Принуждение и ощущение свободы

01 октября 2022 г. в 21:42

При воздействии на себя

Можно ли, находясь в ситуации объективного принуждения в отношении себя, ощущать себя свободным? Когда-то - точно можно. Каждого из нас с утра до вечера лишает полета и принуждает ходить по земле всемирное тяготение, каждого из нас принуждают к определенному маршруту стены квартиры, в которой мы живем, но эти обстоятельства не создают нам ощущения стесненности, не мешают нам жить в ощущении свободы.

Соответственно, если принуждение от других людей мы можем воспринимать не как межличностные отношения, а как влияние обстоятельств (люди с их намерениями - ведь это тоже обстоятельства?), то ощущения принужденности уже не возникает. Есть нормальная рабочая ситуация, которую можно решать делать образом.

Воздействуя на других

Можно ли. воздействуя на кого-то, сочетать фактическое принуждение с ощущением свободы тем, не кого вы воздействуете?

Можно, это издавна практикуется в свободном воспитании. Провозглашаю свои идеи о том, что ребенок должен расти свободно, ребенка нельзя принуждать, представители свободного воспитания на практике больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали.

Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель... См.

Свобода и принуждение

Принуждение воспринимается особенно остро, если человек убежден, что он имеет право на свободу, а это право у него отнято. Как минимум, тут нужно учесть, что с рождения никто из нас свободными не являлся. Человек рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым хотя бы от своей внутренней природы. Воспитание обязано начинаться с принуждения, но заканчиваться - свободой. Путь к свободе лежит через грамотно организованное принуждение. См.

Свободное воспитание и принуждение

Свободное воспитание идейно выступает против любого принуждения, против любого принуждающего воспитания, разрешая только образование по желанию. См.

Файлы:
  • Принуждение
  • Ощущение свободы

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Чтобы ребенок жил в ощущении свободы
Свободное воспитание заботится о том, чтобы ребенок жил в атмосфере свободы, чувствовал себя хозяином своей жизни, чтобы принуждение в отношении себя он не чувствовал. Как можно этого достичь?
01 окт. 2022 г.
Свобода и принуждение
Сторонники свободного воспитания исходят из того, что ребенок рождается изначально свободным, а принуждение в процессе воспитания этой свободы его лишает. Кажется, однако, что такой взгляд - скорее заблуждение, и даже два заблуждения. Первое: ребенок рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым как от внешних влияний, так и от своей внутренней природы. Второе: принуждение в процессе воспитания ребенка свободы не лишает, а как раз к свободе ведет.
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание и принуждение
Сторонники свободное воспитание идейно выступают против любого принуждения, а поэтому - и против воспитания, содержащего элементы принуждения.