Любовь и привязанность

01 января 2009 г. в 07:38

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм "Непобедимый"

Фильм "Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова"

​​​​​​​Если люди в близких отношениях, то со временем между ними естественно возникает привязанность. Привязанность, как привычка к близости и желание близости - естественная основа любви.

 

Может ли быть одно без другого? Да, вполне, и это совсем не редкость. Может быть как любовь без привязанности, так и привязанность без любви.

Вот семья. В ней постоянные ссоры, претензии, обиды и очень искренние сцены ревности. Муж Костя иногда пьет, а когда-то жену Лиду и бьет. Но они не могут друг без друга жить, и, если Костя задерживается, Лида безумно переживает. А если, не дай Бог, с Лидой что-то случится, Костя, похоже, этого не переживет... Развод для них исключен, потому что они вросли друг в друга и, если бы случилось разводиться, резать пришлось бы по живому. "С ним тяжело, но я к нему так привязана!" — всхлипывает Лида. Все верно, о любви тут говорить трудно, а вот привязанность — налицо.

А вот семья другая. Когда бы мы ни пришли к ним в гости, у них всегда уютно и солнечно: улыбки, радость, теплота. Саша и Таня удивительно внимательны друг к другу — и к детям, и голос там повышается только тогда, когда они в семейные праздники вместе с детьми поют песни. У них действительно есть семейные праздники по субботами, и они правда поют! Идиллия. Но я также знаю, что Саша будет таким же светлым и спокойным всегда, даже если что-то случится с Таней, с детьми... И это не маска — это его душа. Он любит и жену, и детей, любит их красиво и искренне, но — без привязанности. Он любит так весь мир.

Конечно, мы здесь говорим о Любви с большой буквы, о любви дающей, содержанием которой является бескорыстная и радостная забота.

Любовь и привязанность - не одно и то же, но в жизни любовь и привязанность легко путаются. К одному человеку у нас может быть одновременно и то, и другое. Кроме того, мы зависимы от того, к кому привязаны, и поэтому, боясь его потерять, вынуждены о нем заботиться. Мы ведем себя почти как любящие: внимательно прислушиваемся к потребностям любимого и уступаем в случае разногласий - делаем все, чтобы на нас не сердились и от нас не отдалялись. И тогда привязанность оказывается очень похожей на любовь, только в добровольно-принудительном варианте. Именно поэтому их так часто и путают: говорят о Любви, подразумевая лишь Привязанность, и воспевают Привязанность, мечтая о Любви.

​​​​​​​Как отличить одно от другого? Есть простой критерий, отличающий Любовь от Привязанности. Этот критерий — боль: боль при потере Любимого. И еще страх, что это может случиться. А в результате - постоянное напряжение. Привязанность отличается от любви болью, напряжением и страхом. Любовная привязанность с легкостью превращается в больную привязанность, а то и зависимость от объекта любви. Главная черта любовной привязанности - это не радость и не забота, связанные с объектом любви, а любовные страдания, которыми человек когда мучается, а когда со сладострастием упивается.

Однако привязанность - не всегда плохо. Умные люди сами с удовольствием привязываются к тому, что их будет по жизни поддерживать, а также к тем людям, общение с которыми радостно или полезно. При этом, привязываясь, они предпочитают не жесткую, а условную привязанность, устроенную как карабин у альпинистов: когда нужно, мы надежно привязаны. Если привал и лучше быть свободным, карабин отщелкивается и мы - свободны. Чем в большей степени человек живет на уровне человека-организма, тем чаще и легче он (она) привязывается бездумно, часто к совсем странным и тяжелым людям, и не могут от этих привязанностей освободиться. Человек-личность с развитым разумом и волей допускает в своей жизни только те привязанности, которые полезны, и прекращает привязанности ненужные.

Привязанности хороши, пока вы нужны друг другу и ваши привязанности - не больные, мягкие, скорее игровые. Если же в отношениях у вашего партнера проявляется жесткая, больная привязанность к вам, то это ситуация опасная. Как предупредить такие отношения и как себя вести, когда к вам привязываются не самые адекватные люди, смотри Профилактика больных привязанностей.

Возвращаясь к страху потерять любимого - почему это плохо? Жить со страхом - плохо всегда. Боясь остаться одной, девушки соглашаются на отношения с людьми, с которыми связываться не следует. Боясь потерять любимого, чтобы мужчина не ушел, женщины разрешают ему неуважение к ней, грубость и алкоголизацию. Страх отключает мозги, делает человека близоруким, подталкивает к решениям, лежащим на поверхности, и мешает думать о долгоиграющих последствиях: страху не до них... Разумнее и крепче выстраиваются отношения у тех женщин, которые не боятся остаться одной, которые спокойно и уверенно говорят мужчине те моменты, которые ей важны, следят за форматом и не разрешают мужчине то, что недопустимо. Будет ли такая женщина любить, будет ли она дорожить любимым? Если ее мужчина человек порядочный и достойный, он любящий муж и заботливый отец, а другого того найти трудно - разумная женщина будет заботиться о нем, как о самой дорогой драгоценности. А если она еще и умеет любить, она посвятит ему свою жизнь, каждый день благодаря судьбу за такой чудесный подарок. Мудрые люди знают, что рано или поздно расстаются все: кого-то разводит жизнь, кого-то смерть. Те, кто жили любовью, а не привязанностью, не боятся смерти и расставания: у них остается память о том прекрасном, что было, и возможность сделать еще что-то прекрасное для тех, кто с ним еще рядом. Это не равнодушие, а высокая мудрость: пока мы живы, мы нужны тем, кто рядом с нами.

 

  • Любовь
  • Привязанность
  • Любовь, муж-жен
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (29):

Гость, 28 марта 2014 г. в 17:14
Объясните, пожалуйста, если человек любит и ХОЧЕТ БЫТЬ ВМЕСТЕ с другим человеком, разве страх потерять не приравнивается к НЕЖЕЛАНИЮ ЕГО ПОТЕРЯТЬ. Я так поняла статью, что потери любимого совсем не надо бояться, а если боишься, то не любишь. Это же абсурд. Не похоже ли это как раз на равнодушие? Объясните, очень люблю этот сайт и хочу разобраться.
2 ответа
Козлов Николай Иванович, 05 июня 2017 г. в 07:32

Я очень люблю Марину и делаю все, чтобы мы всегда были вместе. Но если что-то случится и я Марину потеряю, я к этому готов и никаких страхов у меня по этому поводу нет. Это будет просто другая, новая жизнь. Марина к аналогичной ситуации относится так же. Мы страхами не живем. Мы живем любовью.

1 ответ
Гость, 10 августа 2018 г. в 00:05

Я действительно не понимаю: чем отличаются любовь и привязанность? Если я люблю человека, то мне будет больно его потерять. Но я адекватный человек, и не живу страхом, что это может случиться, однако, волнуюсь за него, и буду страдать, если с ним что-то случитьсяся.

Гость, 29 марта 2020 г. в 23:44

Ревновать нельзя. Мне еще мама так в детстве сказала. Она всегда отпускали папу в баню к друзьям и т.д. И они прожили вместе всю жизнь. А бывает другое. Отношения закончились, и вы привязаны. Вы страдаете, а человеку по барабану. Зачем нужна привязанность в любви? Пока вы с ним, вам хорошо. Если он вас бросит, вам тоже будет хорошо, тк вы выкрутитесь. Вы хозяйка жизни своей и счастье в ваших руках, и оно не зависит от наличия конкретного мужика в вашей жизни.

Дмитрий, 18 февраля 2015 г. в 20:31
Если вас спросят: "Хотите ли расстаться со своим любимым?" Вы говорите: "Нет!" Это вполне себе НЕЖЕЛАНИЕ ЕГО ПОТЕРЯТЬ. А если вы каждый день сами себе такие и ему этот вопрос задаете с терзаниями и опасением, то это уже, видимо, будет СТРАХ ЕГО ПОТЕРЯТЬ. По-моему, разница тут как между теплой водой и кипятком, который обжигает.
Гость, 05 июня 2017 г. в 07:13

Что значит, если парень расстался, сказав, что, больше не любит, хоть и сильно привязан?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 05 июня 2017 г. в 07:29

Это значит одно: парень с вами расстался. А привязан он к вам или нет, как и другие вопросы по поводу него - уже смысла не имеют. Потому что он с вами уже расстался и его уже нет. Всё. Завоевывайте новых парней!

Гость, 22 июня 2017 г. в 11:36

Абсолютно не согласна с автором по поводу того, что при любви не боишься потерять человека. И боишься и переживаешь так же как и при привязанности. Разница лишь в том, что когда любишь тебе хочется проводить время с любимым, иметь общие интересы, общаться и обсуждать что то с ним. а когда привычка то просто доволен что человек рядом. Можно целый день сидеть в разных углах и молчать и все будет устраивать.

3 ответа
Козлов Николай Иванович, 22 июня 2017 г. в 16:10

Что же вы такие категоричные? Вы правы, но вы рассматриваете (на таблице) вариант A: Любовь и привязанность одновременно. А вариант B - Любовь без привязанности, и эти люди живут уже по другому. Думайте, думайте, думайте...

1 ответ
Гость, 27 ноября 2018 г. в 23:58

То есть, если я боюсь потерять человека, то это не значит, что я его не люблю? Я так по статье понял, что если ты боишься потерять человека, то это привязанность? Так ведь? Но ведь есть вариант А - любовь+привязаность. Это значит, что я могу бояться потерять человека, но при этом ЛЮБИТЬ его, так?

Гость, 27 августа 2019 г. в 17:46

Абсолютно согласна с вами.

Гость, 02 июня 2020 г. в 13:31

Поддерживаю!!!

Гость, 24 июля 2017 г. в 12:27

У нас с моим молодым человеком все очень сложно, мы почти год близки, но слов любви я так и не услышала. Частые расставания, но всегда возвращаемся друг к другу, наедине он очень нежен, целует, обнимает, в общем любая бы поверила, что это любовь. Но он говорит, что у него привязанность ко мне, не больше. А я люблю его.

2 ответа
Гость, 27 июля 2018 г. в 15:25

С его стороны - это привязанность, он сказал правду.

Гость, 26 июня 2019 г. в 12:37

Это не привязанность, а влечение. Привязанность - это когда скучаешь по человеку и все время на расстоянии чувствуешь, как хочешь вернуться. Наверно на самом деле это мы скучаем по тем чувствам, которые испытываем рядом с любимым человеком. Можно любить без сильной привязанности. Например, я люблю свою маму. Но я не чувствую себя грустно, когда я не с ней. Я вообще с ней не встречаюсь часто, и мне от этого не грустно, т.е. привязанности нет особой. Но я ее люблю. А вот в детстве, я без мамы готова была реветь крокодильими слезами - там самая сильная привязанность была. Привязанность почти всегда сопровождает любовь. Поэтому когда наши любимые люди исчезают из нашей жизни или умирают, нам плохо и хочется плакать. Это нормально. Любовь к человеку это чувство, которое вызывает желание позаботиться о другом - сделать хорошо другому. И когда искренне любишь, то понимаешь что твой любимый человек может удалиться и не испытывать такой сильной привязанности, как ты. И вот, как мудрый и любящий человек, ты скажешь сто скучаешь, НО плакать будешь в уединении и НИКОГДА не обвинишь другого в том, что он(а) не рядом потому что тебе так хочется. Как любящий человек, ты понимаешь что другому может и не хочется так же и уважаешь желания каждого. А если ты привязан, но не любишь? Тогда при расставании/отдалении, только и будешь обвинять того человека за свои неудобные чувства грусти. Вообщем, мудрый и любящий человек не держит силой и обвинениями, а просто любит и любяще отпускает, и если надо, переживет свою грусть (по возможности) один(одна) и плачет один(одна) чтобы пережить всю боль и отпустить ее тоже. А НЕ любящий человек, но с привязанностью, при расставании орет, ревет при людях, обвиняет, и т.д. - т. е. своей грустью и слезами манипулирует.

Гость, 20 сентября 2017 г. в 20:15

Помогите разобраться. Я и мой молодой человек вместе уже 2 года. Сначала, где-то год, у нас была настоящая любовь, но на сей момент мы задаемся вопросом любовь это или привязанность. Мы друг без друга не можем, т.е. у нас возникает потребность друг друга, нам охота поговорить, погулять и рассказать свои новости, впечатления. А когда мы очень сильно поссоримся, мы точно знаем, что все будет хорошо и хоть как будем вместе. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо!

Гость, 04 марта 2018 г. в 20:12

Скажите пожалуйста, если мне очень нравится парень, у нас много общего и похожие взгляды на вещи, когда мы общаемся я чувствую ,что мы на одной волне, но я ничего особо не чувствую к нему, когда мы общаемся сердце не начинает биться быстрее и тому подобное, не ощущается влюбленность. Хотела спросить,что это значит, из этого может выйти любовь или это просто дружеские отношения ? Как быть если предлагает встречаться?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 11 марта 2018 г. в 18:25

Почитайте статью "Можно ли без влюбленности создать любовь" - и если парень хороший, то обязательно встречайтесь!

Гость, 23 мая 2018 г. в 02:51

Ответьте пожалуйста. Мы расстались с моим мч, были вместе 4 года, прожили вместе 1 год. На протяжении отношений обманывал меня в мелочах, а я не замечала. Через два года отношений поняла это и мы расстались на три недели. Уехала в другой город, сменила деятельность а он приехал ко мне и снова всё закрутилось. Через 5 месяцев узнала что он общался с Девочкой и встречался, и удалял переписки. Ответ был на его что это просто общение, а то что он признавался ей в симпатии это шутка. До того как я узнала это уже успела уехать с ним в родной город чтобы вместе жить. Расстроилась, и снова уехала, в другую область. Общалась с мальчиком, было чудь не влюбилась, но через 1,5 месяца он снова забрал меня и мы стали жить вместе. Обида меня давила. Прожили год, отношения рушились уходил из дома. Решили завести кота. Всё было напряжено. Постоянно хотела это всё закончить. Но не решалась, надеялась что всё будет хорошо. А сейчас он ушел от меня а я скучаю и хочу все эти больные отношения вернуть. Но я знаю что без них будет легче. Послушать голову или сердце?!

2 ответа
Козлов Николай Иванович, 23 мая 2018 г. в 09:04

К сожалению, безразлично. Надо бы послушать голову, но ведь эта голова бестолковая, ничем от глупого сердца не отличается...

Гость, 11 августа 2018 г. в 08:02

У меня были похожие отношения. Зависимость от человека, больная любовь пройдет только тогда, когда ты заведешь другой роман. Этими отношениями ты поставишь точку, даже обида пройдет и станет легче. Главное, не привязывайся к новому парню, если он не будет настроен серьезно. 

Гость, 13 ноября 2018 г. в 04:25

Здравствуйте. Мы встречаемся второй год (33 и 37 лет). В прошлом, у обоих был опыт болезненного расхода и много свободных лет после (женаты не были и детей нет). Сошлись на общих интересах, взглядах и, конечно же, симпатии и страсти. Оба боялись быстро сходится, чтобы не перегореть. И сейчас у нас наступило отсутствие страсти с его стороны и недопонимание ситуации с моей. С моей стороны, можно сказать - нежная материнская забота, именно так наверное и выглядит, любовь к мужчине. У него ко мне привычка - ему очень со мной хорошо и расходится он не хочет. Оба готовы приложить усилия на сохранение и дальнейшее развитие. Что можете нам посоветовать? Мы оба хотим вернуть искру.

Гость, 16 сентября 2019 г. в 18:56

Это все, конечно, прекрасно, но на личностный рост и любовь к себе уходят года, а в течении этого времени заводятся отношения, в которых ты уже находишься, и поэтому в процессе ты - должен находиться в полном одиночестве и изоляции? Отношений и близости хочется всегда, даже когда ты больной.

1 ответ
Гость, 25 апреля 2020 г. в 15:26

Ответ не на комментарий а на видео. Профессор очень умный, но социал-гуманист-демократ. Прошу вас родненькие и пострадавшие от концепций планомерно вводивших вас в ваше несчастие. Все наверно согласятся с тезисом: «Мужчина - человека без ребра. Женщина - ребро без человека». Теперь внимательно: «Какая собака найдёт - обглодает». Тезис: «Привязанность мужчины - разумна. Привязанность женщины - природна». Что делать, женщине, как и мужчине? Ответ: Воспитывать в себе качества: мочь без боли, отражающейся на лице и чувствующейся в неприязни сердца, видимые вам недостатки (по вашему разумению) человека, с коим вы в общении. Приобретёте это - и вы брильянт за преобладанием которым потянутся все разумные человеки. И ещё: сердечно желайте близкому и каждому человеку стать полноценным. Открою: Очень мало полноценных. И самое главное: Самой, самому, стать целокупным... Да! Да! Целокупным человеком, Человеком - личностью. Тезисы: «Жизнь человека не зависит от его имения. Истинное счастье никак не связано и не сообщается с достатком и славой. Им не противоречит и от них не зависит» точка

Гость, 15 января 2021 г. в 16:46

Помогите. Мне 20 лет. Парню 27. Живём с ним 2 года, ни разу не ссорились и с виду все идеально, он постоянно говорит о том, как меня любит, и я отвечаю тем же. Где-то год назад у меня начала развиваться депрессия, сначала я игнорировала свои чувства, ведь рядом с ним забывалась и казалось, что все хорошо, но она набирала силу с каждым днем. Я пыталась обсудить это с парнем, но он не смог меня понять. Мы редко обсуждаем дела душевные, с ним это невозможно. Когда я сказала ему, что мне плохо и очень важно, что бы он не был таким черствым, все что он смог - поддержал меня обьятиями, а потом назвал эгоисткой. Мне стало обидно, в этот момент я первый раз подумала, что возможно мне не по пути с этим человеком. Он почувствовал это, я увидела страх на его лице. Я знаю, что он безумно боиться меня потерять, и я точно так же. Но и представлять будущее с ним мне страшно и непонятно. За все время он стал как родной человек, это мои первые серьёзные отношения. Я чувствую, что ужасно нуждаюсь в человеке который меня любит, это зона комфорта откуда так сложно выйти, но я хочу побороть депрессию, стать уверенной в себе, независимой личностю, хочу расти, развиваться, знакомиться с людьми. Сейчас не знаю, что делать, не знаю отчего эта депрессия, может эти мысли на самом деле бредовые, и мне надо успокоиться и перестать думать о расставании. А если мы все-таки расстанемся, вдруг депрессия меня добьет, но что, если это единственный верный выход, и только так я встану на верный путь.

2 ответа
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 16 января 2021 г. в 09:09
Добрый день, уважаемые гости сайта! Бесплатную консультацию вы можете получить в Университете практической психологии https://www.univer-pp.ru/bk/.
Гость, 20 мая 2022 г. в 20:18

А какой путь верный?

Гость, 11 февраля 2021 г. в 12:48

"...Он любит и жену, и детей, любит их красиво и искренне, но — без привязанности. Он любит так весь мир..." То есть, он также любит и других особ женского пола? Для него мало имеет разницы какая рядом с ним, и есть ли она вообще. Он любит всех понемногу. Из этого выходит, что если ты любишь, то одинаково всех. Моногамии, как таковой, не может быть, а если и есть, то это отклонение. Если я неправильно рассуждаю поправьте, пожалуйста.

Гость, 07 сентября 2021 г. в 12:46

Помогите пожалуйста. Встречаюсь с молодым человеком. Идеал отношений: невероятная поддержка, забота, проявление интереса во всех направлениях, очень сильная чуткость и внимательность друг к другу. 3 месяца почти каждый день проводили вместе, конечно, разумно, уделяя время себе в том числе. Сейчас началась учеба и есть возможность видится только 2-3 раза в неделю. Я лично понимаю, что нужно развиваться, получать знания и не уходить полностью с головой в человека, видя в своей жизни только его и все. НО, понимая это, я все равно очень сильно тоскую за ним и не могу заниматься никакими своими делами, нет никакого желания, что либо делать. Желание заниматься собой появляется только тогда, когда он подкрепляет наши взаимоотношения какими-нибудь милыми, приятными словами или когда понимаю, что я сделаю свои дела и у меня сразу появится возможность с ним встретиться.

Материалы по теме:

Картинка к "Как формируется психологическая привязанность"
11 мая 2014 г.
Привязанность — это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с этим не связывает ни чувство любви, ни интерес либо выгода.
11Подробнее →
Картинка к "Как мотивировать клиентов избавляться от инфантилизма"
22 дек. 2016 г.
"Он мой! Почему он заигрывает с этой ... Он должен быть только со мной! Если бы можно было его привязать..!" Откуда берется такое отношение к другому человеку? Откуда такая потребность в привязанности? Да такая, что Клиенту хочется физически привязать объект своей любви и никуда не отпускать! Причем: "Даже когда он рядом со мной, мне его все равно мало!" И это говорит не маленький ребенок, сидящий напротив меня в кресле, а взрослая девушка! Не зря, наверное, пришла в голову мне эта ассоциация с ребенком. Иначе бы и не вспомнила я о психологической модели, созданной Э. Берном - транзактном анализе. Мне бы не хотелось вдаваться глубоко в теорию этой модели, но некоторые важные постулаты считаю необходимым озвучить.
Картинка к "Любовь мужчины и женщины"
06 янв. 2013 г.
В обычной жизни любовь встречается не часто, а то, что встречается, на высокую любовь похоже мало. Чаще любовью называют телесную тягу к другому человеку с сексуальным подтекстом, иногда это влюбленность, иногда привязанность. О настоящей любви, как о высоких отношениях между мужчиной и женщиной, любят помечтать, чтобы вдруг ее получить себе, в свою жизнь, но редко кто готов учиться любить, мало кто готов вкладываться в отношения, чтобы они стали отношениями с любовью.
Картинка к "Основы любви"
01 окт. 2022 г.
Любовь между мужчиной и женщиной, любовь как живое теплое чувство и заботливое поведение, имеет под собой простые основания: налаженные отношения и выбор подходящего человека.
Картинка к "Профилактика больных привязанностей"
01 янв. 2011 г.
Привязанности хороши, пока вы нужны друг другу и ваши привязанности — не больные, мягкие, скорее игровые. 
Картинка к "Работа с привязанностью"
01 окт. 2022 г.
Работа с собственной больной привязанностью по методике Стив и Коннирэ Андреас.
Картинка к "Снятие привязанности"
01 окт. 2022 г.
Влюбленный, твое состояние непродолжительно, не уникально, не опасно. Если ты сам не сделаешь его таким. Если лучшим решением является избавление от несчастной любви, то понимаем, что корни процесса в неврозе, (каком? — это уже самостоятельно), инстинкте, праздности.