Аттитюд

01 октября 2022 г. в 21:24

Аттитюд (от франц. attitude — поза) — готовность к выполнению какого-либо действия. Синоним: установка

Аттитюд — специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд — ненаблюдаемый, гипотетический конструкт, который выводится на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.

Аттитюд обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться аттитюда, варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные аттитюды в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями.

Аттитюд считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе измеряемых реакций, которые отражают позитивные или негативные оценки объекта аттитюда.

Выделяются 3 категории реакций:

1) Когнитивные реакции или убеждений (отражающих индивидуальное восприятие объекта аттитюда и знание о нем);

2) Аффективных реакций (оценок объекта и испытываемых к нему чувств);

3) Конативных реакций (поведенческих намерений, тенденций и действий в отношении объекта).

Большинство социальных психологов определяют аттитюд в терминах аффекта или оценки, хотя некоторые рассматривают их как включающие в себя все 3 перечисленных класса реакций.

Формирование аттитюда

В настоящее время подчеркивается роль информации как основы для формирования аттитюдов. Согласно этой точке зрения, основными детерминантами аттитюда являются убеждения, репрезентирующие субъективное знание людей о самих себе и об окружающем мире. Каждое убеждение связывает объект аттитюда с позитивно или негативно оцениваемым атрибутом: например курение (объект) вызывает рак легких (атрибут). В широком смысле чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами объекта и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате аттитюд. Более точные формулировки достигаются при помощи моделей ожидаемой ценности или ожидаемой полезности аттитюда. Согласно этим моделям, ценность или полезность каждого атрибута вносит свой вклад в аттитюд прямо пропорционально величине субъективной вероятности (или силе убеждения) того, что данный объект обладает рассматриваемым атрибутом. Суммарное или усредненное значение таких взвешенных полезностей атрибута определяет общий аттитюд в отношении данного объекта.

Источники убеждений

Смотри источники убеждений.

Аттитюды и поведение

Отдельно взятые виды поведения, могут предсказываться на основе аттитюдов, касающихся этих видов, — например:

  • Аттитюд по отношению к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных аттитюдов по отношению к этой контркультуре).
  • Аттитюд по отношению к посещению церковных служб (в противоположность аттитюдов, касающимся самой церкви).
  • Аттитюд по отношению к сдаче крови (вместо глобальных аттитюдов, связанных с альтруизмом).

Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в аттитюдах по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Таким образом, даже если аттитюды по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие аттитюды и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий.

Файлы:
  • Научная теория
  • Установка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Прививка аттитюдов
Прививка аттитюдов (англ. attitude inoculation) — достаточно широкий подход, разработанный с целью защиты личности от установок, предпочтений, мнений, навязываемых ей извне (в частности, со стороны средств массовой информации, значимых других и пр.), сутью которого является повышение способности личности противостоять чужому нежелательному воздействию. Предполагается, что человеку, несмотря на некоторые предпринимающиеся попытки оградить его от «дурного» влияния, так или иначе приходится жить в агрессивной среде чужих взглядов.