Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей

01 октября 2022 г. в 21:34

Автор: Ю.А. Ёлкин

Как-то раз, я на спор за 10 минут уложил спать и "заснул" толпу из пятерых разбушевавшихся детей возрастом от года до семи.

В то время я открыл для себя и энергично изучал эриксоновский гипноз и пробовал его на разных безобидно-полезных примерах. Мы тогда были на дне рождении, все семейные, все с детишками. Веселятся взрослые, соответственно не отстают, а порой и хорошо обгоняют, их дети в соседней комнате. Время летит - уже поздний вечер. Знакомая всем ситуация – если «молодёжь перегуляет», то будет море слёз и нервов. И я предложил (не раскрывая тайн) уложить спать детей, сразу всех. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, мягко говоря, с удивлением. Аргументы, что моим уже хорошо за двадцать и опыта у меня много, оптимизма не прибавили. Тогда я предложил поспорить ... и выиграл!

Эта «секретная» процедура состоит из трёх частей: подготовка, снятие физического напряжения, и основное - сам рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика (подсказка: вам понадобятся много слов про тепло и покой, повторы, специальное дыхание и паузы).

Конечно, возможно это случайность и мне просто повезло. Поэтому я надеюсь, что вы проверите лично и расскажите - "работает ли оно?".

Начну сразу с самого интересного.

Третья часть. Она, собственно, ключевая. Начинается с выбора сказки или песни. Для нас всё равно «какая» это будет сказка. Вам важно помнить, что как бы ни называлась ваша сказка-песня, вы можете менять её содержание во время рассказа, как угодно. И нам это понадобится.

Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям. Сделайте хотя бы минимальную «подстройку»: примите такую же или похожую позу, как и дети, поговорите пару минут на их темы, посочувствуйте чему-нибудь.

Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление - один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:

... Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали... животик у него стал…

Надеюсь, что читая этот текст – вы и сами тоже почувствовали тепло в своих руках и ногах. Если нет, то перечитайте его ещё раз.

Текст этот можно и нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение - один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:

Потом он встретился с Волчком. Волчёк и говорит: "Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?". А Колобок отвечает: "Устал, конечно". Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой - вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.

Последний и самый важный момент - дыхание. Обратите внимание, что в момент рассказа слушатели сами "присоединяются" к рассказчику. Устанавливается раппорт, невидимая связь. И дети начинают повторять дыхание рассказчика. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.

Это часто бывает, когда мы торопимся "выполнить обязанности" по укладыванию детишек и пытаемся быстренько спеть колыбельную, нервно надеясь на скорый результат. "Быстро", "нервно" - я думаю, что вы догадываетесь "какой" это будет результат. Поэтому, мы с вами будем всё делать нарочито медленно, уверенно и спокойно.

Забудьте о белой обезьяне качестве исполнения, о мелодии, о корректном темпе в песне или в сказке. Качество и техника никого не волнует и никто этого не заметит, и не оценит. А если даже и заметит – тогда скажите, что вы делаете это специально-нарочно, потому что такая сказка.

Делайте большие паузы в такт своему нормальному медленному дыханию. Дышите средним темпом, примерно так, как во время сна. Медленный, спокойный, шумный и громкий вдох, чтоб дети легко услышали и различили ваше дыхание, потом на выдохе вы что-то говорите, потом снова шумный вдох.

Если вас тянет зевнуть - это очень хорошо: зевайте тоже от души, медленно, громко, с удовольствием, чтобы все дети могли хорошо услышать и вовремя присоединиться.

Эриксоновский гипноз учит нас​, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон. Поэтому, уже где-то в середине сказки, когда будем надеяться раппорт установлен - где то раз в 3-4 минуты начинайте делать короткие задержки дыхания. И соответственно паузы в рассказе, секунд на 5-10, не длиннее. (В Синтоне курсы интенсив и регулярный).

Если детей несколько, то первый же уснувший буквально "утаскивает" в сон всех остальных. Это тот же эффект, когда уснувший пассажир автомобиля "утаскивает" за собой в сон и водителя, поэтому пассажиру лучше держаться и бодрствовать. Результат своей работы вы легко определите по дыханию детей: уснув, они начинают шумно и часто дышать. Этот счастливый звук вы легко узнаете всегда!

Если вам интересно, тогда - продолжение. Для конкретного случая оно не обязательно, но для здоровой психики вашего ребёнка ещё важнее, чем начало.

Вторая часть. Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в тот вечер я этого не делал, но пишу потому, что по моему опыту это исключительно важно для ребёнка вообще и часто бывает нужным в конкретный момент укладывания спать. Расслабляющие игры для детей См.→

Сигналом, что эта часть требуется, служит то, что ребёнок много ворочается и никак не уляжется. Хотя и без сигналов я бы рекомендовал делать это каждый день. А именно - тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.

Я не специалист по массажу. То что я делал – играя во что-то наподобие «А вот пришли медведь и слон», прижимал какую-то часть тела к кроватке, отпускал, прижимал, отпускал. Очень просто. Начиная с головы, по направлению к ногам. Сначала несколько раз пройтись "с умеренной силой". Потом слабее, ещё слабее. Потом просто погладить. Вы гладите своего ребёнка хотя бы полчаса в день? Тогда это прекрасная возможность наверстать упущенное.

Кинестетическая добавка к рассказу

Во время самого рассказа можно и желательно ребёнка поглаживать или просто положить на него руку, это усилит эффект "присоединения". Рука "под голову" или на голове, или поглаживающая голову - усиливает эмоциональное расслабление.

Если ребёнок всё ещё проявляет активность - пытается разговаривать, то попробуйте легко-нежно-приятно хлопать-постукивать его в такт какому-то простому ритму. Таа-та-таа-та-таа-пауза-таа-та-таа... Важно выдержать ритм. Рассказывать сказку при этом очень трудно, но колыбельную петь можно. (Музыка: Иоганнес Брамс. Колыбельная).

Простые методичные ритмы препятствуют мозговой активности. Например, практически невозможно одновременно настукивать ритм и думать о чём-то. Наверное, именно поэтому, чтобы отключиться, мы втыкаем наушники с громкой и ритмичной музыкой в уши, а ещё так часто гоняют солдат на разные маршировки: "Раз! Раз! Раз-два-три!". Оба приёма эффективно блокируют мозги.

И, последнее, та часть, с которой я предлагаю начинать.

Подготовка. Я называю её – «три предупреждения».

Первое - за полчаса до "укладки", вы входите в комнату к детям и твёрдо-уверенным голосом говорите, что уже поздно и пора спать. Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение - это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 30 минут поиграть. То, что произойдёт через 30 минут, дети воспринимают, как будто это будет уже в следующей жизни. Они на всё согласны - главное сейчас, иди не мешай.

Но «якорь» уже установлен и начал он работать.

Второй визит, это очень важно, твёрдо уверенным тоном - что осталось 15 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать - мол уже всё?

Вы можете даже посидеть с ними пару минут. Это усилит ваше "подсоединение", которое будет так нужно в последующей части. Можно даже немного поиграть с ними.

Сам момент, что пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню - я крайне рекомендую делать лично родителям или самым близким людям, которые сейчас здесь есть. Это всегда момент трудный, этакая маленькая-маленькая "смерть", и этот момент всегда легче принимается от близкого человека. Нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.

Подытожим. В этой статье я предложил и описал один из интересных примеров применения Эриксоновского гипноза для укладывания спать вашего ребёнка. Основное в нём было – рассказывание сказки со специальным медленным дыханием и включение в текст расслабляющих фраз. И дополнительно – про телесный контакт с ребёнком и про «три предупреждения» ко сну.

На этом всё. Сладких снов вам и вашим детям!

  • Эриксоновский гипноз
  • Дошколята
  • Послушание ребенка
  • Трудно уложить спать (ребенок)

Комментарии (4):

Гость, 23 октября 2014 г. в 08:18
Огромное спасибо! Моя (2,5года) укладывается спать вечером с боем. Как-то, когда она совсем меня достала, а мне надо быстро было ее уложить и сделать работу, я начала ей говорить текст, который когда-то мне говорил психолог для расслабления (веки тяжелеют, глаза слипаются ....). Смотрю - затихла. Но вот до засыпания мы так и не дошли, уснули только через час. Мама не так профессиональна оказалась. Попробую ваш метод.
Ева, 11 апреля 2015 г. в 21:14
Работает!
Гость, 12 мая 2017 г. в 13:44
я сама ребёнок мне мама не разрешает слушать видео больше 3 или 2 минут а тут их 30.
1 ответ
Гость, 20 июля 2022 г. в 01:25

От автора: спустя три года после написания статьи у нас родился ещё один наследник. Паренёк исключительно активный и шустрый. Как вы догадываетесь, уложить спать – то ещё испытание. И я столкнулся с проблемой – звери в «Колобке» заканчиваются быстрее, чем сынок засыпает. Правильно, сам Колобок стал «вечным», а список зверей бесконечным: зайчик, волк, медведь, лиса (никого не съедает), бобёр, енот, ёжик, белка... до белки мы обычно уже засыпаем. И каждому зверю – песенка:

Я Колобок-колобок, у меня круглый бок,

По амбару метён, по сусекам скребён,

Я в тесто мешён, я в печке печён,

Я был разгорячён, на окошке стужён.

Я с окошка скатился, по крыльцу покатился,

По ступенькам прыг-прыг и за калитку укатился,

Я по улице бежал, по дорожке бежал,

По тропинке бежал, и в лес я прибежал,

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,

По тропинке пошёл и в лес я пришёл.

Я от зайчика ушёл, и от волка ушёл... и т.д.

(можно на простой мотивчик какой нибудь)

Удачи!

Материалы по теме:

Картинка к "Эриксоновский гипноз"
01 янв. 2006 г.
Эриксоновский гипноз - недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестает воспринимать окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс. Внешне это выглядит так, будто человек «находится не здесь»: взгляд обращен «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено.
7Подробнее →
Картинка к "Не можем уложить ребенка"
01 окт. 2022 г.
Вечером у детей два желания одновременно: с одной стороны, они хотят спать, с другой стороны, они как раз разбуянились. Как детей укладывать спать? Главное решение - приучать детей к режиму. Ребенку нужно соблюдать режим (желательно, не только ребенку, но и взрослым тоже). Составьте расписание, когда ребенку вставать, когда ложиться, когда кушать и т.д. Чтобы расписание было понятно ребенку, можно изобразить его в виде рисунков. Вешаем расписание на стенку и говорим ребенку, что с этого дня у нас в семье действуют правила. Ну и начинаем потихоньку эти правила воплощать в жизнь. Важно, чтобы родитель был последовательным. Ребенок будет пробовать правила на прочность, но достаточно скоро (если все делать правильно) он сам будет доволен. Потому что всякий ребенок хочет стабильности.
Картинка к "Об Эриксоновском гипнозе (Т.В. Гагин)"
20 мар. 2010 г.
По поводу удивительного и для многих таинственного эриксоновского гипноза очень просто и доходчиво рассказывает в своем интервью Тимур Владимирович Гагин, психолог с многолетним опытом индивидуальной и групповой работы, президент Межрегиональной ассоциации центров НЛП, тренер по эриксоновскому гипнозу.