Удивление как стимул к познанию

01 октября 2022 г. в 21:51

Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках

Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори»

​Умение обдумывать и описывать свою жизнь совершенно не присуще ребенку до шести лет. У взрослых подобное явление ученые называют рефлексией. Считается, что человек, хорошо владеющей рефлексией, высокоинтеллектуален.

В последние годы психологи научились развивать у людей рефлексивное сознание. Успеха можно достигнуть, занимаясь с детьми начиная уже с шести лет - времени, когда ребенок переживает период так называемой детской вопросительности, то есть способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.

​​​​​​​Ваш малыш еще не спрашивал, где у грибов листья, если они растения?

Подобные вопросы вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка.

...На улице прошел дождь. Мама говорит:

- Сколько воды! Сплошные лужи во дворе! Гулять пойдем через полчаса.

Наконец вышли на улицу.

- Ух ты! - удивляется мама. - Ни одной лужи! Сухо!

- А куда же лужи за полчаса делись? - спрашивает малыш.

Вот и настала точка удивления. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить явление природы. Тогда мама предлагает ему сформулировать свою гипотезу. Она говорит:

- А как ты думаешь?

- Думаю, что они по капелькам улетели.

- А как можно доказать, что лужи «улетели»?

Надо сказать, что дети по-разному отвечают на этот вопрос. Сколько детей, столько и версий. Но в нашем случае верный ответ совершенно не важен. Важен процесс рассуждений маленького ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно помогать развитию мышления ребенка.

- Какое у тебя замечательное мороженное в руке! Сливочное эскимо с клубничным джемом! Что ты с ним собираешься делать?

- Конечно, есть!

- Понятно.

Мама помогает малышу снять обертку, и он принимается за любимую еду.

- Ух ты! От эскимо только палочка осталась! Куда же оно делось?

- Не знаю куда! Я его проглотил, а потом...

Наступила точка удивления. Вот момент, когда мама может легко преподать ребенку первый урок анатомии. И вовсе не обязательно ждать 5-го класса школы, где по программе стоит тема «Желудочно-кишечный тракт».

  • Развитие ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании
В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребенка - это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь - опять-таки баловать. А вот японские мамы твердо знают, что чем больше любви в этом возрасте достается ребенку, тем лучше, и постоянно носят ребенка в специальном рюкзачке то на спине, то на груди.
01 окт. 2022 г.
Как развивать умственные способности ребенка
Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.
01 окт. 2022 г.
Как учить ребенка
Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».
01 окт. 2022 г.
Любознательность у детей
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах. На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
01 окт. 2022 г.
Обучение ребенка и типичные заблуждения родителей
Итак, вашему ребенку исполнилось три года. Наверное, вы безмерно рады, что трудное и напряженное время уже прошло. Теперь не нужно вскакивать по ночам, чтобы накормить малыша по требованию, носить бесконечно на руках и сновать по квартире вслед за ползающим и залезающим во все уголки маленьким чудом. Вместе с ребенком повзрослели и вы. Теперь у вас трехлетний родительский стаж (если, конечно, вы воспитываете первенца). Вы овладели множеством практических навыков по уходу за ребенком и, возможно, прочитали немало книг, посвященных воспитанию. Но вот удивительно: чем больше вы знаете и умеете, тем острее стоит вопрос, как не ошибиться, не опоздать, не навредить в таком сложном деле, как воспитание. Что важнее всего для трехлетнего ребенка? Чему его надо научить? От чего уберечь? Как быть уверенным родителем?
01 окт. 2022 г.
Особое мышление дошкольника
«Почему дует ветер?», «Откуда берутся реки?», «Что в радиоприемнике?»... Десятки и сотни вопросов обрушивает на головы взрослых 4-5-летний малыш. Как правило, в спешке, в суете мы просто отмахиваемся от них, иногда, занятые своими мыслями, что-то отвечаем, иногда они заставляют нас задуматься. В самом деле, как объяснить ребенку, откуда появляются дети, почему трава зеленая? Пройдут годы, прежде чем ребенок будет готов к восприятию научной картины мира, узнает и поймет те «внутренние механизмы», которые лежат в основе озадачивающих его явлений. Но малыш не может и не хочет ждать: ответить ему надо сейчас, не откладывая.
01 окт. 2022 г.
Удивление
Удивление — это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие.