Ребенку скучно. Чем занять его досуг?

01 января 2010 г. в 08:17

Автор: М.К. Смирнова, психолог

Скучающий ребенок - проблемный ребенок. Он то дергает родителей: "Поиграй со мной!", то пристает к другим детям, то начинает заниматься опасной ерундой.

Как помочь ребенку заняться по-настоящему интересным делом?

А кто будет решать, интересное ли дело или нет? Интересно ли возиться в грязи, гонять голубей, сидеть за компьютером дни и ночи напролет? Интересно ли читать, мыть полы, готовить? Насколько интересно ходить по улицам своего города, учиться играть на скрипке, узнавать что-то новое? Посмотрите на людей вокруг: для каждого из них ответы на эти вопросы будут разными.

Как маленький человек узнает, что интересно, а что – нет? Обычно это складывается из того, насколько:

  • Получается дело (сложно, легко, красиво)
  • Насколько другим нравится само дело и то, что делает ребенок
  • Когда ребенок становится старше – насколько он сам видит смысл в этом деле

Поэтому помочь, заинтересовать, - значит, научить делать так, чтобы получалось (разбивая действия на маленькие, доступные части; ведя ребенка от простого – к сложному; повышая планку требований только после того, как он освоит дело хорошо), и самому родителю – интересоваться данным делом всерьез, по-честному (обращать внимание, замечать подробности, радоваться мелочам). Редко читают дети, родители которых больше любят телевизор или гулять. А вот если родители – музыканты, или хорошо говорят на каком-то языке – дети в семье, как правило, подхватывают эту традицию.

Родителям, как правило, актуальнее – заинтересовать ребенка чем-то полезным. Так, чтобы он с удовольствием делал дела важные и нужные. Ответ неизбежно вытекает из сказанного выше: начинайте сами делать это – с удовольствием, со вниманием, с радостью от процесса и от результатов. А сами себя заинтересовать – сможете? По тем же принципам: подмечайте, как и что делают люди, у которых получается так, что любо-дорого глядеть. Повторяйте еще и еще раз. Радуйтесь каждому своему продвижению. Делитесь находками с семьей, с ребенком; рассказывайте ему, что и как у вас получается, а что не получается, и как вы думаете это переделать. Ваш интерес к занятию, ваше внимание – те ценные дары, которые вы можете передать ребенку. Будьте щедрыми!

И еще одно: не думайте, что интерес вспыхивает мгновенно, что если сразу он не появился – его не будет никогда. Он может прорастать потихоньку, из теплых минут вместе с родителями, из воспоминаний «как не хотелось, как нам было трудно, - но мы сделали!», из заработанного мастерства. Не ждите инициативы от ребенка (если она есть – хорошо, нет – тоже хорошо), проявляйте ее сами. Никогда малыш не сможет сам пойти на детскую площадку, - он и узнает-то про нее от мамы. Никогда младший школьник сам не пойдет в поход или в консерваторию. За всеми этими действиями обязательно стоит какой-то человек. Взрослый, который рассказывает, ведет, учит. Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители. Каждый родитель ежедневно учит своего ребенка многим делам, - давайте делать это с интересом! Уважение тем – кто делает. И успех – тоже.

Успехов вам, друзья!

​В этой статье изложен очень верный, но женский взгляд на ситуацию. Мужчины обычно этот вопрос решают проще и радикальнее: у всех членов семьи должны быть свои дела, свои семейные обязанности, и когда ты занят делом, тебе скучать некогда. А если ты скучаешь, значит ты не при деле. Подойди к родителям и узнай, чем тебе заняться, они помогут этот вопрос решить.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Мама на карантине: как не сойти с ума в самоизоляции?"
12 апр. 2020 г.
Условия самоизоляции меняют режим дня, биоритмы и плотность личного контакта в детско-родительском взаимодействии. Особенно остро такой переход ощущается, когда есть дети-дошкольники. Детские сады закрыты, маме нужно выполнять работу на удалёнке, а ребёнок требует большого внимания.
1Подробнее →
Картинка к "Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители"
01 окт. 2022 г.
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. 
Картинка к "Домашние обязанности ребенка"
01 янв. 2013 г.
Наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения?
Картинка к "Приобщение ребенка к работе по дому"
01 окт. 2022 г.
Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если дети видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрения за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Ребенок должен понять, что он выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал.
Картинка к "Ребенок требует развлечений: «Поиграй со мной!»"
01 окт. 2022 г.
Нужно ли развлекать ребенка 3-х лет? Понимаю, что нужно играть с ним, заниматься, но если уж совсем времени нет, а он ходит по пятам и ноет, хнычет? Поиграй со мной, мама и т.д. Т.е., сам не может себя занять. Или начинает специально всякие бяки делать, надоедает… Игрушек, игр - полно, но играет когда уж очень хорошее настроение у него, или когда уж совсем меня разозлит и поймет что ждать меня нечего, нужно самому чем-то заняться.
Картинка к "Скука и дети"
01 окт. 2022 г.
«Мои сын постоянно ноет, что ему скучно и совершенно нечем заняться. Такое ощущение, что он просто ждет, что я буду его развлекать. Пробовала переключить его и предлагала заняться домашними делами или почитать, но он не хочет. Иногда он может просто лечь на кровать и смотреть в потолок, а когда я спрашиваю: «Чем занят?» — он отвечает: «Скучаю». Меня злит такое отношение к времени».