Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков (Л. Берковиц)
Автор: Л. Берковиц, книга «Агрессия: причины, последствия и контроль»
Статья из главы 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
Традиционные правила этики не допускают открытого проявления агрессии и даже получения удовольствия от ее совершения. Подавление агрессии начинается с родительского требования говорить тише, не возражать, не спорить, не кричать или не мешать. Когда агрессивная коммуникация блокируется или подавляется при осуществлении определенных взаимоотношений вне зависимости от того, являются ли они случайными или устойчивыми, люди вступают в искажающие реальность, нечестные по отношению друг к другу [соглашения]. Агрессивные чувства, для сознательного выражения которых в ходе обычных взаимоотношений устанавливается запрет, внезапно проявляются иным образом в активной и неконтролируемой форме. Когда же аккумулированные и запрятанные внутрь чувства обиды и враждебности прорываются наружу, предполагавшаяся «гармония» отношений внезапно нарушается (Bach & Goldberg, 1974, p. 114-115).
Вентилирущие чувства
Уже в течение нескольких десятилетий многие физиотерапевты выступают за открытое и свободное выражение «агрессивных чувств», представляя этот подход как средство от многих социальных болезней. Сторонники этого подхода, которых я назвал «вентиляционистами» (Berkowitz, 1973 b), утверждают, что сдерживание эмоций является нежелательным и вредным для здоровья. Они считают, что если кто-то начинает нас раздражать, то нам следует открыто выразить свои отрицательные эмоции, «высказав этому человеку все, что мы думаем о нем и о его поведении». Другими словами, по их мнению, «лучше сразу бросить в обидчика камень, чем держать его за пазухой», так как в этом случае мы хотя бы облегчим себе душу Если же мы никак не проявим свои отрицательные чувства, то их интенсивность станет нарастать. Вспомним строчки из Уильяма Блейка, которые я цитировал в первой части: «Враг обиду мне нанес — Я молчал, но гнев мой рос». Далее, сторонники этого подхода убеждают нас в том, что, когда мы выражаем свои эмоции, мы снижаем вероятность того, что наш организм испытает вредные последствия сдерживания агрессии. Некоторые исследователи рассматривают сдерживание проявления агрессии в качестве причины развития болезней сердца (например: Gentry, 1985; Spielberger, Krasner & Solomon, 1988) и утверждают, что внутреннее подавление отрицательных эмоций пагубно сказывается на здоровье человека.
Я уверен в том, что вы знакомы с этим предписанием по сохранению физического и психического здоровья. Много лет тому назад одна ученая-психолог изложила эту идею в следующих простых выражениях:
Когда гной накапливается и образует абсцесс, этот нарыв должен быть вскрыт и прочищен. Если этого не сделать, то инфекция может распространиться по всему организму. ...То же самое следует делать и с нашими чувствами. Все, что в них есть негативного — обида, страх или раздражение, должно выводиться наружу без остатка. В противном случае эти отрицательные эмоции могут нанести вред здоровью человека (Baruch, 1949, р. 38-39).
Идея, основанная на использовании такой аналогии, кажется простой и понятной; остается лишь выяснить, насколько она справедлива.
Что следует понимать под проявлением чувств?
Другими словами, что творится в душе человека, когда у него возникает потребность выразить или, образно выражаясь, «провентилировать» свои чувства? Какими способами можно вывести из них негативную составляющую?
В главе 3 я рассказывал о случае, произошедшем с женщиной по имени Джейн, обманутой мужчиной, не пришедшим к ней на свидание. Если бы я попросил вас перечислить способы, которыми Джейн могла бы проявить свое эмоциональное состояние, то вы, возможно, указали бы следующие:
Джейн могла бы описать свои переживания другому человеку. Она могла бы сообщить кому-нибудь, что была оскорблена и испытывала сильный гнев. Однако на самом деле Джейн описала свои ощущения без проявления особых эмоций. (См. Я-послание)
Джейн могла бы проявить физиологические и экспрессивно-двигательные реакции, обычные для состояния раздражения. Вне зависимости от произнесенных ею слов, она могла бы проявить мускульные реакции, обычно ассоциируемые с состоянием крайнего раздражения: нахмурить брови, напрячь мускулы, стиснуть зубы. В ней можно было бы также обнаружить физиологические изменения, обычно происходящие у людей, подвергнувшихся оскорблению: покрасневшее лицо, повышенное артериальное давление, учащенное сердцебиение. Джейн могла бы также совершить действия, обычно совершаемые в разгневанном состоянии: вернувшись вечером домой, она могла бы громко хлопнуть дверью, отшвырнуть ногой стоящую на ее пути табуретку, бросить в угол свое пальто и ничком упасть на диван. (См. Выплеск эмоции)
Она могла бы выразить свои отрицательные эмоции в вербальной форме. Не пытаясь нанести оскорбление кому-нибудь конкретно, она могла бы озвучивать свои негативные мысли и отношения, которые нередко приходят на ум человеку в подобной ситуации. Джейн могла бы сделать пренебрежительные замечания о неумении мужчин одеваться со вкусом или рассказывать своим подругам о том, что все представители противоположного пола глупы и эгоистичны. (См. Я-высказывание)
Джейн могла бы нанести кому-нибудь словесное или даже физическое оскорбление. При наличии провоцирующего повода она могла бы отреагировать на него открытой агрессией и попытаться причинить кому-нибудь боль, например обманувшему ее мужчине или совершенно постороннему человеку. (См. Ты-высказывание)
Разумеется, Джейн могла бы проявить любой набор из перечисленных выше реакций, так как все они взаимосвязаны друг с другом и нередко происходят одновременно. Однако эти связанные с раздражением реакции являются также отчасти независимыми и некоторые из них не обязательно проявляются в каждой конкретной ситуации.
Предположим, что Джейн не имеет никакого осознанного ощущения того, что можно было бы назвать «раздражением», но тем не менее критикует работу, выполненную каким-либо мужчиной. В какой степени она будет проявлять свое чувство открыто? С другой стороны, что если она рассказывает подруге о своих негативных чувствах к этому человеку, но никогда не пытается проявить их перед ним в вербальной форме? Можно ли считать, что и в этом случае она открыто проявляет свое раздражение?
Из этих вопросов должно быть понятно, что я не могу с уверенностью утверждать, что в действительности говорят люди, когда пытаются убедить нас выразить свой гнев или возмущение. Рекомендуют ли они обратить наше внимание на наши физические реакции и чувства? Говорят ли они о необходимости побеседовать с кем-нибудь о наших переживаниях? Настаивают ли они на том, что нам необходимо нанести «ответный удар» (в переносном, а может, даже и в прямом смысле) человеку, вызвавшему наш гнев? Каждая из этих реакций может иметь очень разные последствия. Одно дело — сообщить обидевшему вас человеку о своем раздражении, и совсем другое дело — наброситься на него с ответными оскорблениями.
Так как различные эмоциональные реакции, перечисленные выше, не всегда проявляются совместно, то мы можем избежать путаницы, дав им собственные названия. Наряду со многими другими психологами я убежден в выгодах ограничения применения понятия «раздражения» к некоторым чувствам (или переживаниям) людей. Физиологические и моторные реакции, нередко сопровождающие эти чувства, могут быть определены как «физические реакции, связанные с раздражением». Я рассматриваю «враждебность» в качестве негативного отношения, а «агрессию» — как поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету.
Гипотеза катарсиса
В этой главе будут рассмотрены последствия агрессии — поведения, нацеленного на несение вреда кому-либо или чему-либо. Агрессия проявляется либо в виде вербального, либо в виде физического оскорбления и может носить реальный (пощечина) или воображаемый (стрельба из игрушечного ружья по выдуманному противнику) характер. Следует понять, что, даже несмотря на то что я использую понятие «катарсиса», я не пытаюсь применять «гидравлическую» модель. См.→