Игнорирование указаний родителя
В возрасте 5 лет ребенок уже полностью осознает свою личность. Это нормально, что он начинает оказывать противодействие вашему авторитету. Ребенок уже не капризами добивается своего, а выбирает другую тактику. Он/она могут делать вид, что вас не слышат или затягивают с ответом как можно дольше.
Примеры из жизни
Нравится разбрасывать вещи. Последнее время сыну понравилось все разбрасывать: игрушки, вещи. Что делать не знаю — переключать внимание часто не получается Если кидает игрушки, объясняю что так не делают и т.п. — эффект нулевой.
Я и внучка находились одни дома, на кухне. Внучка (4,5 годика) держит в зубах пластиковый стаканчик, в котором кефир. Она этот стаканчик качает — балуется. Я ей говорю: «Саша, поставь стаканчик, так можно его уронить». Она смотрит так хитро своими глазёнками в мои глаза и улыбается, продолжая делать то же самое, я ещё раз повторила, она делает тоже самое. В третий раз я проговорила, и стакан всё же падает… Я ей без нотаций, говорю: «Бери тряпку и вытирай». Она встала во взрослую позу, подперев себя кулочками в боки и говорит, «Чё, ты здесь?». Смотри решение...
Чтобы вас слушали — общие советы
- Сначала обратите на себя внимание, а потом говорите. Прежде чем начнете говорить, убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Можно слегка приподнять его подбородок, так, чтобы он смотрел прямо в глаза, или дать словесную команду, чтобы обратить его внимание: «Посмотри, пожалуйста, на меня и послушай то, что я скажу». Когда вы смотрите друг другу в глаза, ребенок полностью в вашем распоряжении: это как раз подходящий момент для того, чтобы сформулировать свою просьбу. Использование этой техники каждый раз, когда вам действительно требуется внимание ребенка, заставит его слушать.
- Сделайте предупреждение. Иногда детям действительно сложно переключиться, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Кроме того, ребенок действительно может не слышать вас. Установите временное ограничение: «Мне понадобится твоя помощь через две минуты» или «Я хочу с тобой поговорить через минуту. Пожалуйста, подготовься».
- Понизьте голос. Вместо того чтобы повышать тон, понизьте его. Ничто не отбивает охоту быстрее, чем крик, поэтому поступите наоборот: говорите мягче и тише. Обычно это застает ребенка врасплох, и он останавливается, чтобы послушать. Учителя используют эту стратегию на протяжении многих лет, потому что она действенна.
- Говорите кратко, мягко и точно. Дети становятся восприимчивее, если знают, что им не придется выслушивать лекцию, поэтому пусть ваши просьбы будут краткими и по делу: «Застели, пожалуйста, кровать перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе нужно подготовиться к школе» и т.п. Ограничение количества слов, входящих в вашу просьбу, тоже помогает. Иногда достаточно одного слова: «Домашнее задание!», «Уборка!» и т.д.)
- Упрощайте свои просьбы. Ребенок может игнорировать вас, потому что он просто не понимает, что вы от него хотите. Не просите его помочь убрать вам на кухне. Просто скажите: «Помоги мне помыть посуду, я покажу тебе как это сделать». Ваши просьбы не должны содержать больше 3-4 шагов. Например, «Сходи в ванную, загляни в шкафчик под раковиной и принеси мне бинт».
- Ставьте перед ребенком только четкие и выполнимые цели. Если вы говорите «Убери в комнате», эта цель очень общая, и ребенок может, например, немного уменьшить беспорядок, царящий в его комнате. Если же вы просите его «убери игрушки в шкаф, а одежду сложи на полочку», тут уже не возникает вопросов, что нужно делать.
- Мотивируйте ребенка. Хвалите. Предлагайте стимул. «Когда Катя уберет свои игрушки, мы пойдем с ней в парк» (употребляйте местоимение «когда», а не «если».) (метод поощрение ребенка)
- Используйте заменители слова «нет». Вместо того, чтобы говорить «Не играй в мяч в доме», скажите «Поиграй в мяч во дворе, или давай сходим и поиграем в мяч на улице». (метод тотальное да)
- Старайтесь, как можно чаще давать ребенку возможность выбора («Ты хочешь остаться и поиграть с Никитой или пойти со мной на рынок?»), ведь в жизни и так много ситуаций, в которых вы не можете обойтись без слова «нет», например, когда ребенок хочет нарушить семейные традиции или играть в компьютер допоздна. (метод свобода выбора)
Конкретные стратегии
Подготовленная разборка. Последовательность действий: Обозначение темы разговора и своих чувств. Нагнетание обстановки. Задание формата серьезного разговора. Строгий выговор с любовью: перечисление ошибок и прегрешений, но в этом перечислении слышится забота о тех, кого любим. Когда (и если) сын признал свою вину и ошибки (искренне), ситуацию смягчаем и переводим в инструктаж на будущее. Переключение на что-то теплое и объединяющее. Подробнее смотри Симба ослушался отца
Возможный вариант разговора с подростком, чтобы он делал уроки, а не развлекался за компьютером: «Сережа хочет отдыхать за компьютером».