Эготизм

01 октября 2022 г. в 21:27

Эготизм - понятие из арсенала гештальт-терапии.

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

Эготизм - термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «чтобы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай самого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает всякое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовершенствования как главное правило поведения.

Кто такой Эготист и что такое Эготизм?

Автор статьи Елена Назаренко, источник © www.live-and-learn.ru

Начнём с того, что эгоТисту не надо ничего чужого. По словам Стендаля «он не проникает в чужие владения, но и за свой порог не пускает никого».

Всё чужое эготист выпалывает как сорняк - из своей жизни, из своего времени, из своего пространства, из своей головы, где обычно гнездятся чужие убеждения-вирусы.

Чего же хочет эготист?

«Создать в своей отдельно взятой душе совершенно изолированное помещение-теплицу, где беспрепятственно может распускаться редкий тропический цветок индивидуальности»

Поэтому ему совершенно безразлично и неважно, что ЗНАЧАТ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ та или иная книга, актриса, философ, отрезок истории...

Он не разделяет модных убеждений, не «сверяет с ними свои часы», не позволяет интеллектуальной (и прочей) моде влиять на себя.

Можно сказать и так, что эготист «высокомерно игнорирует современность».

(Совершенно гениально это состояние описал наш поэт Пастернак: «В кашне, ладонью заслонясь, сквозь фортку крикну детворе: «Какое милые у нас тысячелетье на дворе?»)

Вот, что пишет Стендаль: «Хорошим он называет только то, что ему нравится, правильным - то, что он в данный миг считает уместным, презренным - то, что он презирает, и его нисколько не беспокоит возможность остаться одному при своём мнении».

Согласитесь, что описанный портрет - очень неприятен. Плохо быть жлобом, но эготисты раздражают куда пуще... Вы согласны? ... Ан нет! Это ещё не «развенчание эготизма» - не дождётесь! Идём дальше.

Дело в том, что, для того, чтобы не быть разорванным и высмеянным толпой, эготист не должен совершить нескольких роковых глупостей.

Если вы решили стать эготистом, убедитесь, что вам:

Действительно НИ ОТ КОГО НИЧЕГО НЕ НУЖНО, ни от кого ничего не хочется.

  1. Убедитесь, нет ли у вас желания сбиться в группу или группочку и из неё пытаться «управлять миром».

 

  • Убедитесь, что у вас нет желания отнять деньги, власть, карьеру и славу у тех, кто идёт с вами ноздря в ноздрю или обгоняет на один круг.

     

     

  • Убедились? Ничего этого нет? Вы не вступаете в дискуссии в поле комментариев в интернете? (Вы не доказываете никому, что он: ..., ..., .., жалкий неудачник, .., ..., ?)

 

Тогда, возможно, вы будущий эготист. Вам действительно ничего ни от кого не нужно.

Очень важное отступление

И ещё одно условие... Видите ли, Стендаль не пишет об этом (для него это - сам собою разумеющийся факт), но все эти разговоры об эготизме адресованы людям... грамотным, то есть членам привилегированного клуба знающих о том, что Лондон - это столица Великобритании, а для того, чтобы «найти Икс» нужно решить уравнение, а не указать ручкой на буковку «х».

В интернете очень распространена такая фраза «Мне пох на ваше мнение».

Её можно безрассудно спутать с «живым проявлением эготизма». Однако, не станем делать этого. Для того, чтобы отличить настоящего эготиста от его сумасшедшего собрата с одной извилиной в голове (любителя фразы «Мне пох на ваше мнение»), достаточно устроить небольшой экзамен.

Допустим, что мне (как предполагаемому эготисту) переводы Пастернака кажутся пресными и плохими. Я предпочитаю читать Шекспира в чьём угодно переводе, только не в пастернаковском.

 

А теперь я перечислю степени необходимой компетентности для того, чтобы я могла говорить об этом вслух.

Для того, чтобы говорить об этом в кругу друзей, мне достаточно выучить наизусть несколько наиболее характерных «неудачных» строчек из Пастернака и параллельно выучить наизусть примеры удачных переводов этих же строк у других переводчиков. Затем выучить эти же строки в подлиннике у Шекспира, точно перевести их и объяснить друзьям, как у Пастернака теряется смысл и красота.

Для того, чтобы говорить о своей нелюбви к переводам Пастернака в кругу студентов, я должна увеличить количество таких цитируемых фрагментов, плюс долго говорить о теории перевода.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками, я должна плюс ко всему очень хорошо владеть английским языком, а точнее, языком Шекспира.

Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками Шекспира, я должна знать историю всех значимых переводов Шекспира на основные европейские языки.

Для того, чтоб говорить об этом с пастернаковедами, я должна иметь это всё перечисленное плюс... иметь любовь и глубокое уважение к личности Пастернака...

 

(Поэтому к пастернаковедам можно и лучше - не ходить).

Да-да, не смейтесь, этого требует неписаная этика - уважения к личности критикуемого Титана, сочувствия к нему, симпатии. А не уважаешь? Не любишь? Не хочешь тратить время на понимание? Так займи свои мысли кем-нибудь другим, чего ты зря себе нервы портишь!

 


 

Люди же, которые любят фразу «мне пох на ваше мнение» вряд ли получат право даже самой низшей категории - право говорить об этом вслух с друзьями, в абсолютно неформальной обстановке...

Эти люди, чаще всего руководствуются другим печально известным у нас в стране девизом: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»...


Переживая эпохальные мятежные исторические события, Гёте находит нужным заносить в свой личный дневник заметки о читаемых им ... китайских писателях.

Стендаль - в часы исторических потрясений также заносит в свой дневник - важные лишь для него самого частности своей личной жизни.

Он говорит об этом:

«Участвуйте ВНЕШНЕ в событиях, не затрагивающих вашу душу. Никто не может обязать вас к душевному участию в них».

И ещё: «История моего времени и моя собственная история пользуются как бы разным словарём и даже разным алфавитом».

В чём же высший смысл эготизма?

​Многие мудрые и несуетливые люди давно заметили, что ВЛИЯНИЕ ЭПОХИ действует на человека - разрушительно, обезличивающе.

Это хорошо понятно взгляду, брошенному со стороны, лет эдак «через ...дцать»...

Мы смотрим на старые фотографии и видим клоунские причёски и одежды «этих противных семидесятых», «этих противных восьмидесятых», «этих кошмарных девяностых»...

Модные и уверенные в своей неотразимости люди, смотрящие на нас с этих фотографий (ужас - если это мы же сами) вовсе не думали о том, что кто-то когда-то сочтёт их комичными и жалкими в своих потугах на красоту.

Отвлечёмся от одежды и причёски. Самое печальное, это когда эпоха накладывает отпечаток на мышление и вкус.

Вот поэтому, «только в человеке, не окрашенном в модные цвета его времени, мы можем наблюдать человека какой он есть».

А для этого индивидуум должен быть психологически обособлен от окружающей его среды.

Эготизм и историческое бессмертие или «Кто более матери-истории ценен?»

Изоляция сохраняет эготиста, как насекомого в янтаре, как отпечаток доисторического папоротника в каменном угле...

Возникает парадоксальная развязка...

Человек, который отверг время, бывает обласкан этим же временем через много лет. Потому что, оказывается, его мысли и творения, создавались «вне времени», а значит, «классика», а значит, «нетленка», а значит, никакого постороннего привкуса...

Человек, который отверг тусовки в навязчивом обществе окружающих его людей, затем оказывает самое сильное воздействие на этих же людей, бывает очень интересен им...

Вот, что пишет об этом Стендаль: «Человек, который жил лишь своей внутренней жизнью, который сохранил себя до конца, сослужил человечеству такую же службу, как и тот, кто до конца себя роздал»

«Оберегая своё «Я», мы оберегаем неповторимый отрезок земной правды»

А «Чем больше человек живёт - современностью, тем больше он умирает вместе с ней».


В заключение хочется сказать, что такие мысли посещали не только Стендаля.

Рассуждая о личности Лосева, наш великий современник, фисософ Сергей Аверинцев сказал фразу, которой я хочу подытожить свои рассуждения об эготизме:

«В конце-концов выяснилось, что Времени нужны не те, кто ему поддакивает, а совсем иные собеседники»...
  • Психологическая защита
  • Теория гештальт-терапии

Комментарии (1):

Фёдор, 07 апреля 2015 г. в 05:45
Большое спасибо за отличную статью. Встретил "эротизм" в "феномене Человека" де Шардена - отлично дополнили и обогатили его мысли.

Материалы по теме:

Картинка к "Нарциссизм"
01 окт. 2022 г.
Нарциссизм – сексуальная девиация, при которой половое влечение направлено на самого себя.
5Подробнее →
Картинка к "Психологическая защита"
01 янв. 2013 г.
Четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек — похоже, нет.
Картинка к "Ретрофлексия"
01 окт. 2022 г.
Ретрофлексия – проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «ся», и в поведении обычно есть характерные особенности – навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.