Принуждение и ощущение свободы
При воздействии на себя
Можно ли, находясь в ситуации объективного принуждения в отношении себя, ощущать себя свободным? Когда-то - точно можно. Каждого из нас с утра до вечера лишает полета и принуждает ходить по земле всемирное тяготение, каждого из нас принуждают к определенному маршруту стены квартиры, в которой мы живем, но эти обстоятельства не создают нам ощущения стесненности, не мешают нам жить в ощущении свободы.
Соответственно, если принуждение от других людей мы можем воспринимать не как межличностные отношения, а как влияние обстоятельств (люди с их намерениями - ведь это тоже обстоятельства?), то ощущения принужденности уже не возникает. Есть нормальная рабочая ситуация, которую можно решать делать образом.
Воздействуя на других
Можно ли. воздействуя на кого-то, сочетать фактическое принуждение с ощущением свободы тем, не кого вы воздействуете?
Можно, это издавна практикуется в свободном воспитании. Провозглашаю свои идеи о том, что ребенок должен расти свободно, ребенка нельзя принуждать, представители свободного воспитания на практике больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали.
Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель... См.→
Свобода и принуждение
Принуждение воспринимается особенно остро, если человек убежден, что он имеет право на свободу, а это право у него отнято. Как минимум, тут нужно учесть, что с рождения никто из нас свободными не являлся. Человек рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым хотя бы от своей внутренней природы. Воспитание обязано начинаться с принуждения, но заканчиваться - свободой. Путь к свободе лежит через грамотно организованное принуждение. См.→
Свободное воспитание и принуждение
Свободное воспитание идейно выступает против любого принуждения, против любого принуждающего воспитания, разрешая только образование по желанию. См.→