Эксперимент «Анархия»: детям и родителям можно все!

01 октября 2022 г. в 21:27

Автор: Наталья Коваленко

Выпускница Университета практической психологии

На мой взгляд, ребенка необходимо подключать к домашним делам как можно раньше. Совсем маленькие дети могут, самостоятельно после прогулки разуваться около входной двери, расстёгивать кнопки или молнию на своей одежде, собирать после игры за собой игрушки, мыть руки и т.д., и уже это станет посильной помощью родителям в домашних хлопотах.

По мере взросления у ребенка появляются новые обязанности, но чем раньше взрослые приучают детей трудиться, тем меньше они получают сопротивление, и ребенок легче справляется с простыми доступными для его возраста задачами.

Моему сыну пять лет, и у нас в семье практиковалось все: и строгость силовика, и хитрость тактика, и конечно же творчество вдохновителя. Но в один прекрасный момент, я встретила нежелание ребенка что-либо делать помимо того, что ему самому хочется: «Не хочу убирать игрушки, тебе надо ты и убери. Я хочу играть в телефон». Вот тут-то мне и пришла в голову идея предложить ребенку установить в семье Анархию, когда в семье мы все будем делать все что хочется и никто никого не будет заставлять. Ребенок принял эту идею с восторгом, несколько раз переспросив, правда ли он может делать все, что ему заблагорассудится. Я сказала, что дом, конечно, поджигать не нужно, а так — да, можно делать все что хочется.

Я предупредила его, что папа и мама тоже будут делать все, что им хочется, заниматься своими любимыми делами, но он не обратил на это внимания. Наверное, зря... Сын обрадовался и захотел жить в таком укладе.

Эксперимент начался в 14:00. В течение дня ребенок делал все, что он хотел (в рамках законодательства РФ). Родители соответственно поступали также. Каждый сам себе режиссер. Он игрался, гулял, брал на улицу игрушки, какие хотел.

С 14:00 он был на прогулке, при этом взял с собой телефон, что раньше в нашей семье было запрещено.

В 16:00 Он привел в дом незнакомых новых друзей. Поиграл с ними дома (естественно в моем, практически незаметном, присутствии). Рассказывал с удовольствием всем, что он теперь сам решает, что ему делать, даже хвастался этим. Дети удивлялись и завидовали, он гордился и чувствовал свою значимость.

Интересно было наблюдать, как он 5-летний мальчик руководит 9-летними детьми. Они ему с радостью подчинялись. Как бы, между прочим, я уточнила, как их зовут, где они живут и кто их родители. Мальчики были из нормальных, благополучных семей, поэтому я была спокойна.

В 17:00 они снова отправились на прогулку. Сын сам определил время своего возвращения, 20:00. Я приняла его решение спокойно.

В 17:15 пришел папа, (он был в курсе о начале эксперимента) и мы вместе обсудили дальнейший план действий.

В 18:00 ребенок пришел за своим электрическим мотоциклом и попросил папу спустить его вниз. Папа отказался, и ребенок сделал это самостоятельно.

В 20:20 мы уже собрались идти его искать, но он вернулся огорченным, так как долго искал, кто ему занесет мотоцикл. Мы не разрешили завозить мотоцикл в квартиру, пока он не вымоет колеса. Мыть колеса он отказался и транспортное средство осталось в общем коридоре.

Ребенок попросил положить ему еду. Я предложила ему самостоятельно решить эту задачу. Он достал кусок хлеба и съел его. Затем он попросил чай, мы продолжили заниматься своими делами. Далее с его стороны были следующие просьбы, которые мы отказались выполнять: «Помойте меня, постелите свежую постель, почитайте книжку». Но самое неприятное для него было то, что я отказалась кормить его улиток. У нас находятся на данный момент два аквариума с улитками, один нашего сына, а второй моей племянницы. Она с мамой уехала и попросила меня ухаживать за живностью. Я нарвала листьев (на всякий случай, конечно, с запасом) и озвучила, что я ухаживаю только за их улитками, а улитки сына это его задача. Он очень плакал, я ласково гладила его по голове и говорила, что теперь, в новом «Анархическом» строе я тоже делаю только то, что я хочу, а за улиток племянницы я несу ответственность перед ней, и при любой форме правления, буду выполнять свои обязательства.

Он просился на улицу, что бы нарвать траву, но было уже поздно. Я согласилась поделиться с ним травой: «Так уж и быть», но предупредила, что в следующий раз этого не сделаю.

Перед сном сын сказал, что ему такой строй не нравится, и что завтра обсудим. Мы с мужем согласились.

Когда ребенок уснул, мы обсудили результаты эксперимента и решили довести его до конца. Утром ребенку надо было идти в сад, после сада у него тренировка по айкидо, и мы решили не водить его никуда, и объяснить ему, что у нас существуют другие дела, которые нам делать приятнее.

Утром, когда сын проснулся, он поинтересовался, где папа, и я ему объяснила, что папе захотелось подольше поспать и у него не осталось времени утром будить сына и завозить его в сад. Также рассказала, что теперь он не будет ходить на айкидо, потому что папе после работы хочется быстрее приехать домой, а не ждать когда закончится тренировка. Сын задумался, но все же продолжил заниматься тем, чем ему хочется.

Он взял телефон и начал играть. Я приготовила себе завтрак и села кушать. Ребенок тоже захотел кушать, но завтрак ему нужно было делать самостоятельно. Одежду нужно было искать в куче поглаженных вещей, но кучка была уже небольшая и я его предупредила, что почти все его вещи лежат грязные и ему нужно решать тот вопрос также самому. Я рассказала, что теперь он сам полностью будет себя обслуживать, потому что у меня тоже есть дела поинтереснее.

Он задумался и пришел сам к выводу, что его такая семейная модель не устраивает. И мы начали обсуждать, а какой вариант устроит его. Здесь мы рассказали ему о существовании различных форм правления.

Признаюсь, чем больше я сама изучала существующие формы правления, тем меньше они все мне нравились. Поэтому мы с мужем решили, что не столь важно, как называется строй, а важен смысл, вложенный в это название. В связи с этим мы предложили сыну три варианта правления.

«Анархия» — У каждого свой костер и каждый поддерживает его, как хочет. Личные интересы одного человека преобладают над общими интересами семьи.

Диктатура (абсолютная монархия) — это один человек в семье решает, какой будет костер, кто сколько дров приносит, какие дрова, какая сила огня. В случае неподчинения существуют серьезные наказания. Все члены семьи подчиняются одному человеку, невзирая на то прав он или не прав. Его указы не обсуждаются.

Авторитарная демократия — один костер поддерживается всеми членами семьи, дружно и вместе. Можно обсуждать какие дрова лучше, придумывать новые варианты укладки дров, обсуждать какой высоты будет костер. Все важные семейные дела обсуждаются вместе всей семьей, при этом у главы семьи есть право решающего голоса. Семья живет по созданной конституции, в которой учитываются права и обязанности всех членов этой семьи.

Обсудив вместе эти варианты, сын выбрал последний, авторитарно-демократический строй и попросил убрать анархию, назвав ее «безобразие». Хорошо, так мы и сделали. Мы достали ранее принятые в нашей семье правила, договорились о соблюдении этих правил, определили круг обязанностей и прав. У кого больше обязанностей, у того и больше прав. На этой радостной ноте эксперимент был удачно завершен. Он продлился с 14.00 воскресенья до 11.00 понедельника.

Что было дальше? Первое время наши просьбы по домашнему хозяйству ребенок выполнял с радостью, но время стирает яркие воспоминания. Через месяц у нас стали появляться отговорки и не желание помогать, то теперь я знала, что с этим делать. Теперь, после проведения эксперимента, у меня есть козырная карта предыдущего яркого опыта ребенка, и на мой вопрос: — «У нас опять анархия?» — ребенок реагирует, как собачки на лампочку в опытах Павлова: «Мама, нет, только не анархия!». Теперь он выполняет наши просьбы быстро и с радостью.

Его недавно знакомые спросили: «Анархия — это как?» Объяснить, ни что такое «анархия», ни чем она ему не понравилась, он им толком не смог, но то что она ему не нужна, он запомнил, надеюсь, на всю жизнь.


После того, как мы провели этот эксперимент в своей семье, я рассказала о нашем опыте другим родителям (моим клиентам), и они загорелись провести этот эксперимент и со своими детьми. Итак, муж Сергей 29 лет, жена Марина 26 лет, дочка Светлана 5,5 лет (имена людей изменены, возраст клиентов настоящий).

Светлана замечательная разносторонне развитая девочка, увлекается бисероплетением (этим она может заниматься часами). Начала протестовать против дисциплины и всеми возможными способами (уговоры, плач, крики, обиды и т.д.) стала отказываться от выполнения заведенных ранее в семье традиций (перестала убирать в своей комнате, помогать накрывать на стол, складывать на место свои вещи, не желает ходить в детский сад) предпочитает смотреть мультфильмы, плести бисер. Причина нежелания ходить в сад, со слов самой Светланы: «Там заставляют слушаться, а я не хочу делать то, что говорят. Хочу делать, что мне хочется!»

Последнее время мама Светы, Марина взяла на себя все обязанности дочки. Мамины попытки привлечь Светочку к помощи, разбиваются вдребезги, и мама делает все сама. Марина прокомментировала это так: «Мне проще сделать самой, чем ссориться с дочкой. За время уговоров я успею переделать кучу дел».

Узнав про опыт с изменением строя правления в семье, Марина сразу заинтересовалась и проявила желание попробовать такой эксперимент, но через день у нее появились сомнения и страхи. «А вдруг дочке понравится «Анархия», что тогда делать?» «Как же я не буду с ней играть и заниматься? А что мне тогда делать?» «Я должна выполнять все женские обязанности по дому, и мои к этому привыкли». «Я боюсь менять отработанный годами уклад». «А вдруг мужу это не понравится? Я не знаю, как ему предложить такой вариант».

В этой ситуации я предложила Марине обсудить сложившуюся ситуацию и возможность выхода из нее со своим супругом. Важно, чтобы родители в воспитании детей работали в тандеме, сообща.

На следующий день Марина пришла совсем с другим настроем. В глазах ее читалась решимость и озорство: Сергей, ее муж, полностью поддержал идею нового поведения. Они совместно обсудили детали предстоящих событий. Сергей пресек все волнения и страхи Марины и согласился принять активное участие в эксперименте.

Следующая наша встреча состоялась через неделю. Уже по первому взгляду я поняла, что опыт прошел удачно. Маринины глаза блестели, и в них читалось сильное желание поскорее поделиться результатами проведенных выходных.

Рассказ Марины

«— Дочка проснулась в субботу утром и я пригласила ее к завтраку. Она сказала, что пойдет завтракать только после просмотра мультфильма. Я объяснила ей, что завтрак к этому времени остынет и получила в ответ:

— Ну и что, подогреешь.

Я передала слова Светы мужу и он сказал дочке, что завтрак заканчивается через 20 минут. Так же он рассказал дочке, что она может, если конечно сама захочет, провести этот день как ей заблагорассудится, но тогда и мы станем заниматься, чем захотим.

Свете это понравилось, но она уточнила:

— И вы даже не станете на меня сердиться, если я весь день буду смотреть мультики?

— Конечно.

Мы поцеловали дочку и пошли кушать.

Когда через час Света пришла кушать, стол был убран и посуда вымыта. Я читала книгу, а муж играл в компьютер. Света потребовала завтрак, но получила доброе и мягкое объяснение, что завтрак закончился, все заняты своими любимыми делами. Она достала из шкафчика печенье, поела в сухомятку и слегка обескураженная ушла в свою комнату.

Через полчаса Света пришла в нашу комнату.

— Мама, пойдем гулять.

— Не сейчас Светочка, я читаю интересную книгу, может быть позже.

— Папа, пойдем гулять.

— Ага, одевайся.

— Мама, а что мне надеть?

— Посмотри у себя в шкафу.

— Помоги мне.

— Солнышко, я хочу почитать. Не отвлекай меня, пожалуйста.

Дочка долго рылась в шкафу, но все же самостоятельно оделась и зашла за папой.

Лицо дочки выражало недовольство.

— Папа, пойдем.

— Ага, сейчас…

Прошло несколько минут.

— Ну, пап, я уже устала ждать.

— Да, да, моя хорошая, сейчас доиграю… Потерпи еще пять минуток.

— Мне уже жарко.

— Разденься.

— Мама, пойдем на улицу.

— Девочка моя, ну ты же сама захотела, что бы в семье все делали, что захочется.

Света недовольная ушла к себе в комнату, включила мультфильмы и закрыла дверь.

Подошло время обеда, дочка пришла к нам в комнату:

— Я хочу кушать, мама налей суп.

— Светочка, я зачиталась, и суп не сварила. Покушай печеньки или хлебушек. Солнышко, я так давно не читала, а ведь это мое любимое занятие.

Муж поддержал меня:

— Да, дочка, перекуси сама, я тоже в компьютер уже лет триста не играл. Постоянно какие-то дела надо делать, а ты сегодня такой нам праздник подарила.

Я поцеловала дочку и сказала, что я ее очень люблю. Светочка готова была расплакаться, мое сердце сжималось и мне хотелось вскочить покормить ребенка, потом пойти с ней гулять, в общем делать все, что она попросит. Света вышла из комнаты, а я жалобно посмотрела на мужа. Он сказал, чтобы я еще чуточку потерпела, что ребенок должен сам вернуть прежнюю жизнь, при этом взяв на себя определенные обязательства.

Я вслушивалась, что делает моя девочка за дверью. Мне было слышно, как она гремит посудой и ящиками на кухне. Я уже не в состоянии была читать, но терпеливо ждала дальнейшего развития событий. После того, как Светочка перекусила чего-то на кухне, она снова закрылась в своей комнате. Я бессмысленным взглядом смотрела в книгу и ждала…

Через минут 10 Светочка зашла к нам и в глазах у нее стояли слезы:

— Никто не хочет со мной гулять, никто не хочет со мной играть, вы даже не хотите меня кормить…

Тут сразу включился Сергей, спасибо ему за это, а то бы я начала просить у ребенка прощения и наговорила бы лишнего, и все усилия пустила бы под откос. Муж развернулся из-за компьютера и сказал:

— Почему это не хотим? Еще как хотим! Я вот в танки играю, садись вместе играть будем.

Света села рядом с папой и он стал описывать правила игры. Я наблюдала и видела, что Света не совсем понимает, что говорит папа, да и стрелялки ей были неинтересны. А муж рассказывал с таким азартом и увлечением, и продолжал играть не обращая внимание на кислое лицо ребенка. Дочка встала из-за стола и я ее подозвала к себе. Я немного успокоилась к тому времени.

— Светочка, иди скорей ко мне, я тебе почитаю. Такая интересная книга.

Света села рядом со мной, я ее обняла, прижала к себе и начала читать вслух.

— Мам, мне не нравится эта книжка, почитай мне мою.

— Светочка, а мне она очень нравится.

— Мне не нравится, когда все занимаются чем им захочется.

— И мне тоже — сказал Сергей и повернулся к нам.

Я отложила книгу и присоединилась к их словам.

Тогда муж взял слово:

— Ты понимаешь, дочка, и у меня, и у мамы дел по дому очень много. Если мы будем заниматься только тем, что нам нравится, то многие домашние дела делать будет некому.

Сергей взял листочек с ручкой и подозвал нас к столу. Мы сели в круг.

— Давайте запишем, какие мы должны выполнять домашние дела.

Он начал перечислять и мы с дочкой тоже подключились. Получился довольно внушительный список.

— Больше всего дел по дому лежит на маминых плечах, а как ты думаешь ей все и всегда нравится делать?

— Думаю, нет.

— Правильно, но все это необходимо делать, нравится это или нет. А наша с тобой задача ей помогать. Тогда наша мама не будет уставать и у нее будет больше времени на игры и общение с нами. И конечно, мы все сможем, хотя бы 30 минут в день, заниматься каждый своими любимыми делами.

— А, что для этого нужно?

— Распределить, кто какую работу из этого списка возьмет на себя. Но только, важно обязательно выполнять взятые на себя обязательства всегда и с радостью. А иначе у нас снова будет — Анархия.

Света с радостью выбрала из списка дела, которые она хочет делать. Она хотела на себя взять слишком много, и мы часть дел у нее отобрали, аргументирую тем, что она всегда сможет помогать во всем маме и папе в любых делах.

Мы договорились, что пока я готовлю обед, муж и дочка приберутся в комнатах, а после обеда мы все вместе пойдем гулять. Светочка казалась мне такой счастливой. Она побежала убирать свою комнату. Результат превзошёл все мои ожидания. Она убралась очень качественно и быстро. Весь оставшийся день мы провели весело и дружно. Дочку, как будто подменили.

Через несколько дней, после общения с Мариной, я встретила их с дочкой на улице, Света гордо мне поведала:


«Анархия — это бардак!»
Файлы:

Комментарии (18):

Гость, 17 октября 2013 г. в 15:55
Замечательный эксперимент. Вот так у ребёнка развивают самостоятельное мышление. Но, не надо радоваться раньше времени. То, что родители разовьют в пять лет, потом, - десять лет - из ребёнка будет выкорчёвывать жёстко - авторитарная школа.
Гость, 17 октября 2013 г. в 17:25
Очень грамотное решение вопроса ответственности ребенка! Обязательно буду применять, когда будут свои.
Гость, 17 октября 2013 г. в 17:34
Смешали бульдога с носорогом... Анархия это НЕ бардак. Анархический уклад общества не подразумевает отказа от социальных ролей, скорее наоборот - всячески поощряет кооперацию. А вот против чего Анархия выступает - так это диктат сверху, например со стороны чиновников (или бабушки, живущей отдельно, если речь о семье). Не надо указывать пожарному, как тушить пожар, но водопроводчики должны подать воду пожарному, а гаишники очистить улицу для проезда к месту пожара. Потому что все, и пожарный, и водопроводчик, и гаишник живет в этом городе и зависят друг от друга, как папа, мама и ребенок, живущие в семье. А когда пожарному из столицы диктуют, сколько бензина ему позволено залить в машину, а водопроводчику - когда отключать воду для экономии, тогда и дом сгорит и реально бардак наступит, именно тот бардак, в котором мы живем сейчас. Очень жаль, что детям внушается подобная чепуха, будто Анархия это бардак. Вы ничего не знаете об Анархии.
Гость, 17 октября 2013 г. в 20:43
Если не нравится "анархия", придумайте другое название :))) А то Вы так возмутились, что видно, как Вас это задело "за живое". Я, например, вообще об этом не подумала, все мое внимание было сконцентрировано на самой идее. И она мне очень понравилась.
Гость, 17 октября 2013 г. в 21:37
Отличный опыт! Обязательно порекомендую такой вариант налаживания общения в семье своим клиентам. Спасибо!
Гость, 18 октября 2013 г. в 13:20
Эксперимент очень хороший, думаю, будет полезен многим детям. Но название "анархия" считаю вообще не подходящим, так как оно означает совершенно другое, а не то, что описано в статье.
Гость, 18 октября 2013 г. в 14:50
Насколько я понимаю, суть статьи - отучить "брыкающегося отпрыска" от бардака вокруг него и приучить к самоорганизации. При чем тут Анархия - непонятно. Возмутил именно вывод - анархия это бардак. Статья в целом прекрасна, метод прекрасен, но нужно называть вещи своими именами. Бардак это бардак, анархия это анархия.
Гость, 19 октября 2013 г. в 08:12
Какая разница как назван эксперимент, главное - суть. Но этот метод подойдет детям от 4-х и до 11-12 лет, а если ребенку 15-16. Как быть?????
1 ответ
Козлов Н.И., 20 октября 2013 г. в 00:13
Если ребенку 15-16, посмотрите статью "Забавные выходки родителей, или «Анархия» для подростков". Успехов!
Карпенко Кирилл Евгеньевич, 02 ноября 2013 г. в 10:27
Это разновидность психологического айкидо. Отличная идея!
Гость, 21 января 2014 г. в 00:05
Знание верного смысла слов, не менее важно! А иначе ребёнок правильно и не будет понимать о чём речь, будет например с кем-то говорить об одном и том же, а не будет понимать другого человека или конфликт может произойти. А всё потому, что неверно понимает смысл слова. А сколько ещё таким словам с неверным смыслом его научат? Вот и считайте какой фундамент для непонимания с другими людьми и конфликтов на будущее закладывается безграмотностью.
Гость, 17 февраля 2014 г. в 10:07
Анархия это взаимопомощь и личная ответственность, когда человек настолько осознан, что ему не нужны законы и власть, чтобы жить полноценно. И анархия мало того, что не исключает, а подразумевает взаимопомощь всех индивидов. Это хороший эксперимент, но не доведенный до конца. Это сложно на первых порах, хотя в долгосрочной перспективе очень плодотворно. Ребенок становится осознанным, ответственным, понимает, что он тоже личность, что он тоже важен, что именно он ответственен за многие вещи и получает знания не от указок из под плети и криков, а из личного опыта. Такие дети вырастают очень жизнеспособными и гармоничными, но проще указывать детям что делать - ведь так результат виден сразу и кажется, что все под контролем.
1 ответ
Н.И. Козлов, 17 февраля 2014 г. в 13:00
Если вы имеете в виду свободное воспитание, то его результаты немного другие. Посмотрите статью Теория и практика свободного воспитания.
Гость, 17 февраля 2014 г. в 18:04
Ребята, анархия - это ответственность и взаимопомощь, а ни то что вы там напридумывали в своей семье.
Мирошниченко Евгений, 09 апреля 2015 г. в 22:02
Эксперимент несколько сыроват, результаты его сомнительны. 1) Что авторы хотели доказать и 2) какие инструменты для этого использовали? 1) ответственность и распределение обязанностей это хорошо 2) отзеркаливание, детское безответственное поведение. А какой вывод сделает ребенок 5 лет? Может быть, что нужно быть ответственным, а может быть, что родителям доверять нельзя, они в любой момент могут перестать меня защищать и обо мне заботиться...
Светлана, 06 декабря 2015 г. в 21:31
Отличный способ воспитания деток. Хорошо, когда родители вместе понимают, что делать и умеют выдержать общую идею. Умные родители всегда дуют в одну дуду.
Гость, 18 мая 2016 г. в 10:39
Благодарю за великолепную статью и замечательный эксперимент.
1 ответ
Гость, 13 июля 2018 г. в 15:50

Доброго времени суток! Меня зовут Наталья и этот эксперимент проводила я. Благодарю всех за обратную связь. Когда проводила этот эксперимент, думала о том, как еще можно подключить своего ребенка к делам которые ему делать не хочется. До этого использовала многие ресурсы и мотивация и угрозы, и объяснения. Не знаю правильно или нет, тем более в воспитании не бывает правильно и неправильно. Бывает тат или иначе и последствия от этого воспитания. Прошло 5 лет с момента данного эксперимента. Результат такой. Когда ребенок, (а ему сейчас 10 лет) не хочет делать какие-то дела, я просто говорю: "Что у нас анархия?" Он отвечает: "Только не Анархия!" и делает быстро и качественно. У нас очень теплые и доверительные отношения с ребенком. Нам хорошо, радостно и интересно друг с другом. Это просто один из вариантов, как привлечь ребенка к выполнению обязанностей. Хотя в нашей семье ни кто ни кому ни чем не обязан, а все хотят делать добрые дела для семьи. Радости и любви вашим семьям!

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Послушный или самостоятельный?
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
01 янв. 2013 г.
Домашние обязанности ребенка
Наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения?
01 окт. 2022 г.
Как сделать ребенка послушным
Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кричу или угрожаю ей. Как заставить ее слушать меня?
01 окт. 2022 г.
Как убрать нежелательное поведение
Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения». Если задержать подачу пищи, голубь перестанет поднимать голову. В общем, когда мы выполняем поведение, которое больше «не приносит нам никакой выгоды», мы утрачиваем тенденцию повторять его. Если мы потеряли авторучку, мы все реже и реже направляем руку в карман, в котором она хранилась. Если нам не отвечают на телефонные звонки, то в конце концов мы перестаем звонить. Если пианино расстраивается, то мы все реже и реже на нем играем. Если звук нашего радиоприемника стал слишком громким или передачи стали хуже, мы перестаем его слушать.
01 окт. 2022 г.
Когда власть в семье принадлежит ребенку
Бывает, и нередко, что власть в семье принадлежит ребенку. Какие причины этого? Какие последствия этого? Ребенок отказывался участвовать в домашних делах, мотивируя, что ему это не нужно, и он хочет делать другое. «Не хочу убирать игрушки, тебе надо ты и убери. Я хочу играть в телефон».
01 окт. 2022 г.
Вертикальная и горизонтальная семья. Нужна ли в семье вертикаль власти?
Мужчина всегда прав, если вам кажется, что мужчина не прав — это не ваш мужчина! 
01 янв. 2006 г.
Забавные выходки родителей, или «Анархия» для подростков
Вообразите, что на протяжении многих лет вы жили в группе каторжников, закованных в кандалы и скованных одной цепью. В этой группе вы так долго выполняли одно и то же, что теперь уже даже не можете воспринимать ситуацию, свои обязанности, других заключенных, справедливость или несправедливость происходящего, но просто функционируете, выполняя с тупым упорством автомата те задачи, которые, как вы думаете, вы должны выполнять. Теперь представьте, что вас внезапно освободили. Физически вы находитесь все еще в той же самой ситуации, но теперь свободны, вольны остаться в ней или же выйти из нее, выполнять одни и те же привычные действия или же заняться чем-то новым — словом, как свободный человек, вы вольны пересмотреть всю свою ситуацию. Посмотрите теперь на свою жизнь как такой свободный человек и начните снова и снова обращаться к самому себе со следующими словами...