Стаканчик с кефиром
Я и внучка находились одни дома, на кухне. Внучка (4,5 годика) держит в зубах пластиковый стаканчик, в котором кефир. Она этот стаканчик качает — балуется. Я ей говорю: «Саша, поставь стаканчик, так можно его уронить». Она смотрит так хитро своими глазёнками в мои глаза и улыбается, продолжая делать то же самое, я ещё раз повторила, она делает тоже самое. В третий раз я проговорила, и стакан всё же падает…
Я ей без нотаций, говорю: «Бери тряпку и вытирай». Она встала во взрослую позу, подперев себя кулачками в боки и говорит: «Чё, ты здесь?». Мне так стало смешно, так как это выглядело совсем по взрослому, но детским словами и выражениями. Я сдержала смех, и спокойно повторила: «Бери тряпочку и вытирай!».
Ей было очень трудно это делать, ребёнок даже с тряпкой еле-еле мог справляться, но я была неприступна, как скала и решительна в своих намерениях, и ей ничего не оставалось, как заняться уборкой (хотя на душе скребли «кошки», было её жалко, но я понимала, что жалеть её, в этой ситуации, делать ей вред). Я ей показала, как выжимать тряпочку, как полоскать её под краном. И с четвёртого захода, она! САМА! справилась. Всё вытерла дочиста. И со счастливой улыбкой произнесла: «Поля, какая я молодец!». Я, конечно, её сильно похвалила, обняла и поцеловала и сказала, какая у нас помощница растёт, как же здорово, что ты справилась, ты молодчинка!
Ребёнок был счастлив, а формат был выстроен – убирать за собой, и отвечать за свои последствия действий.