Альтернатива детских драк

26 июня 2014 г. в 11:29

Автор: Наталья Коваленко

Выпускница Университета практической психологии

По лекциям проф. Н.И. Козлова

Ребенок вернулся из детского сада, ноздри раздуты, бровки вниз, сердинки в глазах. Я говорю:

— Сынок, вижу есть что рассказать.
— Да, мам. Меня сегодня Егор ударил, толкнул, я упал, мне было больно.
— Да — говорю я — когда толкают и бьют, действительно неприятно и больно.
— Да, мам! А потом он ударил и толкнул моего друга Сашу.
— Да — говорю — это неприятно, когда бьют друга.
— Да! Тогда мы с Сашей его догнали и побили.
— Я поняла, сыночек.

Я задумалась. Да, конечно, ребенок, особенно мальчик, должен уметь за себя постоять и иногда даже при помощи кулаков. Только всегда ли нужно это делать кулаками, да и результат-то какой от этого будет? В дальнейшем эти стычки будут только усиливаться.

Мой сын и его друг Саша занимаются айкидо, и, в принципе, владеют телом и могут заступиться за себя. А тот мальчик (Егор) не занимается. И я подумала: а как без кулаков можно разрешить эту ситуацию? Я понимаю, что рассказывать ребенку, что не надо драться, а нужно вести себя как-то по-другому — бессмысленно. Ребенку нужно все это показать, он должен все это прочувствовать через себя. И решила провести один эксперимент.

— Сын, давай с тобой поиграем. Ты будешь "Егором", а я буду тобой. Давай разыграем с тобой, как все произошло.

Я иду мимо, мой ребенок меня толкает, я как бы падаю, разворачиваюсь и бью его в ответ. И тут же спрашиваю:

— Что хочется сделать?

Он на меня смотрит со злостью и говорит:

— Хочется ударить.
— Поняла.

Поняли, зафиксировали — хочется ударить. Я говорю:

— Давай попробуем другой вариант.

Я прохожу мимо, он меня толкает, я падаю, разворачиваюсь к нему и говорю:

— Егор, тебе приятно, когда тебя бьют и толкают?

Он на меня смотрит, глазами хлопает и говорит:

— Нет.
— И мне неприятно, когда меня бьют и толкают. Давай с тобой договоримся: друг друга не бить и не толкать. — Протягиваю ему руку и говорю:
— Мир?

Он протягивает мне руку и говорит:

— Мир!
— Договорились?
— Договорились!
— Что сейчас хочется делать?
— Ничего не хочется, мам. Не ударить, не отомстить.
— Замечательно! Такой вариант попробуешь в садике?

На следующий день забираю ребенка из садика, он мне рассказывает:

— Мама, я сегодня с Егором заключил "мир".
— Он тебя опять толкнул?
— Нет, он меня не толкал и не бил. Я сам к нему подошел и спросил:
— Егор, тебе нравится, когда тебя бьют и толкают?
— Нет — говорит он.
— И мне не нравится. Давай с тобой договоримся друг друга не бить и не толкать, а то будем так до старости делать, уже совсем дряхленькие...

Егор рассмеялася. Мой сын говорит: — Мир? — Егор отвечает: — Мир!

— Мама, мы пожали друг другу руки. Потом Егор еще раз подошел ко мне и сказал: — Мир? Я говорю: — Мир! — И мы опять пожали друг другу руки.

Все это произошло полгода назад. Ни разу за это время мой сын не участвовал ни в каких драках. Да, они играются и шуточно дерутся, отрабатывают приемы, которые изучают на айкидо, но это не драка. Это просто детская возня, двигательные упражнения, которые доставляют им радость. Егор продолжает кого-то бить, но уже многие заключили с ним контракт на «мир». Это в основном друзья моего сына. Они не дружат, не общаются, не играют вместе с Егором, они просто друг к другу нормально, уважительно относятся.

 

  • Автор Наталья Коваленко
  • Драки, дерутся дети

Комментарии (2):

Татьяна Сорокина, 27 июня 2014 г. в 21:34
Аплодисменты автору статьи как маме и как педагогу!
1 ответ
Гость, 25 сентября 2019 г. в 15:20

Суппер!

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Дерется ребенок, или Что делать с детскими драками?
Самая обычная причина в том, что дети еще не умеют решать разногласия между собой мирными, цивилизованными средствами.
27 июл. 2021 г.
Дети не ладят между собой: дерутся, ссорятся
Если в семье несколько детей, они часто между собой ссорятся. Кто-то кого-то дразнит, тот пристает, эта мешается. Обиделись, подрались, обзываются. Что делать? Вопрос с форума: "У меня двое замечательных детей - сыну 14 лет, дочке - 11. Одна проблема - никак не мирятся между собой. Постоянные споры, ссоры, конфликты. Никакие меры не помогают. Можно что-то сделать, или так пройдет?"
01 янв. 2010 г.
Драки и ссоры детей. Как действовать родителям
1. Избегайте заступаться (вставать на сторону одного из детей). Не давайте им малейшего повода почувствовать вашу значимость в самой драке. Откажитесь от роли судьи, прокурора или адвоката. Перестаньте наказывать «виновного» и утешать «невинного». Если вы почувствуете, что кто-либо может серьезно пострадать, то повлияйте на ситуацию. Если, допустим, Джек возьмет палку, вы можете молча отобрать ее у него, не останавливая самой драки.
01 окт. 2022 г.
Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка
Второй пример этологического анализа детского поведения - работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре.
01 янв. 2010 г.
Как мирить детей и подростков
Я действовала в таких случаях своим методом. Приходит кто-то из пятиклашек "Меня обозвали/меня ударили/скинули мою сумку". Без зрителей и сочувствующих приглашаю двух противников. И прошу рассказать историю конфликта - только о том, что сделал сам человек, а не что сделали ему. Детвора начинает срываться в рассказе на обвинения, останавливаю и напоминаю, что нужно рассказать только о том, что сделал сам со слов "Я ...". И это делать намного сложнее, чем взахлеб рассказывать о том, что сделал другой.
01 окт. 2022 г.
Капризы и драки: проблемное поведение
Проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное не обычными житейскими причинами, а психологическими проблемами человека. Это поведение неадекватное, не соответствующее ожиданиям людей, и ведущее в сторону от желаемых человеком целей - поэтому оно называется ошибочным. Но в отличие от ошибок, которые допускает когда-то любой человек (невнимательность, усталость, повелся на провокацию), эти ошибки специфические, вызванные психологическими проблемами человека: его внутренним состоянием, неадекватными убеждениями и проблемными привычками.