Думать, не погружаясь в себя

04 февраля 2022 г. в 09:22

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Обычно, начиная серьезно думать, люди выключаются из происходящего и погружаются в себя. А правильно ли выключаться из происходящего и погружаться в себя? — Неправильно. Как только человек уходит в себя, он перестает что-нибудь делать. По факту, переходит в позицию Жертвы. А что ты будешь делать, если ты себя не контролируешь, не участвуешь во внешней жизни? Возникает чувство беспомощности.

Хорошо. Но разве можно думать, оставаясь в происходящем, не погружаясь в себя?

Ответ — да! Это не всегда просто, но это возможно. Все зависит от того, насколько прост или затруднителен для вас конкретный процесс мышления, сколько внимания он требует. Если вопрос сложный, думать нужно очень внимательно, для этого вам нужно полностью сосредоточиться: вы все внимание перебрасываете во внутренний план и, в этом случае, отключаетесь от реальности. А если вы думаете о чем-то для вас простом, то вам несложно и что-то обдумать, и при этом заниматься какими-то несложными внешними делами. Например, беседовать по телефону с подругой. Или консультировать клиента. Если вопрос для вас простой, то вы одновременно смотрите на реакцию клиента, и думаете по поводу его ситуации. Вашего внимания на это вполне хватает, хотя тренироваться все равно нужно.

Но к этому одна добавочка: приучайтесь думать, располагая в своем воображении предмет обдумывания не внутри себя, а держа его перед собой. Если вы даете задание своему ребенку: «Смотри на ящик с кубиками, но руками трогать кубики сейчас нельзя. Сможешь найти среди кубиков длинный кубик, который будет соединять вон те две башни?» — и показываете на башни перед ним. Ребенок быстро найдет нужный кубик. Он в воображении примеряет кубики к башням, и это происходит во вне. Он будет думать, то есть работать во внутреннем плане, но его внимание будет на башнях — он остается в реальности, остается вовне.

Учитесь и вы думать, держа свое внимание на реальном собеседнике. Представьте, как он улыбается. Увидели его улыбающееся лицо? Представьте его лицо задумчивым... недовольным... удивленным... Думаю, у вас это получалось. А вы делали все это в своем воображении, вы делали это во внутреннем плане — и одновременно смотрели на вовне! Вы прекрасно видели собеседника, вы были в реальности — и при это вы работали во внутреннем плане.

Полагаю, что у вас все получилось: во-первых, потому что задание несложное, а во-вторых, потому что в Университете вас постоянно приучают не погружаться в себя, а оставаться во вне, в реальности. Так себя и приучайте: в процессе разговора нужно думать и действовать не «уходя в себя», а во вне: вы ведете диалог и одновременно наблюдаете за реакцией собеседника. Уже в зависимости от его реакции вы строите дальнейший разговор. Не получится сразу — получится позже. Можно и нужно учиться одновременно быть в делах, в разговорах, мгновенно реагировать делом на то или иное, то есть быть вовне, и одновременно с этим думать, анализировать, работать во «внутреннем плане».

Есть люди, у которых есть просто привычка: чуть что, поднимать глаза к небу и погружаться в себя, улетая мыслями куда-то далеко-далеко. Или даже смотреть на вас, но вы по глазам и по выражению лица понимаете — собеседник поплыл, собеседник уже не с вами. Он где-то что-то думает. Да, у него просто неправильная привычка думать, выключая себя из реальности. Если так иногда происходит с вами — нестрашно, переучить себя можно. У вас это не врожденное, мы всему учились с детства.

Ребенка лучше с детства учить думать правильно, то есть всегда думать перед собой и одновременно быть всегда в реальности. Дети этому научаются быстро.

Думание перед собой начинается в детстве с игры в кубики. «Почему кубики?» — спросите вы. Потому что для игры в кубики нужно хорошо себе представлять, куда поставить конкретный кубик. Ребенок берет кубики в руки, перемещает их, крутит, сравнивает по форме, по размеру, прикладывает к другим кубикам — он думает и конструирует одновременно и перед собой. Таким образом у ребенка развивается воображение и пространственное мышление.

Почему, кстати, у женщин пространственное мышление развито хуже, чем у мужчин? — Вообще-то женщины ни в чем мужчинам не уступают, но если девочка в детстве в кубики не играла, пространственное мышление у нее будет развито хуже.

Как же думать перед собой, беря за основу игру в кубики? Очень просто: вместо кубиков берем понятия или образы — кому что удобнее, и крутим перед собой эти образы или понятия, подставляя все новые с нужной стороны — как в кубиках. Никола Тесла, гениальный изобретатель, говорил: «Чтобы мне сделать новый двигатель, мне не обязательно его собирать. Я его могу представить, и увижу все, что с ним происходит». Развивайте воображение — это помогает мыслить.

А что нужно для того, чтобы научиться в процессе разговора выстраивать разговор «перед собой»? Этому помогает навык письменной работы с реальным текстом: привычка отслеживать тезис и доказательную цепочку тезисов, связки и иллюстрации, введение и заключение.

Тренируйтесь, у вас получится!

И помните: прокручивать в голове — это не значит копаться внутри себя. Это значит — видеть перед собой.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Мышление
  • Экстраверт
  • Управление мышлением
  • Образное мышление

Комментарии (1):

Гость, 04 февраля 2022 г. в 20:29

Интересный взгляд! Спасибо за идею.

Материалы по теме:

Картинка к "Экстраверт"
01 февр. 2014 г.
Человек общительный, немного болтливый, слегка поверхностный?
5Подробнее →
Картинка к "Образное мышление"
01 окт. 2022 г.
Образное мышление - мышление, оперирующее не понятиями, а образами, картинками. Более характерно для визуалов.
Картинка к "Развитие экстравертности"
01 янв. 2006 г.
С проблемной интроверсией можно работать в две стороны: делая интроверсию менее проблемной или развивая у человека черты экстраверта.
Картинка к "Управление мышлением"
01 окт. 2022 г.
Как и любой процесс, свое мышление нужно настраивать. Думать любят не все, не всякое мышление идет во благо, иногда думать бывает вредно.