Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей
Автор: Ю.А. Ёлкин
Как-то раз, я на спор за 10 минут уложил спать и "заснул" толпу из пятерых разбушевавшихся детей возрастом от года до семи.
В то время я открыл для себя и энергично изучал эриксоновский гипноз и пробовал его на разных безобидно-полезных примерах. Мы тогда были на дне рождении, все семейные, все с детишками. Веселятся взрослые, соответственно не отстают, а порой и хорошо обгоняют, их дети в соседней комнате. Время летит - уже поздний вечер. Знакомая всем ситуация – если «молодёжь перегуляет», то будет море слёз и нервов. И я предложил (не раскрывая тайн) уложить спать детей, сразу всех. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, мягко говоря, с удивлением. Аргументы, что моим уже хорошо за двадцать и опыта у меня много, оптимизма не прибавили. Тогда я предложил поспорить ... и выиграл!
Эта «секретная» процедура состоит из трёх частей: подготовка, снятие физического напряжения, и основное - сам рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика (подсказка: вам понадобятся много слов про тепло и покой, повторы, специальное дыхание и паузы).
Конечно, возможно это случайность и мне просто повезло. Поэтому я надеюсь, что вы проверите лично и расскажите - "работает ли оно?".
Начну сразу с самого интересного.
Третья часть. Она, собственно, ключевая. Начинается с выбора сказки или песни. Для нас всё равно «какая» это будет сказка. Вам важно помнить, что как бы ни называлась ваша сказка-песня, вы можете менять её содержание во время рассказа, как угодно. И нам это понадобится.
Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям. Сделайте хотя бы минимальную «подстройку»: примите такую же или похожую позу, как и дети, поговорите пару минут на их темы, посочувствуйте чему-нибудь.
Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление - один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:
... Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали... животик у него стал…
Надеюсь, что читая этот текст – вы и сами тоже почувствовали тепло в своих руках и ногах. Если нет, то перечитайте его ещё раз.
Текст этот можно и нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение - один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:
Потом он встретился с Волчком. Волчёк и говорит: "Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?". А Колобок отвечает: "Устал, конечно". Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой - вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.
Последний и самый важный момент - дыхание. Обратите внимание, что в момент рассказа слушатели сами "присоединяются" к рассказчику. Устанавливается раппорт, невидимая связь. И дети начинают повторять дыхание рассказчика. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.
Это часто бывает, когда мы торопимся "выполнить обязанности" по укладыванию детишек и пытаемся быстренько спеть колыбельную, нервно надеясь на скорый результат. "Быстро", "нервно" - я думаю, что вы догадываетесь "какой" это будет результат. Поэтому, мы с вами будем всё делать нарочито медленно, уверенно и спокойно.
Забудьте о белой обезьяне качестве исполнения, о мелодии, о корректном темпе в песне или в сказке. Качество и техника никого не волнует и никто этого не заметит, и не оценит. А если даже и заметит – тогда скажите, что вы делаете это специально-нарочно, потому что такая сказка.
Делайте большие паузы в такт своему нормальному медленному дыханию. Дышите средним темпом, примерно так, как во время сна. Медленный, спокойный, шумный и громкий вдох, чтоб дети легко услышали и различили ваше дыхание, потом на выдохе вы что-то говорите, потом снова шумный вдох.
Если вас тянет зевнуть - это очень хорошо: зевайте тоже от души, медленно, громко, с удовольствием, чтобы все дети могли хорошо услышать и вовремя присоединиться.
Эриксоновский гипноз учит нас, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон. Поэтому, уже где-то в середине сказки, когда будем надеяться раппорт установлен - где то раз в 3-4 минуты начинайте делать короткие задержки дыхания. И соответственно паузы в рассказе, секунд на 5-10, не длиннее. (В Синтоне курсы интенсив и регулярный).
Если детей несколько, то первый же уснувший буквально "утаскивает" в сон всех остальных. Это тот же эффект, когда уснувший пассажир автомобиля "утаскивает" за собой в сон и водителя, поэтому пассажиру лучше держаться и бодрствовать. Результат своей работы вы легко определите по дыханию детей: уснув, они начинают шумно и часто дышать. Этот счастливый звук вы легко узнаете всегда!
Если вам интересно, тогда - продолжение. Для конкретного случая оно не обязательно, но для здоровой психики вашего ребёнка ещё важнее, чем начало.
Вторая часть. Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в тот вечер я этого не делал, но пишу потому, что по моему опыту это исключительно важно для ребёнка вообще и часто бывает нужным в конкретный момент укладывания спать. Расслабляющие игры для детей См.→
Сигналом, что эта часть требуется, служит то, что ребёнок много ворочается и никак не уляжется. Хотя и без сигналов я бы рекомендовал делать это каждый день. А именно - тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.
Я не специалист по массажу. То что я делал – играя во что-то наподобие «А вот пришли медведь и слон», прижимал какую-то часть тела к кроватке, отпускал, прижимал, отпускал. Очень просто. Начиная с головы, по направлению к ногам. Сначала несколько раз пройтись "с умеренной силой". Потом слабее, ещё слабее. Потом просто погладить. Вы гладите своего ребёнка хотя бы полчаса в день? Тогда это прекрасная возможность наверстать упущенное.
Кинестетическая добавка к рассказу
Во время самого рассказа можно и желательно ребёнка поглаживать или просто положить на него руку, это усилит эффект "присоединения". Рука "под голову" или на голове, или поглаживающая голову - усиливает эмоциональное расслабление.
Если ребёнок всё ещё проявляет активность - пытается разговаривать, то попробуйте легко-нежно-приятно хлопать-постукивать его в такт какому-то простому ритму. Таа-та-таа-та-таа-пауза-таа-та-таа... Важно выдержать ритм. Рассказывать сказку при этом очень трудно, но колыбельную петь можно. (Музыка: Иоганнес Брамс. Колыбельная).
Простые методичные ритмы препятствуют мозговой активности. Например, практически невозможно одновременно настукивать ритм и думать о чём-то. Наверное, именно поэтому, чтобы отключиться, мы втыкаем наушники с громкой и ритмичной музыкой в уши, а ещё так часто гоняют солдат на разные маршировки: "Раз! Раз! Раз-два-три!". Оба приёма эффективно блокируют мозги.
И, последнее, та часть, с которой я предлагаю начинать.
Подготовка. Я называю её – «три предупреждения».
Первое - за полчаса до "укладки", вы входите в комнату к детям и твёрдо-уверенным голосом говорите, что уже поздно и пора спать. Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение - это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 30 минут поиграть. То, что произойдёт через 30 минут, дети воспринимают, как будто это будет уже в следующей жизни. Они на всё согласны - главное сейчас, иди не мешай.
Но «якорь» уже установлен и начал он работать.
Второй визит, это очень важно, твёрдо уверенным тоном - что осталось 15 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать - мол уже всё?
Вы можете даже посидеть с ними пару минут. Это усилит ваше "подсоединение", которое будет так нужно в последующей части. Можно даже немного поиграть с ними.
Сам момент, что пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню - я крайне рекомендую делать лично родителям или самым близким людям, которые сейчас здесь есть. Это всегда момент трудный, этакая маленькая-маленькая "смерть", и этот момент всегда легче принимается от близкого человека. Нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.
Подытожим. В этой статье я предложил и описал один из интересных примеров применения Эриксоновского гипноза для укладывания спать вашего ребёнка. Основное в нём было – рассказывание сказки со специальным медленным дыханием и включение в текст расслабляющих фраз. И дополнительно – про телесный контакт с ребёнком и про «три предупреждения» ко сну.
На этом всё. Сладких снов вам и вашим детям!
Комментарии (4):
От автора: спустя три года после написания статьи у нас родился ещё один наследник. Паренёк исключительно активный и шустрый. Как вы догадываетесь, уложить спать – то ещё испытание. И я столкнулся с проблемой – звери в «Колобке» заканчиваются быстрее, чем сынок засыпает. Правильно, сам Колобок стал «вечным», а список зверей бесконечным: зайчик, волк, медведь, лиса (никого не съедает), бобёр, енот, ёжик, белка... до белки мы обычно уже засыпаем. И каждому зверю – песенка:
Я Колобок-колобок, у меня круглый бок,
По амбару метён, по сусекам скребён,
Я в тесто мешён, я в печке печён,
Я был разгорячён, на окошке стужён.
Я с окошка скатился, по крыльцу покатился,
По ступенькам прыг-прыг и за калитку укатился,
Я по улице бежал, по дорожке бежал,
По тропинке бежал, и в лес я прибежал,
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
По тропинке пошёл и в лес я пришёл.
Я от зайчика ушёл, и от волка ушёл... и т.д.
(можно на простой мотивчик какой нибудь)
Удачи!