Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать?

01 октября 2022 г. в 21:36

Когда мы ищем решение, мы можем воспользоваться либо быстрым мышлением, либо медленным. Эти названия предложил Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии. В быстрое мышление он включил все то, что к нам приходит само и мгновенно: инсайт, интуиция, узнавание... Иногда это называют чуйка или сообразительность. А медленное мышление - это дискурсивное, развернутое мышление, и чаще это про анализ и вдумчивость. Не про сообразительность, а про умение думать.

Понятно, что в реальности эти способы часто используются вместе, чередуясь и дополняя друг друга, однако кто-то чаще делает акцент на быстрые подсказки интуиции и сообразительность, а кто-то - на неторопясь и внимательно обдумать.

Использования БЫСТРОГО МЫШЛЕНИЯ:

Мозговой штурм: группа кидает возможно большее число любых в том числе самых дурацких идей, пока вдруг в этом потоке не появляется случайным образом то, что само собой окажется решением.

Интуитивный способ - просто слушаю себя, свои чувства пытаюсь понять, как поступлю в этой ситуации в результате. Сюда же Метод перебора вариантов - запись всех возможных вариантов и интуитивный выбор лучшего.

Визуальный способ - рассматриваю свою ситуацию, фантазирую возможные сценарии и таким образом ищу возможности... Вариант - задав вопрос, жду появления ответов в своем сознании.

Метод закрывания глаз - попытаюсь вообще не решать никак проблему. Вариант этого - загружаю проблему в себя и жду, когда решение всплывет само.

В сериале "Доктор Хаус" доктор решал сложную задачку с пациентом. Что он делал? Он брал и просто сидел, брал мячик и в течении 15 минут или полчаса, кидал - кидал, а глаза никакие, кидал - кидал. Это создает фон возбуждения, которое физиологически способствует процессу мышления. Вместо мячика здесь может быть женщина, будет женское ля - ля - ля. Небольшой шум, женское ля-ля полезно для мужского мышления.

Блондиночный: смотреть на условие задачи, пока ответ не всплывет в голове. Блондиночный 2 - когда, например в шахматах все ходы равнозначны, полный ступор, а время идет и надо как то ходить. Делается случайный ход - с закрытыми глазами и болтающейся рукой берется любая фигура и куда то передвигается.


"А вот еще соображение": вместо того, чтобы думать, то есть анализировать проблему, человек начинает добавлять к существующей информации новые и новые соображения. Расчет на то, что рано или поздно из этого вдруг "всё сложится" и вдруг появится решение.

- Коллеги, вот актуальные гонорары ведущих (ссылка). Всё ли разумно? Если есть предложения, готов обсудить.

- Пишу на всякий случай, вдруг пригодится: очных понедельничных Дистанций в этом полугодии 17. Это 17 Х 3 = 51 час. Увеличение зарплаты преподавателя Дистанции на 1 тысячу в час автоматом дает 51 тысячу за полугодие (до Нового года). Так? Дальше можно примерять - кому и на сколько можно менять зарплату".

Оценка - это лучше, чем беспомощные жалобы, но слабее аналитического думания. Можно сочетать: если думание не помогает, делаем паузу и включаем "А вот ещё соображение" - возможно появление видения. ГРУБАЯ ОШИБКА: кидать новые дополнительные соображения, когда идет процесс аналитического думания. Новые дополнительные соображения нуждаются также в непростой обработке, поэтому вместо облегчения решения работы только добавляется. Необработанные соображения оказываются не помощью, а отвлекающим мусором.



Метод поиска причины для следствия, стимула для реакции

Карточный метод - продумывания только самого ближнего хода, потому что неизвестно, что выпадет - решение проблем по мере поступления.

Прецедентный - вспоминаются все подобные случаи из рассказов, кино, книг, из жизни

Исследовательский - При изучении новой программы изменяю по очереди положение регулировок и смотрю, что произойдет

В фильмах боевик знает, как думают другие. Если другие друзья, то поступает в соответствии и их ожиданиями, если враги, то ставит ловушку

Прием челночного движения - от абстрактного к конкретному и назад….

Комплект приемов есть в ТРИЗ-е и околотризовской лит-ре.

Способы думать

Аналитическое думание - раскладывание проблемы на части, а далее для каждой части визуально-интуитивный или опять аналитический

Думать можно представляя, рассуждая и воображая.

— Давайте подумаем: если это так, то…

Это пример рассуждения, и рассуждение является частью думания.

Как это - думать? Шаги обдумывания

Думать — это представлять себя в тех условиях, в которых тебе предстоит решить жизненную задачу.

Если развернуть это до шагов думания, то это представление следующих образов:

  • образ того, что ты хочешь достичь (цель, мечта, потребное будущее);
  • образ мира. В данном случае суженный, поскольку для решения задачи достаточно иметь образ условий задачи;
  • образ себя, чтобы можно было его в этом образе задачи поводить;
  • образ действия. Точнее, множество образов действия, из которых и нужно выбрать лучший;
  • образы правил, известных на основе собственного опыта или опыта умных людей;
  • образы возможных последствий, чтобы можно было вынести суждение о том, как же решать эту задачу, и тем завершить думание и перейти к действию.

Метод 5-и ступеней - формулировка нужды, доступная информация, рассмотрение возможностей, выбор наиболее перспективного, распоряжение

Ну, а один из самых надежных методов - это Спроси у умных людей. Для этого есть Справочники, есть эксперты, а когда-то это метод Спроси у папы. А что? Если папа рядом, спроси. Если папы нет - представь, что он рядом с тобой, и так же спроси его мнение. Как правило, ты поймешь, что он скажет. Может, так и вправду стоит сделать?

  • Мышление
  • Думать

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как развивать научное мышление у малышей"
15 сент. 2018 г.
Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.
4Подробнее →
Картинка к "Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)"
15 сент. 2018 г.
Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.
Картинка к "Как развивать ум и мышление ребенка?"
20 февр. 2020 г.
Игры, специально направленные на развитие мышления, оказываются полезными не только детям, но и взрослым.
Картинка к "Что такое — Думать? А вы этим занимаетесь?"
17 нояб. 2014 г.
Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени.
Картинка к "Инсайт"
01 окт. 2022 г.
Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - разновидность научения, неожиданное решение задачи без явной связи с предшествующим анализом. "Озарение", когда вдруг все "складывается", становится ясным.
Картинка к "Продуктивное мышление"
31 дек. 2012 г.
Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.