Свободное воспитание и принуждение

01 октября 2022 г. в 21:49

Сторонники свободное воспитание идейно выступают против любого принуждения, а поэтому - и против воспитания, содержащего элементы принуждения.

Лев Николаевич Толстой, как убежденный сторонник свободного воспитания, писал об этом так: "Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Допустимо и законно только образование, как свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут. Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям". См.

Сторонники свободного воспитания исходят из того, что ребенок рождается изначально свободным, а принуждение в процессе воспитания этой свободы его лишает. Кажется, однако, что такой взгляд - скорее заблуждение, и даже два заблуждения. Первое: ребенок рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым как от внешних влияний, так и от своей внутренней природы. Второе: принуждение в процессе воспитания ребенка свободы не лишает, а как раз к свободе ведет. См.

Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания - просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся о сохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом. См.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель... См.

Файлы:
  • Свободное воспитание
  • Принуждение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

31 дек. 2005 г.
Необходимое, достаточное и рискованное воспитание
Различение видов воспитания, полезное для решения вопроса о необходимости того или иного воспитания. 
01 окт. 2022 г.
Принуждение и ощущение свободы
Можно ли, находясь в ситуации объективного принуждения в отношении себя, ощущать себя свободным? Когда-то - точно можно. Каждого из нас с утра до вечера лишает полета и принуждает ходить по земле всемирное тяготение, каждого из нас принуждают к определенному маршруту стены квартиры, в которой мы живем, но эти обстоятельства не создают нам ощущения стесненности, не мешают нам жить в ощущении свободы.
01 окт. 2022 г.
Свобода и принуждение
Сторонники свободного воспитания исходят из того, что ребенок рождается изначально свободным, а принуждение в процессе воспитания этой свободы его лишает. Кажется, однако, что такой взгляд - скорее заблуждение, и даже два заблуждения. Первое: ребенок рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым как от внешних влияний, так и от своей внутренней природы. Второе: принуждение в процессе воспитания ребенка свободы не лишает, а как раз к свободе ведет.
31 дек. 2009 г.
Толстой о воспитании
Л.Н.Толстой считал, что воспитание, в том числе школьное воспитание, вредное и недопустимое дело. "Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим, "- говорит Толстой.
01 окт. 2022 г.
Виды свободного воспитания
Понятие о свободном воспитании сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.