Срываюсь на людей
Автор: Наталия Дворкина
Бизнес-психолог, тренер, коуч ТОП-уровня, директор по развитию персонала, HR-консультант
"Здравствуйте! У меня проблема – постоянно испытываю сильный стресс, когда вожу машину. Очень остро реагирую на всякие непредвиденные опасные ситуации: когда объезжают по обочине и вклиниваются в поток передо мной, когда подрезают или не пропускают тогда, когда это не составляет никакого труда. У меня сильная злость, я прямо хочу иногда догнать эту машину и физически расправится с водителем. Что делать? Из-за постоянного стресса у меня вообще в жизни все перестало складываться: стал нервный, раздражительный, срываюсь на родственниках. Кажется, что от людей одно зло можно ожидать и жить не хочется, никакой надежды нет. Помогите, пожалуйста"
1. Контакт, поддержка, настрой на работу:
Здравствуйте, чувствуется, что Вы уже обдумывали ситуацию, поскольку четко описываете ее. Очень хорошо, что есть желание двигаться вперед и менять свое состояние. Вы задаете правильный вопрос: «Что делать?». Думаю, мы сможем найти ответ.
Однако, должна предупредить, что «волшебной таблетки» не будет. Прежде, чем двигаться дальше, скажите, Вы готовы прилагать усилия и работать над собой?
Работа не сложная, но постоянная. Иногда интересная, иногда – не очень. А вот выполнять ее регулярно для получения результата важно.
Усилия сравнимы с прилагаемыми усилиями по мытью посуды: физически несложно, при этом постоянно.
Мне думается, Вы справитесь. Как считаете? Работаем?
2. Уточнение запроса, перевод формата из «проблемы» в «задачу».
Давайте определим над чем будем работать в первую очередь, поскольку Вы озвучиваете сразу несколько тем:
- Сильный стресс, когда вожу машину.
- Острая реакция на непредвиденные опасные ситуации.
- Сильная злость.
- Желание догнать и физически расправиться с водителем.
- Стал нервный, раздражительный.
- Срываюсь на родственниках.
- Кажется, что от людей можно ожидать одно зло.
- Жить не хочется.
- Никакой надежды нет.
Предположу, что будет выбран п.1
Расскажите, что Вы понимаете под словом «стресс». Как Вы его чувствуете? Что при этом происходит с вашим телом? Что вы ДЕЛАЕТЕ, когда стресс?
А Вы бы хотели, чтобы было как?
Итак, давайте сформулируем Задачу. Чего Вы хотите?
Перевод Проблемы в Задачу: Негативная цель - Позитивная цель - План действий - Первый шаг
Возможные варианты разработки плана:
- Расскажите, как долго Вам нужно ехать за рулем?
- Как вы отдыхаете? Как питаетесь? Курите?
- Скажите, а что бы Вы посоветовали своему другу, если бы он рассказал Вам, что при езде в машине у него все тело напряжено, и он плохо себя чувствует?
- А что еще можно сделать?
- Что Вам помогает улучшить настроение?
- Бывают ситуации, когда вы за рулем хорошо себя чувствуете? Опишите их.
По ходу разговора отмечать и развивать полезные решения и находки, направлять размышления в нужную сторону.
3. Возможные рекомендации по направлениям Ум, Душа, Тело:
Тело:
В первую очередь - оперативное решение: если чувствуете, что поднимается волна ярости, резко вздохните - и держите воздух в себе, не выдыхайте. Держите, держите, держите сколько сможете - кстати, вождению это вовсе не мешает. А когда держать уже не можете и выдыхнете, вы обнаружите, что никакой ярости уже нет. Ну и хорошо!
Далее - обратите внимание на свое здоровье. Раздражительность повышается, когда вы устали и не здоровы, и уходит, когда вы прекрасно себя чувствуете. Поэтому - наладьте режим отдыха. (Правильный вечер, Здоровый сон, Отдых в течение рабочего дня), больше двигаться, спорт и нормальный режим питания. Кстати, рассмотрите вариант частичного отказа от машины. Хотя бы один раз в неделю ездить на общественном транспорте или ходить пешком - хорошо!
Ум:
- Очень полезно поменять отношение к поведению других водителей: «Представьте, что езда по городу – это специальный тренажер. Тренируется ваше вождение в режиме неожиданных ситуаций и каждый водитель за рулем другой машины фактически ваш тренер». Или другой вариант: привести пример компьютерной игры, где водителей как таковых и нет. Играют машины. «Вокруг вас просто машины. Как другие объекты. Они в большинстве случаев двигаются по правилам, однако, могут и выходить за рамки правил. Ваша задача – доехать до пункта назначения целым и невредимым».
- Упражнение «не играем в Жертву»: разделить свои действия и обстоятельства. Я делаю, или со мной делают?
- Работа с верованием («Все должны ездить по правилам и уступать»). Знакомство с «Декларацией о принятии реальности».
- «Почему?» и «Зачем?». Сформировать привычку задавать себе вопрос: «зачем?» (Зачем я напрягаю мышцы? Зачем я злюсь? …)
Душа:
- Дневник эмоционального состояния.
- Спокойное присутствие. Можно выполнить упражнение : спокойно смотреть в глаза, при этом следить за расслабленностью своего тела. Потом дать ДЗ – тренироваться не меньше 15 минут в день.
- «Хорошо» - записать, что хорошего случилось за день. Что хорошего произошло с ним на дороге? (Сколько раз он пропустил другую машину? Отметить, кто его пропустил…)
- Прочувствованное удовольствие: обратить внимание на то, что ему нравится в вождении автомобиля. Дать ДЗ – записать как можно больше (не менее 10) удовольствий от езды за рулем.
- «Если бы я любил…» Можно начать с себя. Если бы Вы любили себя, Вы бы разрешили себе так себя вести? А как для Вас было бы лучше? Что для этого можно сделать?
- В острой ситуации:
Давайте договоримся о том, что вы будете делать, если возникает описанная вами ситуация на дороге: допустим, Вас не пропустили.
Ваши действия?
Проговорить ситуацию, уточняя: это ваши действия или обстоятельства? А как еще можно отреагировать? Что бы вы еще добавили к своему поведению?
Если клиенту самому переключить состояние не получается, как вариант для облегчения восприятия ситуации провести «Коллапс якорей».
Можно порекомендовать «отрабатывать» эмоции физически: тренажерный зал, отжимания, бег..
Еще вариант – в острой ситуации сильно напрячь тело и резко расслабить.
4. Подведение итогов:
В начале разговора мы с вами договорились, что нужно начинать действовать. Общий план действий мы обсудили.
Расскажите, как будете его выполнять?
Сколько времени в день выделите для выполнения упражнений?
С чего начнете? Что потом? Насколько часто?
К следующей нашей встрече что уже будет сделано?
Обсудить варианты контроля выполнения упражнений.
Например: ежедневные смс или письма по почте, контроль и расписка родственников, что-то еще по предложению клиента.
Важно! Слушая ответы, поддерживать, одобрять, аккуратно корректировать. Можно посоветовать начать с самого легкого.
В завершении еще раз подчеркнуть, что все получится. Главное – делать.