Тест этикотипа
Автор: Елена Роулингс-Смит
Каждый из нас в течение дня в разных ситуациях может проявлять себя и как Творец и как Романтик и как Потребитель. Мне кажется, этическую типологию личности разумно связывать и строить на основе трех основных кругов жизненных ценностей.
Есть предположение, что один и тот же человек может, к примеру, в личных отношениях действовать, в основном, как Потребитель, между тем, как в работе он чаще Творец. Либо в работе он – Романтик, а в семейной жизни – Паразит, при этом в личном развитии – продуктивный Творец, автор какой-нибудь полезной книги.
Поскольку запросы клиентов, как правило, относятся как раз к одному из трёх кругов ценностей, то и методику выявления этического типа (этикотипа) я бы разделила на три блока вопросов: как ты себя ведешь в отношениях, на работе, в плане своего развития. Поскольку жизнь разнообразна и непредсказуема, то я бы использовала открытые вопросы с их последующим качественным анализом.
Примеры «отношенческих» вопросов:
1. Как в вашей семье проходит организация праздников, какова твоя роль?
2. Как проходит шоппинг, какова твоя роль?
3. Какие у вас есть семейные традиции, кто их придумал?
4. Как вы отдыхаете?
5. Если происходят ссоры, то каков их типичный сценарий?
Примеры «рабочих» вопросов:
1. Как ты считаешь, справедливо ли люди на твоей работе занимают должности?
2. Что для тебя важнее – получать удовольствие от работы или получать достойную зарплату?
3. Насколько ты увлечен своей работой?
4. Ты хочешь быть лучшим сотрудником? Что ты готов для этого сделать?
5. Как часто у тебя появляются идеи по улучшению работы?
Примеры вопросов «роста»:
1. Каких целей ты хочешь достичь?
2. Зачем тебе это?
3. В чем ты видишь своё предназначение?
4. Когда ты чувствуешь свою самореализацию наиболее полно?
5. Какие психологические навыки для тебя наиболее важны?
После того, как клиент ответил на вопросы, а консультант зафиксировал результаты, прикладываем к координатам «Забота: о себе-о других; за свой счет – за чужой счет». Можно при этом рассуждать вместе с клиентом вслух.
И всё становится ясно.