Техники расслабления
Автор: Александр Гамалеев, психолог
Преподаватель Университета практической психологии
Наставления Александра Гамалеева студентам Университета практической психологии
Наговаривать ли текст от первого или от второго лица? Мне больше нравится вариант «от первого». В этом случае вы занимаете нейтральную позицию, клиент просто примеряет ваш текст на себя. По мне такой текст помогает самому вживаться в образ и от того становится более «проникновенным». Если по какой-то причине вы желаете занимать родительскую позицию во время расслабляющего сеанса, то для этого больше подойдет текст от второго лица.
Лучше использовать «плавные перетекания» внимания по участкам части тела и от одной части к другой, чем «дискретные перескакивания». Также стоит обращать внимание на равномерность темпа, в некоторых работах темп замедлялся при концентрации на отдельной части тела и заметно убыстрялся при переходе к следующей.
Сначала последовательно расслабляем все участки части тела, а потом уже фиксируем расслабление целиком: «моя правая нога расслаблена». А то в некоторых работах сразу утверждается, что вся нога расслаблена, а потом уже внимание обращается на расслабление, например, пальчиков ног.
В некоторых работах предлагается расслаблять только через «тепло», экономя на «тяжести». Интересно узнать о результатах. Я лично предпочитаю классическую последовательность: сначала тяжесть, потом тепло.
Осторожнее с использованием некоторых терминов. Например, «набухание» может вызывать неприятные ассоциации с отеками.
Дыхание — вещь очень индивидуальная, поэтому, задавая ритм «вдох–выдох», вы рискуете «не попасть». Поэтому для дыхания, как и для сердцебиения лучше ограничиться общими формулировками: «Мое дыхание спокойное и ровное».
Многие из вас удачно включили в сеанс установку на бодрое пробуждение. Интересно было бы поэкспериментировать с пробуждением через определенный временной период, как в классическом примере: «Штирлиц спал, но знал, что ровно через 20 минут он проснется бодрым и полным сил».
Еще по бодрому выходу — ваш голос на этой стадии должен звучать гораздо бодрее, и музыку можно сменить.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Как работать, чтобы хотелось жить? Как жить, чтобы хотелось работать?»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>