Дети не ладят между собой: дерутся, ссорятся
Если в семье несколько детей, они часто между собой ссорятся. Кто-то кого-то дразнит, тот пристает, эта мешается. Обиделись, подрались, обзываются. Что делать?
Вопрос с форума: "У меня двое замечательных детей - сыну 14 лет, дочке - 11. Одна проблема - никак не мирятся между собой. Постоянные споры, ссоры, конфликты. Никакие меры не помогают. Можно что-то сделать, или так пройдет?"
- Во-первых, так пройдет. Во-вторых, можно не ждать и многое сделать. Эту ситуацию можно использовать для воспитания детей, чтобы они быстрее становились умными и взрослыми, ответственными людьми. Я подскажу несколько вариантов решения, в разных ситуациях вам поможет разное. Но начинать нужно всегда с Правила Стоп.
Детям формулируется правило: "Если вам не нравится, что к вам кто-то пристает и мешает, вы можете и должны сказать: "Стоп, не мешай!" и повторите: "Правило Стоп" После этого к тебе никто не будет приставать, потому что вы предупредили и далее вопросы решаю уже я. При этом, если вы сказали "Стоп, правило Стоп", вы должны посмотреть на часы и 5 минут друг к другу не подходить и не разговаривать друг с другом. Понятно? Повторите!". Правило не очень простое, но скоро дети его суть понимают и фразу "Стоп, не мешай!" - выучивают. К чему это приводит? Результаты позитивные, но неожиданные. См.→
Кто должен убирать в комнате?
Представьте ситуацию, когда в комнате бардак, а ответственность за это никто из детей брать не хочет – каждый норовит спихнуть на другого. Как быть?
Решение №1
"Мне не важно, кто из вас виноват в беспорядке. Наводите порядок вместе! Пока не уберете, никакими другими делами вам заниматься нельзя".
Решение №2
"Дети, подходим ко мне! Слушай мою команду: передо мной, по росту, становись! Смирно! Вольно. Приказ о распределении обязанностей. Порядок в комнатах: за порядок в каждой комнате назначается старший. Обязанность: ты отвечаешь за порядок в своей комнате. К еде, к выходу из дома и к отходу ко сну в комнате должен быть полный порядок. Что такое полный порядок, сделаем фото. Как старший по комнате, ты имеешь права: ты можешь не пускать в комнату играть того, кто в комнате наводит беспорядок и тебе не помогает. Кто не убрал, наказывается лишением территории: его комната переходит тому, кто убрал".
Решение №3
Если в комнате бардак, дети сами договориться не могут, мама или папа приходят с черным мешком и все вещи, лежащие в беспорядке, собирают в черный мешок. Не нужны детям эти игрушки - убираем эти игрушки. Дети этих игрушек - лишаются!".
Решение №4
Самое примитивное. "Не уберете за 10 минут - сегодня остаетесь без мультика!". А вот награждать мультиком за то что убрали в комнате - решение неверное.
Решение №5.
Самое страшное наказание для детей: добрый разговор о происшедшем. Я собираю детей: «Дети, ко мне! Щалбан тому, кто прибежал последний. Вставайте, ты по правую руку, а ты – по левую. Играем в Чингачкука, это такой индеец, который умел держать невозмутимое лицо и умел молчать, что бы ни происходило. Ты играешь роль индейца Чингачкука, а ты рассказываешь свою версию, что у вас происходит и почему вы игрушки никак не уберете. И один рассказывает мне, что произошло. Чётко, тезисно. Тренируется рассказывать. А другой возмущается, что, мол, ты врёшь. А я ему: «Индейцы молчат. Тренируют спокойное присутствие». Потом они меняются ролями. Разобрались. После этого я спрашиваю, как в будущем они будут решать подобные вопросы. Выслушиваем одного, потом второго.
А время идет.... Им бы поиграть... А мы - нет, мы все по-доброму разговариваем. Через некоторое время они ненавидят всё на свете, мечтают только о том, как бы быстрее умотать от такой доброй мамы или такого доброго папы. Поэтому, когда им предлагаем помириться и быстро все убрать, убирают дружно и со сверхзвуковой скоростью.
Решение №6.
«Дети! У меня к вам сообщение сверхважной важности. Подошли сюда. Встали спинами друг к другу. Друг друга спинами не касаемся. Слушаем. Сообщаю: в комнате наблюдается беспорядок. Или вы сейчас за три минуты всё уберёте, или мы начнем играть в индейца Чингачгука. Ваше правильное решение?». В этом случае дети всегда выбирают правильное решение.
Решение №7.
Ну и последнее, самое общее решение, которое можно и хорошо использовать в разумных семьях, где дети все-таки уже воспитаны. А именно, "Старший отвечает за младшего".
С какого-то возраста (в разных семьях по разному, где-то с 4, где-то с 14 лет) старшим можно поручить следить за младшими и отвечать за них. "Так, мы уходим, вы остаетесь без нас. Старшим назначаю Никиту, его все слушаются. Никита, отвечаешь за порядок, чтобы все остались живы, поели и убрали за собой. Справитесь? Вопросы есть?"
Почему старший будет следить за порядком и отвечать за младших? - Ему дают статус и права, младшие теперь обязаны его слушаться. Получится ли одному ребенку контролировать другого? - Как правило, да. Дети разбираются между собой иногда эффективнее, чем это делают взрослые. Никита - справится, все будет в порядке, плюс он примеряет к себе роль старшего, роль воспитателя, учится ответственности.
Например, что делать, когда детей двое и они начинают препираться, сваливать ответственность друг на друга?
Комментарии (1):
Нам помогли семейные игры, например, бои подушками. А вообще, нужно родителям больше времени с детьми проводить, чтобы те не ссорились.