Враждебность
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Враждебность — недоброжелательное отношение, готовность или желание причинить зло. Иногда — самоутверждение путём насилия. Типовое выражение враждебности — гнев.
Не следует искать во враждебности глубинные психологические корни («ребенка не долюбили», «психологическая травма» и пр.), чаще всего это просто закрепившаяся дурная привычка. Родители позволяли ребенку в детстве чуть ни что психовать, бить игрушки и маму — вот ребенок к этому и привык. Как бы родители ни обосновывали такое свое поведение («эмоции естественны», «вредно подавлять гнев» или просто «я плохая мама»), результат один — в ребенке развивается привычка на жизненные затруднения реагировать по психопатическому типу.
Враждебность мешает человеку устанавливать нормальные человеческие отношения и вредна для здоровья.
Разовые проявления враждебности или неприязни не опасны для здоровья, проблема возникает, когда враждебность становится чувством, определяющим антагонистический стиль поведения данной личности, который характеризуется постоянной подозрительностью и цинизмом, склонностью делать грубые и язвительные замечания, а также более открыто обнаруживать раздражение и ярость.
Определенную надежду вселяет информация о том, что хронический гнев не является смертным приговором, поскольку враждебность — это всего лишь привычка, от которой можно избавиться. Для проведения специального исследования на медицинском факультете Стэнфордского университета была разработана программа, в которую включили группу пациентов, переживших сердечный приступ. Цель программы заключалась в том, чтобы помочь им смягчить установки, служившие основой их раздражительности. Пациентов учили сдерживать гнев, а в результате число повторных сердечных приступов в этой группе оказалось на 44 процента меньше, чем у тех, кто не пытался избавиться от враждебности.
Исследования по программе Уильямса дали те же положительные результаты. Как и в программе Стэнфордского университета, программа Уильямса имела целью познакомить с основными составляющими эмоционального интеллекта, и, в частности, научить распознавать гнев в самом его начале, управлять им, если он так или иначе проявился, и привить навыки эмпатии. Пациентов просили кратко записывать циничные или неприязненные мысли, как только они заметят их появление. Если мысли упорно сохранялись, они старались воспрепятствовать им, говоря (или думая): «Стоп!» Им рекомендовали намеренно заменять циничные, подозрительные мысли благоразумными, когда они пытались справиться с ситуациями, например, если лифт все никак не приходил, поискать какие-нибудь смягчающие обстоятельства, вместо того чтобы питать гнев против какого-то воображаемого беспечного типа, который якобы виноват в этой задержке. Что же касается столкновений, оставляющих чувство разочарования, то люди приобретали умение взглянуть на вещи с точки зрения другого человека, они учились эмпатии — бальзаму от гнева.
В качестве подсказки — мнение врача: «В качестве лекарства от враждебности нужно научить свое сердце больше доверять людям. Все, что требуется, так это правильная мотивация. Когда люди понимают, что их враждебность может свести их в могилу, они готовы попробовать что-то изменить».
Комментарии (1):
Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей, онлайн флэш: http://www.psi-test.ru/commu/Hostility-Cook-Medley.html