Печаль

01 января 2009 г. в 07:03

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Печаль имеет много лиц. Это сожаление, огорчение, грусть, тоска, уныние, боль, скорбь, горе, меланхолия… — так проявляет себя одна из распространенных негативных базовых эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения либо потере чего-либо. Какой бы ни была печаль, она всегда противоположна радости.

Что представляет собой печаль на уровне физиологии мозга? Субъективно это переживается как снижение настроения, но на деле — это не отсутствие эмоции, это не подавление и не торможение нейропсихических процессов. Нижние медиальные отделы префронтальной коры, обслуживающие эмоциональный интеллект, демонстрируют стойкое возбуждение у людей в переживании печали либо депрессии. То есть с точки зрения нейронов, с точки зрения материального субстрата психики,— то, что мы воспринимаем как подавленность и отсутствие настроения, это на деле очень яркая, сильная, стабильная эмоция, к тому же склонная уходить в самоподдерживающийся цикл. 

Фильм «Формула любви»

 

В чем смысл и внутренняя выгода печали?

Классический психоанализ по поводу печали создает очень сложные смысловые конструкции: «В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление...»

«Реальность подсказывает»? — или человек интерпретирует реальность определенным образом? «Сопротивление поднимается» — само поднимается? — или человек начинает сопротивление тому, что его не устраивает? — к концепции печали, изложенной Фрейдом, есть много вопросов. Если это не физиология, а душевная жизнь, то в свободном пространстве душевной жизни само ничего не происходит: все делает кто-то, почему-то или зачем-то...

 

В синтон-подходе печаль понимается по-другому, а именно как авторское действие, как небольшое убийство собственной жизненности, мелкое душевное членовредительство. Ребенок, которому не понравилось то, что сказали ему родители, вполне может опустить несчастно плечи, сделать несчастное лицо с выражением страдания и пойти вдаль, едва волоча ноги и показывая всем своим существом, как противные родители уничтожили его радость и лишили его желания в этом мире радоваться и вообще жить... Это спектакль, который вполне распространен и, как правило, эффективен. Со временем это становится просто дурной привычкой к внутреннему негативу.

Печаль — выражение неблагодарности к жизни. Вместо того, чтобы благодарить жизнь за то, что она тебе дала, печалящийся упрекает жизнь за то, что дали поздно или ненадолго. Слушай песню группы «Лейся, песня!»: «Где же ты была?» Человек наконец-то нашел свою любовь. У него радость — огромная, колоссальная! Которую он выражает в тоске — а вот чего же эта радость у него только сегодня, а не со вчерашнего дня?

Тот, кто умеет и любит быть счастливым, найдет счастье во всем. Вот, например, что делать, если перед вами Озеро Печали, и оно тянет вас? Нормальное большинство в него ныряет — и тонет. Рассудительные все-таки остаются на берегу и Озеро наблюдают как очередной природный объект. А самые веселые смело в него ныряют — и плещутся в сладкой Печали, наслаждаясь ее прозрачностью. А когда время купания заканчивается, они с Печалью благодарно прощаются и спокойно идут себе дальше.

Склонность к печали воспитывают художественные произведения романтического крыла, где печаль показывает возвышенность натуры. Для Романтика, как этикотипа, очень характерно чередование необоснованного энтузиазма и неоправданной печали. С возрастом количество энтузиазма уменьшается, печаль становится преобладающим эмоциональным фоном. В мелких дозах печаль украшает жизнь, как приправа делает пищу вкуснее. Если печаль становится основным фоном жизни, такая жизнь становится малосъедобной, как и блюдо, состоящее из одной приправы.

Деятельные люди к печали не склонны, и если им что-то не нравятся, они или покидают место, которое их не устраивает, или ищут возможность там что-то изменить.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Печаль

Комментарии (1):

Гость, 27 февраля 2014 г. в 16:50
Хорошо и дельно написано. Стараюсь именно так и вести себя по отношению к грусти-печали. Мне приходится непросто, ибо это состояние у меня - наследственное. Моя бабушка в зрелом возрасте была постоянно подавлена: от неё ушёл любимый муж... Также вела себя и моя мама. Она была вечно грустна и чем-то недовольна; оживала редко, и это почти всегда совпадало с принятием спиртного (банкет, праздник). Только тогда я и видела её весёлой... Мне думается, что так жили - несмотря на идеологию - многие и многие в "Совдепии"...

Материалы по теме:

Картинка к "Ключи печали"
01 окт. 2022 г.
Ключи печали: опущенные плечи, закрытые руки, Снижение энергетики: потухшие глаза, отпущены мышцы под глазами, Ключи печали можно снять ключами радости
0Подробнее →
Картинка к "Кто такой Романтик по жизни?"
01 янв. 2006 г.
Романтик — личностный тип в этической типологии личности и один из способов человеческой жизни.
Картинка к "Печаль по Фрейду"
01 окт. 2022 г.
Печаль является всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т. п. Под таким же влиянием у некоторых лиц вместо печали наступает меланхолия, отчего мы подозреваем их в болезненном предрасположении.
Картинка к "Романтики и печаль"
01 янв. 2010 г.
Как и Творцам, Романтикам обычно присущи высокие стремления и нравственные идеалы.
Картинка к "Внутренние выгоды негативных эмоций и состояний"
01 янв. 2014 г.
У людей бывают разнообразные проблемные, негативные внутренние состояния.