Эготизм
Эготизм - понятие из арсенала гештальт-терапии.
Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.
Эготизм - термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «чтобы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай самого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает всякое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовершенствования как главное правило поведения.
Кто такой Эготист и что такое Эготизм?
Автор статьи Елена Назаренко, источник © www.live-and-learn.ru
Начнём с того, что эгоТисту не надо ничего чужого. По словам Стендаля «он не проникает в чужие владения, но и за свой порог не пускает никого».
Всё чужое эготист выпалывает как сорняк - из своей жизни, из своего времени, из своего пространства, из своей головы, где обычно гнездятся чужие убеждения-вирусы.
Чего же хочет эготист?
«Создать в своей отдельно взятой душе совершенно изолированное помещение-теплицу, где беспрепятственно может распускаться редкий тропический цветок индивидуальности»
Поэтому ему совершенно безразлично и неважно, что ЗНАЧАТ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ та или иная книга, актриса, философ, отрезок истории...
Он не разделяет модных убеждений, не «сверяет с ними свои часы», не позволяет интеллектуальной (и прочей) моде влиять на себя.
Можно сказать и так, что эготист «высокомерно игнорирует современность».
(Совершенно гениально это состояние описал наш поэт Пастернак: «В кашне, ладонью заслонясь, сквозь фортку крикну детворе: «Какое милые у нас тысячелетье на дворе?»)
Вот, что пишет Стендаль: «Хорошим он называет только то, что ему нравится, правильным - то, что он в данный миг считает уместным, презренным - то, что он презирает, и его нисколько не беспокоит возможность остаться одному при своём мнении».
Согласитесь, что описанный портрет - очень неприятен. Плохо быть жлобом, но эготисты раздражают куда пуще... Вы согласны? ... Ан нет! Это ещё не «развенчание эготизма» - не дождётесь! Идём дальше.
Дело в том, что, для того, чтобы не быть разорванным и высмеянным толпой, эготист не должен совершить нескольких роковых глупостей.
Если вы решили стать эготистом, убедитесь, что вам:
Действительно НИ ОТ КОГО НИЧЕГО НЕ НУЖНО, ни от кого ничего не хочется.
- Убедитесь, нет ли у вас желания сбиться в группу или группочку и из неё пытаться «управлять миром».
- Убедитесь, что у вас нет желания отнять деньги, власть, карьеру и славу у тех, кто идёт с вами ноздря в ноздрю или обгоняет на один круг.
- Убедились? Ничего этого нет? Вы не вступаете в дискуссии в поле комментариев в интернете? (Вы не доказываете никому, что он: ..., ..., .., жалкий неудачник, .., ..., ?)
Тогда, возможно, вы будущий эготист. Вам действительно ничего ни от кого не нужно.
Очень важное отступление
И ещё одно условие... Видите ли, Стендаль не пишет об этом (для него это - сам собою разумеющийся факт), но все эти разговоры об эготизме адресованы людям... грамотным, то есть членам привилегированного клуба знающих о том, что Лондон - это столица Великобритании, а для того, чтобы «найти Икс» нужно решить уравнение, а не указать ручкой на буковку «х».
В интернете очень распространена такая фраза «Мне пох на ваше мнение».
Её можно безрассудно спутать с «живым проявлением эготизма». Однако, не станем делать этого. Для того, чтобы отличить настоящего эготиста от его сумасшедшего собрата с одной извилиной в голове (любителя фразы «Мне пох на ваше мнение»), достаточно устроить небольшой экзамен.
Допустим, что мне (как предполагаемому эготисту) переводы Пастернака кажутся пресными и плохими. Я предпочитаю читать Шекспира в чьём угодно переводе, только не в пастернаковском.
А теперь я перечислю степени необходимой компетентности для того, чтобы я могла говорить об этом вслух.
Для того, чтобы говорить об этом в кругу друзей, мне достаточно выучить наизусть несколько наиболее характерных «неудачных» строчек из Пастернака и параллельно выучить наизусть примеры удачных переводов этих же строк у других переводчиков. Затем выучить эти же строки в подлиннике у Шекспира, точно перевести их и объяснить друзьям, как у Пастернака теряется смысл и красота.
Для того, чтобы говорить о своей нелюбви к переводам Пастернака в кругу студентов, я должна увеличить количество таких цитируемых фрагментов, плюс долго говорить о теории перевода.
Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками, я должна плюс ко всему очень хорошо владеть английским языком, а точнее, языком Шекспира.
Для того, чтобы говорить об этом с переводчиками Шекспира, я должна знать историю всех значимых переводов Шекспира на основные европейские языки.
Для того, чтоб говорить об этом с пастернаковедами, я должна иметь это всё перечисленное плюс... иметь любовь и глубокое уважение к личности Пастернака...
(Поэтому к пастернаковедам можно и лучше - не ходить).
Да-да, не смейтесь, этого требует неписаная этика - уважения к личности критикуемого Титана, сочувствия к нему, симпатии. А не уважаешь? Не любишь? Не хочешь тратить время на понимание? Так займи свои мысли кем-нибудь другим, чего ты зря себе нервы портишь!
Люди же, которые любят фразу «мне пох на ваше мнение» вряд ли получат право даже самой низшей категории - право говорить об этом вслух с друзьями, в абсолютно неформальной обстановке...
Эти люди, чаще всего руководствуются другим печально известным у нас в стране девизом: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»...
Переживая эпохальные мятежные исторические события, Гёте находит нужным заносить в свой личный дневник заметки о читаемых им ... китайских писателях.
Стендаль - в часы исторических потрясений также заносит в свой дневник - важные лишь для него самого частности своей личной жизни.
Он говорит об этом:
«Участвуйте ВНЕШНЕ в событиях, не затрагивающих вашу душу. Никто не может обязать вас к душевному участию в них».
И ещё: «История моего времени и моя собственная история пользуются как бы разным словарём и даже разным алфавитом».
В чём же высший смысл эготизма?
Многие мудрые и несуетливые люди давно заметили, что ВЛИЯНИЕ ЭПОХИ действует на человека - разрушительно, обезличивающе.
Это хорошо понятно взгляду, брошенному со стороны, лет эдак «через ...дцать»...
Мы смотрим на старые фотографии и видим клоунские причёски и одежды «этих противных семидесятых», «этих противных восьмидесятых», «этих кошмарных девяностых»...
Модные и уверенные в своей неотразимости люди, смотрящие на нас с этих фотографий (ужас - если это мы же сами) вовсе не думали о том, что кто-то когда-то сочтёт их комичными и жалкими в своих потугах на красоту.
Отвлечёмся от одежды и причёски. Самое печальное, это когда эпоха накладывает отпечаток на мышление и вкус.
Вот поэтому, «только в человеке, не окрашенном в модные цвета его времени, мы можем наблюдать человека какой он есть».
А для этого индивидуум должен быть психологически обособлен от окружающей его среды.
Эготизм и историческое бессмертие или «Кто более матери-истории ценен?»
Изоляция сохраняет эготиста, как насекомого в янтаре, как отпечаток доисторического папоротника в каменном угле...
Возникает парадоксальная развязка...
Человек, который отверг время, бывает обласкан этим же временем через много лет. Потому что, оказывается, его мысли и творения, создавались «вне времени», а значит, «классика», а значит, «нетленка», а значит, никакого постороннего привкуса...
Человек, который отверг тусовки в навязчивом обществе окружающих его людей, затем оказывает самое сильное воздействие на этих же людей, бывает очень интересен им...
Вот, что пишет об этом Стендаль: «Человек, который жил лишь своей внутренней жизнью, который сохранил себя до конца, сослужил человечеству такую же службу, как и тот, кто до конца себя роздал»
«Оберегая своё «Я», мы оберегаем неповторимый отрезок земной правды»
А «Чем больше человек живёт - современностью, тем больше он умирает вместе с ней».
В заключение хочется сказать, что такие мысли посещали не только Стендаля.
Рассуждая о личности Лосева, наш великий современник, фисософ Сергей Аверинцев сказал фразу, которой я хочу подытожить свои рассуждения об эготизме: