Чья кукла? Есть ли у ребенка его собственность?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Дети часто выясняют: «Чья это собственность?» — эта кукла, этот пистолет или эта шоколадка. Действительно, чьё это, если мне подарили, я потерял, а ты нашел и починил? Ну и что, что ты мне давал свои фломастеры, они мне вовсе были и не нужны!
Если родители не вмешиваются, то особенно среди маленьких детей выяснение этого вопроса приобретает достаточно дикую форму: тот, у кого эта дорогая собственность в руках, зажимает ее крепче и прижимает к себе, отбивая словами (а потом и чем попало) нападение того, кто на эту же собственность претендует. Крики, драки, вещь поломана или порвана, виноваты все. И что делать?
Взрослеть. Когда дети взрослеют и становятся более воспитанными, драки отменяются, начинаются переговоры: тот, у кого собственность в руках, при претензии на нее кладет на общее место, по крайней мере перестает в нее играть. Кто на собственность претендует, ее не хватает и начинает переговоры также. Собственность оказывается ничейной, пока обе стороны не договорятся...
На самом деле, это очень важное Детское Правило: «Если спорим, то ничьё». Конкретнее:
«Если возник спор, чья это вещь — она ничья. Пока дети не договорятся, вещь ничья, и никому играть в нее нельзя»
Это правило очень похоже на правило «Стоп!» — кто не знает, обязательно с ним познакомьтесь. Это не идеальное правило, его можно использовать просто чтобы отмстить: «Сам не поиграю, так хоть тебе не дам!», но это уже шаг к большей цивилизованности.
Есть и другие Детские правила на эту тему:
«Я играю!»
Если ребенок играет, но ему нужно на какое-то время отойти, пусть он положит рядом с игрой листок бумаги, где написано «Я играю!». Если ребенок не умеет писать сам, ему это могут написать родители. Пока такая листовка лежит, на эту игру никто претендовать не может. Но использовать два таких листка нельзя. Заверши одну игру, тогда открывай другую!
«Как разделить пирог»
Вот кусок пирога или ломтик тортика. Как брат и сестра могут этот кусок поделить пополам без обид? Просто. Один режет, другой выбирает.
А что дальше?
Вначале все начинается со справедливости, где каждый заботится о справедливости для себя. Но когда-нибудь, когда дети станут совсем взрослыми, они уже будут знать, что такое любовь и забота о другом и других. Конечно, если родители им об этом рассказывали и сами подавали им в этом пример.