Семья — команда
Автор: Татьяна Буданцова
Источник - "Обучение персонала" № 5, 2007.
По оценкам детей, сегодня «главный» в семье - родители (мама или папа), поскольку они принимают решения. Родители же считают, что главные в семье - дети, так как семья служит их интересам. И при этом и родители, и дети утверждают, что ситуация их не устраивает. Почему?
В семье не должно быть единственного главного! Каждый член семьи является главным в зоне своих полномочий, о которых необходимо договориться между собой. Чтобы правильно распределить зоны полномочия, мы предлагаем наиболее важные решения, касающиеся всей семьи, выносить на семейный совет.
Семейный совет необходим для принятия решений, касающихся всей семьи, для планирования совместной деятельности взрослых и ребят, решения конфликтных ситуаций, которые не разрешаются естественным путем, предупреждения конфликтов.
А в случае возникновения аварийных ситуаций право принятия решения и ответственность берет на себя так называемый «аварийный лидер» - тот, кто в состоянии лучше всех справиться с ситуацией.
К аварийным ситуациям относятся пожар, внезапная тяжелая болезнь/травма одного из членов семьи, вооруженное нападение, ограбление, стихийное бедствие, нестандартная ситуация на выезде, решение, которое не удается принять семейному совету.
Семейный совет необходим для принятия решений, касающихся всей семьи, для планирования совместной деятельности взрослых и ребят, решения конфликтных ситуаций, которые не разрешаются естественным путем, предупреждения конфликтов. Совместными усилиями взрослые и дети разработали последовательность действий, в результате которых семейный совет работает эффективно. Основополагающим принципом работы семейного совета является принятие решений при полном согласии всех членов семьи, с учетом необходимости идти на взаимные компромиссы.
И взрослые, и дети отметили необходимость и важность совместной деятельности родителей и детей как ключевого способа создания семейной команды, выработки партнерских отношений, передач и от родителей к детям знаний и навыков. Как показывают наши игры, наиболее распространенными видами совместной деятельности являются:
- вынужденная совместная деятельность (чистота в доме, помощь престарелым родственникам);
- развлечения (отдых на природе, туристические походы, спортивные соревнования, культурные мероприятия);
- помощь - общение, размышления, поддержка, анализ ситуации, понимание проблем и способ их решения.