Когда и как приобщать детей к домашним обязанностям

17 апреля 2014 г. в 13:16

Автор: Марина Смирнова, психолог

 

 

Во-первых: интересно подумать, в каких случаях стоит думать об обязанностях и вводить их в жизнь семьи.

Мне думается, что обязанности полезно устанавливать, если в семье идет кипучая жизнь, полная непредсказуемых поворотов — или просто достаточно интенсивная, чтобы хотелось как-то ее упорядочить или было на что опереться. Представьте: родители работают, иногда — работают дома, а еще у них — громадные планы на выходные, и бабушкам-дедушкам нужно помочь; или — серьезные проекты и обязательства, и — выдержать бы сроки; детей несколько, у каждого — свои кружки и занятия, на которые хочется успевать, плюс уроки, плюс здорово и с друзьями встречаться, а не только общаться через интернет. Или такой вариант: мама — человек не слишком организованный, увлекающийся, и ей трудно помнить, какие дела когда должны быть сделаны; она начинает что-то — и переключается на другое, третье… Иными словами, если ваша жизнь достаточно сумбурна, то распределение обязанностей поможет сделать ее более спокойной и комфортной для всех. Вы будете уверены, что, несмотря ни на что, зубная паста в доме не закончится, носочки будут постираны, а цветы — политы. И возможно, вы успеете даже почитать книжку на ночь. Такая уверенность очень греет и поддерживает.

С другой стороны, если ваша жизнь течет неспешно, и главные события — «что мы с малышом нарисовали сегодня» или «что у нас было на ужин», то, может быть, и не нужны вам никакие обязанности? Потому что в семье может и не быть обязанностей — если каждый ко всем делам относится как к своим, и просто видит, что нужно, — и делает. Мы не делим дела на мои и твои, и, в этом смысле, живем вроде бы без обязанностей. Но можно сказать и по-другому: у нас все обязанности — общие, и мы все делаем вместе.

В любом случае, чтобы любой из этих подходов сработал, нужно, чтобы дети умели делать те дела, которые вы хотели бы им поручить (надеюсь, что взрослые уже умеют). Лучшая стратегия достижения этого — начинать делать все с детьми как можно раньше. Просто подключайте их к любым своим делам. В конце концов, наши дела — это тоже игры, только для взрослых.

С какого возраста включать детишек во что-то полезное для хозяйства? Чем раньше, тем лучше. В районе года детки уже хотят вести себя, как взрослые, и начинают хозяйничать. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годоваликов — это настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти вещи вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давайте то, что малыши смогут освоить: они уже могут приносить вам белье для стирки — и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие вещички в тазике с теплой водой, Кстати, вы, наверное, знаете, что при насморке хорошо помогает парить ноги? И такой же эффект — от парения рук. А значит, вместо того, чтобы усаживать ребенка постарше с ногами в тазике, вы вполне можете дать ему постирать или помыть посуду в достаточно горячей воде. Главное — потом быстро его укутать.

​Вообще, решение вопроса когда привлекать ребенка к труду на благо семьи, зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того, насколько он у вас умелый, то есть — научили ли вы его уже,— или нет. Общая ловкость и умелость развиваются не только в работе, но и на детской площадке, в играх, рисовании и лепке, в прыжках через веревочку и плавании. Но если вы развиваете ребенка только в этом ключе, никогда не поручая дел с пылесосом или чайником, он в вашем хозяйстве будет бесполезнее того самого чайника, и хорошо, если не превратится в пылесос, который из вас все только тянет.

То, что детей нужно учить труду, знают вроде бы все родители. А сколько этим занимаются? А почему так мало? Причина проста — у родителей нет на это времени. То есть у родителей нет времени, потому что дети не помогают, и приходится все делать самим, а чтобы дети начали помогать, их нужно этому учить, а на это снова требуется время. Замкнутый круг… И что делать? Делать главное, то есть приучать детей к домашним делам. Если всерьез, нет задачи накормить ребенка, настоящая задача — научить его кормить себя самостоятельно. Не важно, сколько вашему ребёнку лет, поставьте себе как главную задачу — приобщать его к домашним делам. Дайте ему любое поручение — но это должно быть его дело по дому. А после того, как он его освоит и к нему привыкнет, — то есть через месяц — дайте ему поручение следующее. Через год у вашего ребенка будет уже двенадцать его дел, то есть у вас дел станет меньше, а ваш ребенок действительно начнет взрослеть.

И совсем не обязательно передавать дела ребёнку в атмосфере серьезности или тем более напряжения: это можно быть веселым делом и игрой, тем, чем вы развлекаетесь с ним вместе. Помыть посуду вместе — весело! Сходить вместе в магазин — ура, веселая экскурсия и целое приключение! А ведро можно выносить, соревнуясь с самим собой на скорость…

На первых порах обеспечьте именно радость, не особенно придираясь к качеству работы. Это вы — учите делать дела, а ребенок — просто играет. И лет до 9–10 ему важно не то, что он сделал, а обрадовались ли родители, заметили ли. На качество дела он обратит внимание позже, когда уже научится делать действительно хорошо и отлично: отлично резать хлеб и делать салат.

Есть еще один секрет: если вы сами умеете делать дела ловко, то, скорее всего, вы делаете их с удовольствием. А это удовольствие домашние замечают, заражаются им и хотят так же. Помните Тома Сойера? Вот и учитесь сами находить удовольствие в домашних делах, или хотя бы — радость в том, как здорово, когда эти дела сделаны. Освоите этот навык — и гораздо легче вам станет приобщение детей к труду.

Успехов вам!

Файлы:
  • Домашние обязанности
  • Приучение ребенка к хорошим привычкам
  • Автор Марина Смирнова

Комментарии (1):

Гость, 06 мая 2020 г. в 14:10

Мы решили проблему с уборкой с помощью игры "Герой домашних дел" от кампании Умные игры. Очень советую!

Материалы по теме:

11 дек. 2019 г.
Чек-лист «Распорядок дня»
Дочь (4 года) дела домашние и рутинные выполняла через раз. Часто нужно было повторять, иногда приходилось применять очень строгий тон. 2 недели назад я составила чек-лист по распорядку дня.
01 окт. 2022 г.
Беспорядок в комнате ребенка
Вопрос с порядком в комнате ребенке разные родители решают по-разному. В одних семьях считается, что это территория ребенка, и он сам может решать вопрос, когда и какой порядок ему нужен. 
13 июл. 2014 г.
Дети не должны помогать своим родителям
Первый этап в подготовке детей ко взрослой жизни — дети шаг за шагом осваивают самообслуживание. 
01 янв. 2006 г.
Детский труд — радость
В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным.
01 янв. 2013 г.
Домашние обязанности ребенка
Наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения?
31 дек. 2012 г.
Как приучать ребенка к порядку и привить ему аккуратность
Когда же нужно приучать ребенка к порядку и прививать ему аккуратность? Как это ни странно звучит, но делать это нужно с самых первых дней жизни малыша. Посудите сами - если карапуз всегда находится в комнате, где господствует хаос из вещей и книг; посуда на кухне накапливается и не моется по нескольку дней; мокрая пеленка ребенка сушится на батарее, вместо того, чтобы быть постиранной, а малыш ходит в одной и той же одежде неделями, - абсолютно бесполезно будет объяснять немного подросшему ребенку, что он должен быть чистеньким и умытым, что игрушки должны быть всегда убраны, а кровать застелена.
01 янв. 2013 г.
Как приучить малыша к порядку
Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка.
01 окт. 2022 г.
Приобщение ребенка к работе по дому
Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если дети видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрения за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Ребенок должен понять, что он выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал.