Виды конфликтов
Во-первых, есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Насколько мы захотим и сможем участвовать в конфликтах вокруг нас — вопрос совсем отдельный.
Во-вторых, начиная конфликт, люди таким образом пытаются решить те или иные свои задачи. Этими задачами могут быть:
- конкурентная борьба за нечто ценное, конфликт интересов.
Кому достанется последний билет? Два ребенка хотят одну игрушку. Два молодых человека соперничают за внимание девушки. Одно свободное место на стоянке, к нему одновременно подъезжают два автомобиля...
- устранение опасности: мне что-то или кто-то грозит, я хочу избежать потерь и других неприятностей.
«У меня стали отбирать кошелек, я стал отбиваться».
- устранение препятствия: я хочу что-то получить, другой человек или его мнение выступает препятствием. Стоит задача устранения препятствия...
«Я хочу на Черное море, а муж хочет на Белое. Ну и что мне с ним делать, если нам ехать вместе?»
- решение вопроса о власти: должно быть по-моему, так, как сказано, как мне хочется.
«Я сказал, что в субботу мы едем на дачу!»
- уважение статуса: человека задевает то, как к нему обращаются, и его задача добиваться уважения собственного статуса.
«Я не претендую, чтобы было по-моему, но я настаиваю, чтобы мое мнение было рассмотрено. Мы — на равных!»
Таким образом, основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса.
При этом далеко не все люди в конфликте понимают свои задачи, чаще люди вовлекаются в конфликт, уже начатый другими людьми, и только отыгрывают те роли, которые им заданы извне. Таким образом, есть конфликт авторский, и есть конфликт Жертвы.
Например Конфликт близких людей — типовой конфликт Жертвы. Если разбирать конфликты Жертвы по причинам, их вызывающим, то можно выделить конфликт интересов, конфликты по недоразумению, конфликт из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие. Смотри Причины конфликтов
Если различать конфликты по областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), то выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.
По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Дикое поведение и дикий конфликт — это всегда пассивное, как правило эмоциональное, вовлечение в конфликт, после чего следует сдача (следствие — унижение) либо ответная агрессия, как правило с превышением уровня (следствие — эскалация конфликта)
Цивилизованное поведение в конфликте и цивилизованный конфликт предполагает осознанность, возможность как свободного входа в ситуацию конфликта, так и выхода из нее (следствие — сохранение достоинства и прекращение конфликтного поведения).
А.П. Егидес различает следующие способы поведения в конфликтной ситуации:
- Дикий, неуправляемый конфликт — вламываемся сразу в атаку, мгновенно проводим эскалацию конфликта, перескакивая несколько ступеней подряд, заканчиваем бурными криками или дракой.
- холодное сдерживание — «народ безмолствовал» — это про это. Затишье перед бурей. Я молчу и молчу грозно. И если все-таки моего терпения не хватит — начнется неуправляемый конфликт.
- пристройка снизу — мольбы и подкупы с целью прекратить конфликтное поведение.
- избегание — сознательный уход от контакта (выключенный мобильник, регулярное «я не дома»)
- продолжение синтонного поведения. Когда-то конфликтное поведение можно как-бы не заметить, пропустить, продолжать вести себя по прежнему тепло и синтонно. Если просто к синтонности добавляется конструктив, ситуация может быть просто решена без всяких разборок.
- мягкая конфронтация — это уже «цивилизованный» конфликт. В этом случае просто внимание акцентируется на конфликтогене, звучит просьба снять конфликтоген, ситуация разруливается в мирную сторону.
- жесткая конфронтация — это нарастающая жесткий вариант «мягкой конфронтации». Здесь звучит уже не просьба, а требования, синтонов употребляется по минимуму, звучат уместные конфликтогены
- управляемый конфликт — конфликт раскручивается на более высокую инстанцию, поднимается на ступеньку вверх.