Техника «Стратегия творчества Уолта Диснея» (НЛП)
Книга «Руководство к курсу НЛП-практик». Авторы: Андрей Плигин, Александр Герасимов, «Центр НЛП в образовании». Издание «КПС+», 2000.
Статья из главы 6. Что помогает людям быстрее и эффективрнее достигать своих целей
Роберт Дилтс выявил и описал модель одной из стратегий, используемых Уолтом Диснеем, беспредельно талантливым и успешным человеком, чье творчество до сих пор восхищает своими масштабами и изяществом и приносит удовольствие миллионам детей и взрослых во всем мире. Ценность данной модели в том, что она описывает общую креативную стратегию, которая может быть применена для решения любой задачи в различных областях человеческой деятельности.
У Диснея было богатое воображение, он позволял себе мечтать о таких «нереальных» проектах, о которых никто даже подумать не мог. Мечта — первый шаг на пути к достижению любого результата. К сожалению, многие люди, выходя из детского возраста, оставляют там гениальную способность — мечтать о чем-то очень интересном. А если человек запрещает себе мечтать «на полную катушку», с трудом представляет, чего самого лучшего он хочет достичь, то как же он сможет достичь того, о чем имеет туманное и размытое представление?
Есть люди, которые много мечтают, но многие их мечты так и остаются сладкими грезами и не находят своего воплощения в реальности, потому что эти люди не знают, каким образом можно реализовать свои мечты. Бывают и такие, кто только начав и еще не успев полностью насладиться мечтой, тут же разносят ее в пух и прах, опасаясь трудностей, которые могут им встретиться на пути. Конечно, названные выше типы людей — результат больших обобщений, но, наверное, каждый из нас время от времени склонен принимать какую-либо из подобных точек зрения.
Сам Уолт Дисней работал с мечтой примерно так: сначала он создавал ее или полное видение всего фильма от начала до конца. Он входил в ощущения и переживания каждого персонажа фильма, представляя, как именно этому герою видится данная история. Затем Уолт Дисней подходил к своему плану как реалист. Он взвешивал финансы, время, ресурсы и собирал всю нужную информацию для того, чтобы убедиться, что фильм можно сделать удачно, что мечта может стать реальностью. После того как он выстраивал весь проект создания фильма, он смотрел на него с другой стороны — с точки зрения критически настроенного зрителя. Он задавал себе вопрос: «Было ли все увиденное интересным? Было ли оно развлекательным? Не было ли чего-то лишнего, несмотря на всю мою привязанность к этому?»
Дисней выделял три различных процесса размышления над мечтой, попеременно вставая на позиции Мечтателя, Реалиста и Критика. Те, кто работал с ним, знали об этих 3 позициях, но никогда не знали, какую из них он примет во время обсуждения. Возможно, он всегда умело балансировал, вставая на ту позицию, которая в данный момент была нужна больше всего.
Основную цель техники «Стратегия творчества Уолта Диснея» можно выразить следующими словами: организовать процесс мышления человека при планировании таким образом, чтобы помочь ему использовать уже имеющиеся у него творческие способности в нужное время и в нужном месте. Поэтому первое, что важно при этом сделать, — выделить позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, которые у человека обычно смешаны. А затем позволить поочередно каждой роли в полной мере реализовать свои возможности, в то время как две другие будут терпеливо ждать своей очереди. Одна из значимых пресуппозиций в технике «Стратегия творчества Уолта Диснея» состоит в том, что Мечтатель, Реалист и Критик составляют единую команду, объединенную целью создания самого лучшего проекта решения поставленной задачи.
Каждая позиция в технике «Стратегия творчества Уолта Диснея» имеет свой набор характеристик. Так, Мечтатель превосходно использует визуальную модальность, что позволяет создать яркое и детальное видение мечты и иметь доступ ко многим ее аспектам одновременно. Также для Мечтателя характерно думать категориями будущего времени и фокусироваться на поиске нового и нестандартного. Реалист делает упор на кинестетическую модальность, что помогает ему прочувствовать реальность воплощения мечты и представить процесс ее реализации в форме конкретных действий и шагов. Реалист существует в настоящем времени и ценит процесс. Критик размышляет логично и последовательно, задавая себе самые разные вопросы о сложностях и противоречиях, с которыми можно столкнуться при реализации мечты. Для этого он использует внутренний диалог и апеллирует к прошлому времени, анализируя старые ошибки.
Как можно видеть из представленного выше описания, позиции Мечтателя, Реалиста, критика являются отдельными микростратегиями, а всю технику «Стратегия творчества Уолта Диснея» можно рассматривать как макростратегию творчества.
Данная техника может быть использована как для индивидуального консультирования, так и для группового мозгового штурма. Для этого могут быть отведены особые пространства в большом помещении (или даже отдельные комнаты), которые будут играть роль пространственных якорей. Хорошо, если эти пространства будут иметь особый дизайн, настраивающий на работу в конкретной позиции. Также для группы, участвующей в мозговом штурме, полезно написать сенсорно выверенные инструкции.
ПРАКТИКА
Шаги техники «Стратегия творчества Уолта Диснея»
(разновидность позиционной техники)
(в парах)
Хорошо подумайте, прежде чем использовать технику «Стратегия творчества Уолта Диснея», так как, возможно, именно сегодня вам придется расстаться с вашей давней мечтой, потому что она начнет превращаться в реальность.
1. Подготовьте четыре места в пространстве.
Рис. 6.2. Размещение позиций в пространстве для каждой из ролей
2. Войдите в позицию Мечтателя.
Мечтатель — человек, создающий «воздушные замки». Все, что он умеет делать — это «гениально мечтать», отрываясь от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своем роде мечты. Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность реализации вашей мечты. Представьте самый лучший образ: себя, реализующим эту мечту. Вы достигнете больших результатов, если увидите все это как цветной и яркий фильм. После того как видение вашей мечты будет полностью сформировано, переходите к следующему этапу.
3. Войдите в позицию Наблюдателя.
Наблюдатель — лицо нейтральное. Его цель — наладить эффективную работу всех трех позиций и осуществлять своевременную связь между ними. С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту.
4. Войдите в позицию Реалиста.
Реалист — человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его мало интересует, что было вчера и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому он всегда может выбрать из многообразия предложений только те, которые можно реализовать в данной ситуации. Рассмотрите проект реализации мечты, предложенный Мечтателем, и выберите из него только те пункты, за воплощение которых вы точно можете поручиться. Для осуществления этой задачи вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и представить, как вы воплощаете ее в жизнь. Серией каких реальных действий может быть выражена эта мечта?
5. Войдите в позицию Наблюдателя.
С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист как готовое к реализации и передал на доработку Критику.
6. Войдите в позицию Критика.
Данный Критик очень необычен: он изначально настроен позитивно к мечте и ее реализации. Своей задачей он считает, основываясь на богатом прошлом опыте, предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как проект начал реализовываться. Критик умеет находить такие вопросы, о которых не думал ни Мечтатель, ни Реалист. Он по пальцам может пересчитать подводные камни на пути реализации мечты и заранее указать те места, где нужно «подстелить соломки», чтобы все прошло гладко. Таким образом, его задача — формулировать вопросы и задания для Мечтателя. Разобравшись с информацией, полученной от Реалиста, подумайте о возможных трудностях в осуществлении данного проекта. Просчитайте возможные негативные последствия его воплощения. Укажите в позитивной форме те места, которые еще надо доработать, прежде чем претворять в жизнь задуманное.
7. Войдите в позицию Наблюдателя.
С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Критика и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист, и какие вопросы предложил Критик на доработку Мечтателю.
8. Вернитесь в позицию Мечтателя.
Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций, и на ее основе создайте дополненный обновленный образ мечты. Может быть, мечта и перестала быть глобальной, но зато она стала более четко и ярко прорисовываться, приобретая реальные очертания. Используя свои колоссальные творческие способности, нарисуйте самый лучший образ, используя тот материал, который у вас теперь есть.
9. Войдите поочередно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для обработки дополнительной информации о преобразованной мечте, полученной от Мечтателя.
10. Переход от одной позиции к другой согласно шагам № 2—7 совершается до тех пор, пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки.
11. Интеграция позиций.
Рис. 6.3. Интеграция позиций
12. Когда проект воплощения мечты в жизнь будет полностью доработан, войдите еще раз в каждую из 3 позиций, минуя позицию Наблюдателя, обратите внимание на характерные для каждой позиции состояния и способы работы с мечтой и объедините их в себе.
13. Подстройка к будущему.
Теперь, когда вы имеете полное представление о том, что и как следует делать, чтобы получить плоды от реализации вашей «бывшей» мечты, с каких самых первых конкретных шагов вы начнете действовать, чтобы задуманное начало материализовываться?