Правило «Стоп!» или Волшебный способ прекращать детские ссоры

16 марта 2014 г. в 14:15

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Первое, что поможет эффективно справляться с драками между вашими детьми, это правило «Стоп!». Это правило я придумал тогда, когда моим сыновьям было 4 и 5 лет, и звучало оно так: «Если тебя обижают, тебе достаточно громко и четко сказать слово «Стоп! Правило Стоп!», и тогда обидчик не имеет права тебя ни пальцем тронуть, ни слова тебе сказать (не может обзываться и обвинять). Целых пять минут ты защищен! А если обидчик этого не выполнит, он будет иметь дело уже с папой!» — Дети выслушали это со вниманием, мы отрепетировали громкое и четкое произнесение слово «Стоп!» и уточнили, что такое пять минут…

Если вы сказали «Стоп, правило Стоп!», вы должны посмотреть на часы (вон они висят!) и 5 минут друг к другу не подходить и не разговаривать друг с другом. Покажите, где должна быть стрелка, когда мы сейчас подрались и кто-то сказал «Стоп!»? Отлично!

Тогда я гордился: какой прекрасный метод прекращения драк я придумал! Сегодня я уточню — да, это прекрасный метод, но его эффект другой: он не драки прекращает, а убирает жалобы на драки.

Практика показала: дети не пользуются этим правилом. А именно: дети начинают практиковать Правило Стоп, но воспользовавшись им пару раз, перестают к нему обращаться. Почему?? Не потому, что оно не работает — оно работает. Просто дети быстро понимают, что правило на целых 5 минут их разъединяет, а они не хотят быть 5 минут друг без друга! Они готовы плакать и ссориться, — да за ради бога! — но при этом хотят продолжать друг с другом играть.

Реальный результат правила «Стоп» — дети продолжают играть друг с другом, но уже не втягивают в свои ссоры родителей. Они ругаются, плачут, дерутся, но папе и маме уже не жалуются, поскольку им нечего ответить на вопрос: «Почему же ты не сказал Стоп, если тебе нравилось драться с братом?»

Итого, родителям на заметку: для бодрых и здоровых детей драки является формой игры и развлечения. Родители с опытом, увидев детскую драку (неважно, дерутся свои и другие), не всегда ее прекращают немедленно, а переводят ее в борьбу по правилам. Когда потасовка начинает идти под присмотром взрослого, это уже скорее спорт: это помогает детям и агрессию выпустить, и обойтись без опасного членовредительства.

Волшебный способ прекращать детские ссоры (Голубцова Ксения)

Уверена, что многим работающим с детьми людям знакома ситуация: ребята шумно и весело толкаются, мутузят друг друга или обзываются. При этом лица довольные. А ведь ребята очень любят в таких ситуациях жаловаться старшим, мол, чего меня обижают? Я некоторое время не знала, как же грамотно реагировать на подобные жалобы. Ребёнок ведь сам в этом «безобразии» участвует, ему нравится (что видно даже человеку, далёкому от психологии). Бывает иногда, что шутливые разборки заходят далеко, и кого-то подколки/обзывательства/толчки уже напрягают, а для кого-то всего лишь продолжается весёлая игра.

Что же делать?

Н.И. Козлов придумал и описал прекрасную технику — правило «Стоп!». Как она работает? Всем ребятам объясняют, что у них есть возможность в любой момент остановиться и выйти из игры. Если кто-то громко и чётко говорит «Стоп!», то все останавливаются, к человеку никто не имеет права прикасаться под любым предлогом, ребята МОЛЧА отдают ему то, что забрали, и ещё 5 минут любые контакты под запретом. Использовавший правило сам также не может общаться с «обидчиками» в течение 5 минут. Правило «Стоп!» очень эффективно, оно помогает ребятам вовремя остановиться + отучает их вовлекать взрослых в мелкие разборки. Воспитателям, учителям и кураторам оно помогает отличить игру от драки + по сути часть полномочий касательно разрешения конфликтов делегируется детям.

Что сделано мной и какие результаты достигнуты?

Я работаю куратором 5-х классов в частной школе. Дети есть дети, наличие больших денег у родителей никак не влияет на желание ребят подраться, попинаться и пообзываться. Во время классного часа подробно объяснила ребятам новое правило, привела наглядные примеры и ввела «штраф» за неисполнение (штрафом стал серьёзный разговор со мной и завучем школы). Ученики сначала очень удивились, посмеялись и тут же, на уроке Саша начал приставать к Ксюше. Она чуть-чуть посопротивлялась, затем посмотрела на меня. Я не реагирую. Ксюша крикнула: «Стоп! Стоп! Хватит!» Я перевожу взгляд на Сашу. Он сразу успокоился, замолчал, ребята расселись по разным сторонам класса. Стало тихо, спокойно и… скучно! Минуты через 3 Ксюша сама спрашивает: «А 5 минут уже прошло? Можно разговаривать?» Конечно, после 5 минут Саша с Ксюшей снова весело сцепились. А мне не нужно было оттаскивать их друг от друга.

Вот ещё несколько интересных ситуаций, иллюстрирующих действие правила «Стоп!»:

Артём пристаёт к Ване, Ваня терпит, упирается, молчит. Потом звучит стандартное: «Тёма, отстань! Достал уже!» Артём, продолжая приставать: «Скажи СТОП! И я отстану». Ваня: «Да отстань ты от меня!» Артём смеётся и продолжает. Ваня: «Всё, стоп!» Артём, довольный собой, спокойно уходит, расплываясь в счастливой улыбке. А Ваня вздыхает облегчённо.

Саша начал дразнить Колю. Коля мгновенно отреагировал: «Стоп!», и Саша тут же пристал к Алёне. Коля в недоумении, он уже настроился отбиваться минут 5, а тут решилось за 3 секунды. Коля удивлённо говорит мне: «Как у вас получилось?! Саша ведь постоянно ко всем пристаёт, отбиться невозможно…» Я в ответ улыбаюсь.

Едем в автобусе с ребятами. Ваня навалился на Свету, она пыхтит и жалуется мне: «Ксения Анатольевна, смотрите, что он делает. Ну скажите ему!» Отвечаю: «Света, ты знаешь волшебное слово, которое решит все проблемы». Света: «Но мы же тогда целых 5 минут не будем разговаривать, неинтересно…» и добавляет, улыбаясь: «Почему вы ввели правило для всех?! Вот бы только девочки могли его использовать по желанию». Я молчу. Света мечтательно вздыхает и молча отпихивается от Вани. Ребята недовольны лишь тем, что жаловаться теперь некому — сейчас они официально выбрали игру, поэтому сами за неё и отвечают.

Вопросы от читателей

1

Скажите, а как быть, если ребенок подходит сзади к другому ребенку, дает крепкий пинок под зад, и чтобы не получить сдачи кричит: «Стоп». Второй ребенок конечно обижен. Обиженному ждать 5 минут, а потом тоже дать пинок, и вовремя сказать «стоп»?

Ответ: Второй ребенок в этой ситуации должен не 5 минут ждать, а подойди к старшему и рассказать о происшедшем. Одно дело — импульсивные стычки, естественные между детьми, тут старшим вмешиваться не обязательно, другое дело — сознательная провокация. За это инициатору — серьезное наказание, чтобы все поняли: «Стопом» — не играют! Детям спички — не игрушка. Детям с ножами бегать — нельзя. И играться в правило «Стоп!» запрещено так же строго. Справитесь?

2

Дети часто подходят ко мне и жалуются: «А он меня после «стопа» ударил»!

Тут нужно выслушать обоих. На самом деле всё просто: если разобрались легко, то наказываем того, кто правило нарушил. А если вам разобраться трудно, значит оба хороши и оба провокаторы: ни на кого не сердиться, но наказать обоих. Всё в порядке, между детьми такое обязательно будет!

Правило «Стоп» в играх между родителями и детьми

Правило «Стоп» также вполне применимо в играх между родителями и детьми, уместность его обсуждается в статье Демиан, бассейн, обида

Файлы:
  • Книга для родителей
  • Конфликты детей
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (5):

Гость, 21 марта 2014 г. в 08:49
Интересное правило, познакомлю своих девочек с ним.
Татьяна, 18 марта 2015 г. в 12:09
Действительно хорошее правило, но работает лишь тогда, когда оба ребенка одинаково заинтересованны в общении друг с другом. А если одному постоянно требуется внимание брата (сестры), а второй ребенок (чаще старший или более самостоятельный) предпочитает заниматься в одиночестве, то правило уже не работает. Я вводила это правило сроком на час. Старший (всего на год) спокойно говорит СТОП и уходит на час читать книгу. Он хочет только одного, чтобы брат его не доставал. Младший сам правилом никогда не пользуется (его-то никто не обижает), но с трудом выдерживает час "неприставания", после чего начинает доставать старшего по-новой. Вот теперь думаю, а какое здесь можно правило придумать, чтобы соблюсти интересы каждого.
1 ответ
Н.И. Козлов, 18 марта 2015 г. в 14:07
Татьяна, подойдет ли еще более простое правило: "Старший всегда прав"? Точнее, такая позиция Старшего, когда Старший и отвечает и за младшего, и имеет право требовать, как старший, чтобы младший его слушался. А если нужно - и наказывать. Он же - старший?
Юлия Харьков, 15 октября 2015 г. в 17:56
Скажите, как быть, когда ребенок подходит сзади к другому ребенку, дает крепкий пинок под зад, и чтобы не получить сдачи кричит: "Стоп". Второй ребенок конечно обижен. Обиженному ждать 5 минут, а потом тоже дать пинок, и вовремя сказать "стоп"? И второй вопрос: дети часто подходят ко мне и жалуются: "а он меня после "стопа" ударил". Получается, что я опять возвращаюсь к разборкам?
1 ответ
Н.И. Козлов, 15 октября 2015 г. в 20:27
Юлия, ответил на ваши вопросы сразу в статье. Спасибо за хорошие вопросы!

Материалы по теме:

03 мар. 2021 г.
Один ребенок обижает другого. Как разрешать этот конфликт?
Стоит ли вмешиваться? И вообще, как решать детские конфликты?
27 июл. 2021 г.
Дети не ладят между собой: дерутся, ссорятся
Если в семье несколько детей, они часто между собой ссорятся. Кто-то кого-то дразнит, тот пристает, эта мешается. Обиделись, подрались, обзываются. Что делать? Вопрос с форума: "У меня двое замечательных детей - сыну 14 лет, дочке - 11. Одна проблема - никак не мирятся между собой. Постоянные споры, ссоры, конфликты. Никакие меры не помогают. Можно что-то сделать, или так пройдет?"
01 янв. 2001 г.
Игровые способы решения детских конфликтов
Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры.
01 янв. 2010 г.
Как разрешать конфликты детей
Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников. Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу.
01 янв. 2010 г.
Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)
Правила для ребенка дошкольного возраста должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее, чего вы от него ожидаете, он знает сам, когда нарушил правило, и в этом случае вы можете почти полностью отказаться от «приказов» или запретов. 
11 авг. 2023 г.
Чья кукла? Есть ли у ребенка его собственность?
Если возник спор, чья это вещь — она ничья. Пока дети не договорятся, вещь ничья, и никому играть в нее нельзя!