Ребенку скучно. Чем занять его досуг?
Автор: М.К. Смирнова, психолог
Скучающий ребенок - проблемный ребенок. Он то дергает родителей: "Поиграй со мной!", то пристает к другим детям, то начинает заниматься опасной ерундой.
Как помочь ребенку заняться по-настоящему интересным делом?
А кто будет решать, интересное ли дело или нет? Интересно ли возиться в грязи, гонять голубей, сидеть за компьютером дни и ночи напролет? Интересно ли читать, мыть полы, готовить? Насколько интересно ходить по улицам своего города, учиться играть на скрипке, узнавать что-то новое? Посмотрите на людей вокруг: для каждого из них ответы на эти вопросы будут разными.
Как маленький человек узнает, что интересно, а что – нет? Обычно это складывается из того, насколько:
- Получается дело (сложно, легко, красиво)
- Насколько другим нравится само дело и то, что делает ребенок
- Когда ребенок становится старше – насколько он сам видит смысл в этом деле
Поэтому помочь, заинтересовать, - значит, научить делать так, чтобы получалось (разбивая действия на маленькие, доступные части; ведя ребенка от простого – к сложному; повышая планку требований только после того, как он освоит дело хорошо), и самому родителю – интересоваться данным делом всерьез, по-честному (обращать внимание, замечать подробности, радоваться мелочам). Редко читают дети, родители которых больше любят телевизор или гулять. А вот если родители – музыканты, или хорошо говорят на каком-то языке – дети в семье, как правило, подхватывают эту традицию.
Родителям, как правило, актуальнее – заинтересовать ребенка чем-то полезным. Так, чтобы он с удовольствием делал дела важные и нужные. Ответ неизбежно вытекает из сказанного выше: начинайте сами делать это – с удовольствием, со вниманием, с радостью от процесса и от результатов. А сами себя заинтересовать – сможете? По тем же принципам: подмечайте, как и что делают люди, у которых получается так, что любо-дорого глядеть. Повторяйте еще и еще раз. Радуйтесь каждому своему продвижению. Делитесь находками с семьей, с ребенком; рассказывайте ему, что и как у вас получается, а что не получается, и как вы думаете это переделать. Ваш интерес к занятию, ваше внимание – те ценные дары, которые вы можете передать ребенку. Будьте щедрыми!
И еще одно: не думайте, что интерес вспыхивает мгновенно, что если сразу он не появился – его не будет никогда. Он может прорастать потихоньку, из теплых минут вместе с родителями, из воспоминаний «как не хотелось, как нам было трудно, - но мы сделали!», из заработанного мастерства. Не ждите инициативы от ребенка (если она есть – хорошо, нет – тоже хорошо), проявляйте ее сами. Никогда малыш не сможет сам пойти на детскую площадку, - он и узнает-то про нее от мамы. Никогда младший школьник сам не пойдет в поход или в консерваторию. За всеми этими действиями обязательно стоит какой-то человек. Взрослый, который рассказывает, ведет, учит. Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители. Каждый родитель ежедневно учит своего ребенка многим делам, - давайте делать это с интересом! Уважение тем – кто делает. И успех – тоже.
Успехов вам, друзья!
В этой статье изложен очень верный, но женский взгляд на ситуацию. Мужчины обычно этот вопрос решают проще и радикальнее: у всех членов семьи должны быть свои дела, свои семейные обязанности, и когда ты занят делом, тебе скучать некогда. А если ты скучаешь, значит ты не при деле. Подойди к родителям и узнай, чем тебе заняться, они помогут этот вопрос решить.