Можно ли влиять на человека через чувство вины?

20 января 2005 г. в 06:50

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Чувство вины — достаточно действенный и распространенный способ управления людьми, особенно людьми близкими, хотя этическая оценка такого способа влияния непроста.

Фильм «Весна, лето, осень, зима и снова весна»
Фильм «Утренний поезд»

Как инструмент воспитания, вина — метод принуждения. Чтобы остановить свою агрессию в отношении других детей, у ребенка может не хватать разума и воли, но если у него появится чувство вины, он себя остановит. Хорошо вставленное в душу чувство вины будет бить его по всем болевым точкам, наваливаться тяжестью и убивать его радость — до тех пор, пока он не поправит ситуацию и не искупит свою вину.

Не все люди достаточно ответственны, и если у человека нет готовности платить, его нужно заставить это сделать. Этому помогает чувство вины, однако даже при благих намерениях реальные результаты иногда противоположны тому, что хотелось.

Чувство вины — это боль и нагрузка. Когда чувство вины формируется (воспитателем, манипулятором или самим человеком) слишком часто, это обычно приводит к невротическим реакциям (снижению уверенности и самооценки, депрессии, неврозу навязчивых состояний, зависимости и других). Слишком много и больно бить — пользы не будет.

С другой стороны, если нагрузка и боль умеренны (чувство вины дозировано), то для людей с низким уровнем ответственности как средство управления и метод воспитания ответственности чувство вины может быть полезным. Для этого случая человека наказывают, формируя у него чувство вины: «Не сделаешь, не выполнишь — будешь чувствовать себя виноватым» накажешь сам себя тяжелым чувством (Подобные меры чаще всего применяют к Паразитам, Переживательным личностям и Человеку-ребенку).

В руках порядочных и заботливых людей формирование чувства вины — эффективный инструмент воспитания, однако в других руках это инструмент манипуляций преимущественно негативного плана. Вера в человека, повышение ему самооценки, приучение его к уважению окружающих и ответственности за свое дело, нередко дает более позитивные результаты. В любом случае важно помнить, что воспитывать можно не только методами принуждения, да и воспитанность не в том, чтобы делать все нужно из-за страха и чувства вины, а потому что для воспитанного человека естественно заботиться о деле и людях, естественно исправлять свои ошибки и учиться жить более качественным образом.

  • Чувство вины
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Воздействие на внутреннее
  • Суггестивное воздействие

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что делать с чувством вины?"
01 янв. 2006 г.
Что делать с чувством вины? Вначале — что не делать. 
1Подробнее →
Картинка к "Чувство вины"
01 янв. 2010 г.
Сочетание страха, аутоагрессии (наказания человеком самого себя) и защиты от этой внутренней агрессии.
Картинка к "Культура ответственности"
01 окт. 2022 г.
Культура ответственности - культура, основой которой является сознание ответственности за свою и окружающую жизнь, и необходимость, в случае ошибки, возместить ущерб за свой счет.
Картинка к "Нужно ли чувство вины самому человеку?"
01 янв. 2006 г.
Нужно ли чувство вины самому человеку, правильно ли создавать и поддерживать у себя чувства вины в ситуации ошибки?
Картинка к "Воспитание и развитие ответственности"
01 янв. 2010 г.
Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.
Картинка к "Возникновение, поддержание и снятие душевной боли"
01 окт. 2022 г.
Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания (связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева)