Вторая позиция восприятия
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Вторая позиция восприятия — Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.
Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял.
Вторая позиция восприятия часто называется партнерскими отношениями, поскольку по жизни те люди, у которых получается понять и почувствовать друг друга, как правило, чувствуют друг к другу симпатию и становятся партнерами. Однако человек, хорошо понимающий и чувствующий вас, когда-то может оказаться не вашим партнером, а вашим врагом. Если быть точным, для настоящего партнерства понимание Другого обязательно, но само понимание Другого не является гарантией партнерских отношений.
Оценка второй позиции
Если и существует секрет жизненного успеха, то он сводится к одному: к умению поставить себя на место другого. (Генри Форд)
Умение увидеть происходящее глазами собеседника, способность понять своего партнера, возможность почувствовать состояние другого человека — все эти предельной важности вещи дарит развитая вторая позиция восприятия. Это необходимо и в личных, и в деловых отношениях, и в ситуации ссоры с близким человеком, и на переговорах с важным деловым партнером.
Вы можете быть предельно уверены в правильности своего взгляда и своего понимания происходящего, но это совершенно не значит, что эту ситуацию так же видит и понимает другой. А, как бы сильно вы не продвигали свое видение ситуации, без представления, как эту же ситуацию видят окружающие и ваш конкретный партнер, вы будете неэффективны. Умение и привычка видеть ситуацию со стороны Другого есть такое же обязательное и естественное для делового человека умение, как умение пользоваться авторучкой или компьютером.
В споре, кроме правоты своей, это умение помогает увидеть правоту собеседника и вместо того, чтобы тупо упираться, вы можете его сильные стороны использовать в своих интересах.
Если вы находитесь в конкурентных отношениях, то, имея необходимую информацию, вы сможете предугадать направление ударов и заранее выставить необходимую защиту. Если же возможно сотрудничество, то понимание интересов другой стороны даст вам возможность интересы свои и партнера успешно соединить. Вы помните: «Лучшая сделка та, в который учтены интересы обеих сторон».
Кроме того, если вы можете понять и почувствовать, чего опасается партнер, вы можете при необходимости его успокоить и поддержать, а в каком-то другом случае, напротив, на этих тревогах сыграть и подтолкнуть к нужным решениям. В конфликте понимание партнера дает возможность отмечать не только моменты, когда обидно наезжают на вас, но и когда вы допускаете аналогичные наезды на другую сторону. Поставив себя на место другого, вы поймете, как в некоторых случаях вас трудно простить, и увидите, как глупо с вашей стороны так долго дуться.
Для других человек в развитой второй позицией восприятия — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».
Однако привычка на все смотреть с точки зрения партнера имеет и свою негативную сторону: понимая и чувства заботы и потребности окружающих, человек может легко «вестись», некритично подчиняться их нередко спорным ожиданиям и забывая о делах и потребностях своих.
Вторая позиция должна не отменять, а дополнять первую позицию. Понимая и чувствуя ситуацию другого человека, нужно одновременно помнить и о своих целях и задачах.
Как развивать у себя вторую позицию
Основные техники, помогающие освоить умение воспринимать ситуацию глазами Другого, это:
- Моделирование реакции — привычка ставить себя на место собеседника (хотя бы мысленно) и посмотреть на происходящее его глазами.
- Вчувствование («впрыгивание») — умение непосредственно, телесно чувствововать состояние другого человека.
- Внимательно слушать собеседника, внимательно относиться к его словам. Запоминать, что важно для человека.
- Находиться в режиме Тотального Да — стремиться не оспорить, а найти общее, понять точку зрения собеседника.
- Подстраиваться под человека, копировать его походку, выражение лица, дыхание, стиль речи и шире — образ жизни в целом.