Социальное действие
Социа́льное де́йствие — действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Социальное действие - действие в человеческом, а не только предметном мире. Действие, основанием которого были отношения между людьми, либо имеющее целью влияние на людей и их отношения. Физическое действие манипулирует только с предметами, социальное - имеет в виду людей.
Собственно прибить гвоздями доски и сделать полку - действие физическое. Сделать полку для жены - действие социальное.
М.Вебер указывает четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
- целерационально, т.е. через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех). Похоже, что переводное слово Целерациональность - то же самое, что по русски целесообразность.
- ценностно-рационально, т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
- аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства. Импульсивные действия, действия продиктованные чувством.
- традиционно, т.е. через привычку.
Выбор социального действия: право и целесообразность
Не все в жизни определяется правом, нельзя забывать и о целесообразности.
Предположим, молодой отец не занимался маленьким ребенком, но вдруг заинтересовался и хочет, чтобы к нему прислушивались. Прав на это он, может быть, и не заработал (хотя - если он зарабатывал деньги, чтобы мама могла заниматься ребенком, это учитывать необходимо также), но если начать к его мнению по поводу разития и воспитания ребенка прислушиваться, он ребенком будет интересоваться и заниматься больше. Это - целесообразно.
Литература
- Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
- Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.
- Социальное взаимодействие