Правило «Стоп!» или Волшебный способ прекращать детские ссоры
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Первое, что поможет эффективно справляться с драками между вашими детьми, это правило «Стоп!». Это правило я придумал тогда, когда моим сыновьям было 4 и 5 лет, и звучало оно так: «Если тебя обижают, тебе достаточно громко и четко сказать слово «Стоп! Правило Стоп!», и тогда обидчик не имеет права тебя ни пальцем тронуть, ни слова тебе сказать (не может обзываться и обвинять). Целых пять минут ты защищен! А если обидчик этого не выполнит, он будет иметь дело уже с папой!» — Дети выслушали это со вниманием, мы отрепетировали громкое и четкое произнесение слово «Стоп!» и уточнили, что такое пять минут…
Если вы сказали «Стоп, правило Стоп!», вы должны посмотреть на часы (вон они висят!) и 5 минут друг к другу не подходить и не разговаривать друг с другом. Покажите, где должна быть стрелка, когда мы сейчас подрались и кто-то сказал «Стоп!»? Отлично!
Тогда я гордился: какой прекрасный метод прекращения драк я придумал! Сегодня я уточню — да, это прекрасный метод, но его эффект другой: он не драки прекращает, а убирает жалобы на драки.
Практика показала: дети не пользуются этим правилом. А именно: дети начинают практиковать Правило Стоп, но воспользовавшись им пару раз, перестают к нему обращаться. Почему?? Не потому, что оно не работает — оно работает. Просто дети быстро понимают, что правило на целых 5 минут их разъединяет, а они не хотят быть 5 минут друг без друга! Они готовы плакать и ссориться, — да за ради бога! — но при этом хотят продолжать друг с другом играть.
Реальный результат правила «Стоп» — дети продолжают играть друг с другом, но уже не втягивают в свои ссоры родителей. Они ругаются, плачут, дерутся, но папе и маме уже не жалуются, поскольку им нечего ответить на вопрос: «Почему же ты не сказал Стоп, если тебе нравилось драться с братом?»
Итого, родителям на заметку: для бодрых и здоровых детей драки является формой игры и развлечения. Родители с опытом, увидев детскую драку (неважно, дерутся свои и другие), не всегда ее прекращают немедленно, а переводят ее в борьбу по правилам. Когда потасовка начинает идти под присмотром взрослого, это уже скорее спорт: это помогает детям и агрессию выпустить, и обойтись без опасного членовредительства.
Волшебный способ прекращать детские ссоры (Голубцова Ксения)
Уверена, что многим работающим с детьми людям знакома ситуация: ребята шумно и весело толкаются, мутузят друг друга или обзываются. При этом лица довольные. А ведь ребята очень любят в таких ситуациях жаловаться старшим, мол, чего меня обижают? Я некоторое время не знала, как же грамотно реагировать на подобные жалобы. Ребёнок ведь сам в этом «безобразии» участвует, ему нравится (что видно даже человеку, далёкому от психологии). Бывает иногда, что шутливые разборки заходят далеко, и кого-то подколки/обзывательства/толчки уже напрягают, а для кого-то всего лишь продолжается весёлая игра.
Что же делать?
Н.И. Козлов придумал и описал прекрасную технику — правило «Стоп!». Как она работает? Всем ребятам объясняют, что у них есть возможность в любой момент остановиться и выйти из игры. Если кто-то громко и чётко говорит «Стоп!», то все останавливаются, к человеку никто не имеет права прикасаться под любым предлогом, ребята МОЛЧА отдают ему то, что забрали, и ещё 5 минут любые контакты под запретом. Использовавший правило сам также не может общаться с «обидчиками» в течение 5 минут. Правило «Стоп!» очень эффективно, оно помогает ребятам вовремя остановиться + отучает их вовлекать взрослых в мелкие разборки. Воспитателям, учителям и кураторам оно помогает отличить игру от драки + по сути часть полномочий касательно разрешения конфликтов делегируется детям.
Что сделано мной и какие результаты достигнуты?
Я работаю куратором 5-х классов в частной школе. Дети есть дети, наличие больших денег у родителей никак не влияет на желание ребят подраться, попинаться и пообзываться. Во время классного часа подробно объяснила ребятам новое правило, привела наглядные примеры и ввела «штраф» за неисполнение (штрафом стал серьёзный разговор со мной и завучем школы). Ученики сначала очень удивились, посмеялись и тут же, на уроке Саша начал приставать к Ксюше. Она чуть-чуть посопротивлялась, затем посмотрела на меня. Я не реагирую. Ксюша крикнула: «Стоп! Стоп! Хватит!» Я перевожу взгляд на Сашу. Он сразу успокоился, замолчал, ребята расселись по разным сторонам класса. Стало тихо, спокойно и… скучно! Минуты через 3 Ксюша сама спрашивает: «А 5 минут уже прошло? Можно разговаривать?» Конечно, после 5 минут Саша с Ксюшей снова весело сцепились. А мне не нужно было оттаскивать их друг от друга.
Вот ещё несколько интересных ситуаций, иллюстрирующих действие правила «Стоп!»:
Артём пристаёт к Ване, Ваня терпит, упирается, молчит. Потом звучит стандартное: «Тёма, отстань! Достал уже!» Артём, продолжая приставать: «Скажи СТОП! И я отстану». Ваня: «Да отстань ты от меня!» Артём смеётся и продолжает. Ваня: «Всё, стоп!» Артём, довольный собой, спокойно уходит, расплываясь в счастливой улыбке. А Ваня вздыхает облегчённо.
Саша начал дразнить Колю. Коля мгновенно отреагировал: «Стоп!», и Саша тут же пристал к Алёне. Коля в недоумении, он уже настроился отбиваться минут 5, а тут решилось за 3 секунды. Коля удивлённо говорит мне: «Как у вас получилось?! Саша ведь постоянно ко всем пристаёт, отбиться невозможно…» Я в ответ улыбаюсь.
Едем в автобусе с ребятами. Ваня навалился на Свету, она пыхтит и жалуется мне: «Ксения Анатольевна, смотрите, что он делает. Ну скажите ему!» Отвечаю: «Света, ты знаешь волшебное слово, которое решит все проблемы». Света: «Но мы же тогда целых 5 минут не будем разговаривать, неинтересно…» и добавляет, улыбаясь: «Почему вы ввели правило для всех?! Вот бы только девочки могли его использовать по желанию». Я молчу. Света мечтательно вздыхает и молча отпихивается от Вани. Ребята недовольны лишь тем, что жаловаться теперь некому — сейчас они официально выбрали игру, поэтому сами за неё и отвечают.
Вопросы от читателей
1
Скажите, а как быть, если ребенок подходит сзади к другому ребенку, дает крепкий пинок под зад, и чтобы не получить сдачи кричит: «Стоп». Второй ребенок конечно обижен. Обиженному ждать 5 минут, а потом тоже дать пинок, и вовремя сказать «стоп»?
Ответ: Второй ребенок в этой ситуации должен не 5 минут ждать, а подойди к старшему и рассказать о происшедшем. Одно дело — импульсивные стычки, естественные между детьми, тут старшим вмешиваться не обязательно, другое дело — сознательная провокация. За это инициатору — серьезное наказание, чтобы все поняли: «Стопом» — не играют! Детям спички — не игрушка. Детям с ножами бегать — нельзя. И играться в правило «Стоп!» запрещено так же строго. Справитесь?
2
Дети часто подходят ко мне и жалуются: «А он меня после «стопа» ударил»!
Тут нужно выслушать обоих. На самом деле всё просто: если разобрались легко, то наказываем того, кто правило нарушил. А если вам разобраться трудно, значит оба хороши и оба провокаторы: ни на кого не сердиться, но наказать обоих. Всё в порядке, между детьми такое обязательно будет!
Правило «Стоп» в играх между родителями и детьми
Правило «Стоп» также вполне применимо в играх между родителями и детьми, уместность его обсуждается в статье Демиан, бассейн, обида