Детский труд — радость
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. Запрет на эксплуатацию детского труда имеет в виду, что дети беззащитны и детский труд может превратиться в рабский труд.
Статья 32 Конвенции о правах ребёнка гарантирует «на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию»
Это — недопустимо. Но также недопустимо, когда дети отгораживаются от взрослой жизни, не имеют возможности с нею познакомиться и по факту воспитываются как паразиты, убежденные, что взрослые им обязаны обеспечить развлечения, а работа — отстой и последнее дело. Кем и каким вырастет такой мальчик, каким станет мужем и отцом?
Если вы, уважаемые родители, считаете, что ребенок-дошкольник еще слишком мал, что сил у него недостаточно, чтобы помогать маме по дому, то не путайте три разные вещи: 1) ребенок не может справиться с тем или иным делом; 2) ребенок не хочет заниматься вашими делами и хочет заниматься тем, что ему интересно; 3) вам просто ребенка жалко. В переводе: ваш ребенок научился вами манипулировать и умело вызывает у вас чувство неудобства и жалости к нему, когда вы пристаете к нему с тем, что ему не нужно.
Когда взрослые к детям относятся по-взрослому, выясняется, что дети могут очень много чего.
«Мне частенько доводилось видеть комичную сцену, — писал известный русский путешественник Миклухо-Маклай о папуасах Новой Гвинеи, — как маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды, а потом вдруг вскакивал, бежал к матери, сидевшей на корточках за какой-нибудь работой, схватывал ее грудь и, несмотря на сопротивление, принимался сосать».
Раннее вовлечение малышей в трудовую жизнь — характерная черта народов примитивных культур. У ацтеков малыш начинал активно помогать взрослым с трех-пяти лет. У современных мексиканских индейцев четырех-пятилетняя девочка обязана носить воду, собирать посуду после еды, следить за огнем в очаге, мальчик — собирать фураж, следить за животными, работать в поле с отцом.
На Аляске двухлетние дети носят в дом маленькие кувшины с водой, а трехлетние, если возникает необходимость, работают острым ножом или топором.
У австралийских аборигенов четырехлетний мальчик получает от родителей детское копье, бумеранг, копьеметалку и охотится на мелких зверей и птиц. Девочка собирает корнеплоды, убирает хижину, готовит еду.
А вот как исследователи описывают малышей на охоте в Конго:
«Лежа на спине, они держат на ладони вытянутой руки немного зерен и часами терпеливо ждут, пока птица прилетит поклевать, чтобы в тот же момент схватить ее. Другой пример. К ветке дерева, на которой имеют обыкновение резвиться обезьяны, привязывается веревка. Конец ее держит один из притаившихся внизу мальчиков. Уловив момент, когда обезьяна собирается прыгнуть на привязанную ветку, мальчик дергает ее вниз, и обезьяна плашмя падает на землю, где маленькие охотники добивают ее».
Вывод: наши даже маленькие дети талантливы не только в освоении Ipad-ов, а в любых делах, которыми они начинают заниматься.
Комментарии (5):
Дело в том, что труд труду рознь. Отказ от детского труда начался раньше, чем его запрет: не потому, что детей жалко, а потому, что работы для них на рынке нет. Ребёнок может (и даже с удовольствием) носить воду от реки или разводить огонь - но в развитом обществе это бессмысленное занятие. А вот ребёнок за требующей квалификации/силы и выносливости работой - это как раз и опасно, и страшно. Для окружающих в том числе.
Я живу в удивительное время. Время, когда множество взрослых относятся к детям, как к ни на что не способным дебилам. Иногда я думаю, что родители-папуасы намного разумнее относятся к своим детям, чем европейцы. Когда дети могут и хотят действовать, им этого не дают. А потом, когда они уже ничего не хотят, обвиняют и упрекают безделием и нежеланием.