает посыл о том, что он не может самостоятельно решать собственные проблемы и не должен отвечать за совершенные ошибки. Любая ошибка может быть исправлена родителями, и ребенок будет защищен от порицания.

Помня о том, что ошибки совершаются в момент обучения, родители третьего типа стараются поддержать моральное состояние детей и подсказать правильный путь решения проблемы. («Джейн, очень плохо, что так произошло. Я верю в твои силы и ум и знаю, что ты сможешь сделать выводы. Нужно заново перестирать белое белье с использованием отбеливателей, я думаю, что это исправит ситуацию. Как ты думаешь поступить с рубашкой брата?») Джейн получает подтверждение того, что произошла неприятность. Вместе с тем мама дает понять, что возникшая проблема является решаемой и что сама Джейн в состоянии справиться с возникшей ситуацией.

Серьезность и решаемость проблемы часто зависят от родительской точки зрения. Когда все трое моих детей были малышами, я предложила им делать печенье с кусочками шоколада. Я постелила на пол в кухне мат с пластиковым покрытием и дала детям все компоненты, необходимые для приготовления печенья. Можно представить, что представлял собой пол и поверхность расстеленного в кухне мата в самый разгар работы. В это самое время нас посетила соседка: «Дорогуша, видишь ли ты, что творят твои дети? Что за беспорядок они устроили?» Я ответила: «Это не беспорядок, дети помогают мне делать печенье». Восприятие ситуации зависит от точки зрения человека на существующий вопрос. Я всегда считала, что дети должны знать, как делают хлеб, печенье, как сажают растения и как они произрастают. Мне казалось не правильным представление о печенье по картинкам на красочной коробке. Дети должны представлять, из каких компонентов можно приготовить то или иное блюдо. Если родители позитивно настроены на обретение их детьми новых навыков и на решение различных жизненных проблем, то и дети перенимают этот положительный настрой и идут по жизни со здоровым восприятием действительности.

Файлы:
  • Домашние обязанности
  • Приучение ребенка к хорошим привычкам

Комментарии (0):

Материалы по теме:

29 янв. 2021 г.
Как научить ребёнка не бояться ошибок
Как помочь ребёнку не бояться ошибок? Вот у него не получилось, он сразу психует и бросает всё.
01 янв. 2013 г.
Постоянство в требованиях к ребенку
Первое, что необходимо для правильного воспитания детей, проявить постоянство в требованиях, предъявляемых к ребенку. Дети должны знать обязанности, которые нужно выполнять неукоснительно. Для того чтобы не возникало разногласий и конфликтов, ребенок должен знать стандарты выполнения действий.
01 окт. 2022 г.
Приобщение ребенка к работе по дому
Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если дети видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрения за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Ребенок должен понять, что он выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал.
01 окт. 2022 г.
Три способа манипуляции родителями
Когда ребенка уличают в озорстве и наказание становится неизбежным, он идет на ухищрения и пытается манипулировать взрослыми при помощи трех способов поведения. Очень важно знать, что не все детские эмоции, включая слезы и злость, являются специальными приемами. Грусть и горечь тоже не приемы. Через слезы и злость на поверхность выходят слова, которые отражают реальное состояние ребенка.