Мозг и его различия по половому признаку (Т.В. Черниговская)
Автор: Черни́говская Татьяна Владимировна
Советская и российская учёная в области нейронауки и психолингвистики
Я не автор этой идеи, и этот сюжет получился неожиданно для меня самой. И сразу скажу: я не феминистка.
Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только тем, что всем известно, а еще и тем, что у них по-разному организованный мозг. Это странно, потому что мы же все друг другу родственники, общность генома, вообще всего. Т.е., как это могло так выйти, что так сильно отличается это все? В последнее время появилась статистика.
Просто скажу, что происходит. Стало понятно, что очень большое количество людей мужского пола, пока они еще маленькие, ну пока они еще в школе учатся, включая и старшую школу, что с ними большие проблемы:
- 70% мальчиков получают очень низкие баллы.
- 80% мальчиков имеют дисциплинарные проблемы.
- 70% мальчиков остаются на второй год, условно говоря, делают перерывы или повторы занятий.
- 90% преступлений совершают мальчики.
На каждые 100 девочек, которые диагностируются как школьники с проблемами обучения, приходится 276 мальчиков. Т.е. почти в 3 раза больше. На каждые 100 девочек, которые имеют нарушения в эмоциональной сфере, в 3 с лишним раза больше мальчиков.
В 2 раза больше мальчиков, которые имеют проблемы с развитием.16% мальчиков плохо пишут тесты в школе, в отличие от 31% девочек. Здесь надо насторожиться. 29% мальчиков оцениваются, как те, кто хорошо читают и понимают, а девочек больше – 41%. От 10 до 14 лет в 2 раза больше мальчиков, которые делают попытки, или по крайней мере имеют такие страшные идеи, как суицид.
Что это значит? Так всегда было, или так пошло? Как с авиакатастрофами: нам просто стали про них сообщать, или их на самом деле стало больше? Это как раз тот случай, когда я не знаю, правда это или нет, оно растет, или просто стали исследовать.
Примерно 7000 молодых людей каждый день бросают обучение в школах, это примерно по 1 человеку на 26 секунд. Устрашающие цифры. Если бы я не прочла их в надежном месте, я бы даже не поверила. Встает вопрос: это биологически что-то неправильно, или эволюционные изменения? А может это социальное воздействие? Я не могу ответить на этот вопрос, но ситуация очень настораживает.
И конечно: разные эпохи требуют разного типа людей. Есть мускулинные эпохи, которые требуют героев, борцов и т.д., а есть социумы, которые к этому относятся нейтрально, скажем, как у нас сейчас.
Поскольку мы говорим про мозг, то я буду рассказывать так: какая разница биологическая есть в мозге и в развитии, а потом перейду к тому, как нужно обращаться с мальчиками и девочками. Например, расскажу, как их учить.
Различие в том, как будет выглядеть мозг у мужчин и женщин, зарождается очень рано. Есть гормоны, которые очень влияют на развитие мозга: женский - эстроген, мужской - тестостерон. И мозг девочки буквально купается в эстрогене, пока она находится в материнской утробе, в то время, как мозг мальчика также омывается как водопадом, тестостероном. Из этого следует много чего. Например, девочки, когда рождаются, начинают внимательно следить за выражениями лиц окружающих, это специально исследовалось. Они стремятся к контакту "глаза в глаза", ловят взгляд, и стремятся к тому, чтобы оценивать выражение лица матери. Отслеживаются микродвижения глаз младенцев с помощью специальной техники. Полученные разными способами данные говорят о том, что девочка хочет контакта, она смотрит на лицо матери, хочет поймать ее взгляд. Мальчики этого не делают. Между прочим, если смотреть на детей аутистов, большинство детей-аутистов это мальчики. Вы наверно знаете, что одним из первых настораживающих моментов при оценке ребенка, является отсутствие желания, избегание контакта глаза в глаза.
За первые три месяца жизни у девочек успешная попытка встретиться взглядом с матерью, или с тем, с кем ребенок общается, увеличивается в 400 раз. Делает она это несознательно, а значит данное действие биологически запрограммировано. Что понятно: ведь дело женщины (биологически) не только родить ребенка, но и сделать так, чтобы он выжил. Она должна вести себя аккуратно, осторожно, по возможности не рисковать. Она должна быть социально успешной, т.е., должна уметь общаться с другими людьми, потому что это помогает общей обстановке, быть более спокойной и более уверенной в успехе. В одном из исследований годовалые девочки смотрели на своих матерей от 10 до 20 раз чаще, чем мальчики. И более того, они ловили выражение лица, которое могло бы читаться как одобрение, желание общаться, они ловили улыбки и т.д. Т.е., это какая-то серьезная, судя по всему, базовая вещь.
В мозге есть разные отделы, и один из них называется амигдола. Это такая маленькая штучка в центре мозга, и она ведает эмоциями и мотивациями. Амигдола в мозге мужчин большего размера, чем у женщин.
Сделаю небольшое отступление.
Я несколько лет назад была в Калифорнии, там в это время была издана в Лос-Анджелесе книга, которая называлась «Amigdola and language», амигдола и язык. Но про амигдолу можно сказать все, что угодно, только не то, что она управляет языком. Связь амигдолы и обучения: худшее, что может быть, при занятиях чем угодно, и в частности иностранными языками, это скука. Если скучно, то это вообще беда. Причем, это беда не бытовом смысле, а биохимически. Потому что начинают происходить другие биохимические процессы, те, которые НЕ помогают запоминанию.
Поэтому, возвращаясь к амигдоле, у человека, который учится, должен быть какой-то мотив. Либо это должно быть ему страшно интересно, либо это жесткая необходимость, либо он тщеславный и хочет быть лучше всех, либо он боится наказания - все, что угодно, кроме нейтрального. И тогда мозгом начинают вырабатываться вещества, которые способствуют запоминанию. Если ничего этого нет, то можно его даже начать пороть, но это пустое дело.
Амигдола – это древняя часть мозга, на нее влияют гормоны и причем гормоны, которые занимаются, в частности, страхом, и влияют на то, агрессивен человек или не агрессивен, активен он или не активен, а также это та часть мозга, которая способствует духу соперничества. То есть, люди, у которых вот эта зона активна, любят соревноваться.
Мозг у мужчин больше, чем у женщин. На этом часто спекулируют, говорят, что мол, с этих куриц взять, когда у них там мозгов не хватает. Но это, разумеется, не так, потому что дело не в килограммах. Конечно, до известных пределов объем нужно набрать, но дальше вопрос не в том, сколько у кого вес, а насколько сложно, рационально и правильно организована нейронная сеть. Женский мозг гораздо более эффективно работает, несмотря на отсутствие вышеуказанных килограммов.
Амигдола в мозге мужчин большего размера, чем у женщин, и она дает агрессивное и особое поведение. Более того, амигдола мужского мозга имеет специальные рецепторы, которые ловят тестостерон и увеличивают, усиливают ответ мозга на разные вызовы, которые бросает ему жизнь. В частности это объясняет, почему мужчины гораздо более агрессивные, чем женщины. Из этого следует, что мужчины и женщины по-разному реагируют на ситуации страха и стресса. А это те ситуации, которые прямо связаны с амигдолой. Когда амигдола посылает сигнал о страхе, то возможны разные виды поведения: 1. бежать или сопротивляться (если есть возможность – сопротивляться, а если нет возможности, то убежать); 2. стараться победить эту ситуацию другим способом – переговорами: "давайте подружимся или скооперируемся". Это - разные типы поведения. Женщины могут уменьшать у себя стресс и достигать состояния спокойствия и возможности договориться с миром. Это характерно и для девочек, и для взрослых женщин. Думаю, что это биологически задано: если есть возможность договориться, то нужно договариваться. Интересно, кстати, профессиональные переговорщики, в основном, какого пола? Может поэтому так у нас хорошо идут переговоры?
Итак, поскольку задача женщины сохранить семью, сохранить потомство, она должна предпринимать разные шаги для того, чтобы не рисковать.
Важная вещь: индивидуальные различия так велики, что они прикрывают любые половые различия.
Все мы встречали бессмысленных, вялых, слабых и истерических мужчин. Все у них плохо, непонятно, что за трагедия должна произойти (свержение строя, перемена движения планеты) после чего они, может быть, поджарят себе бифштекс. Если еще планеты правильно встанут. И сколько хочешь сильных, умных, прекрасно логически мыслящих женщин, которые в любом споре побеждают и так далее. Я не феминистка, а просто констатирую тот факт, что различия индивидуальные перекрывают различия между полами в этом смысле. Раньше говорили: мужчины это те, у кого логика, а женщины, это те, которые все про подушечки, да рюшечки. Откуда взялось такое мнение? В реальности этого просто нет. Сейчас всё начинает перемешиваться, и я не знаю, что нас ждет.
Префронтальная кора - наше эволюционное достижение. Это новая кора нашего головного мозга, которая содержит все, благодаря чему мы так умны, это то, чем мы думаем, то, чем двигаем науку, индустрию и т.д. И все-таки, если мы посмотрим на основные прорывы нашей человеческой цивилизации, то мы увидим другую картину. Это не будут высокопрофессиональные арифмометры, которые всё сосчитали, и - произошло открытие. Открытия делаются не так. Открытие – человек падает с полки, и вдруг говорит «о, вот что!» Для этого, конечно, нужно уметь рассуждать, уметь делать «если А плюс B C, то C плюс D». Т.е., как правильно пишут классики, такого рода идеи замечательные, они приходят подготовленным умам.
Итак, префронтальная кора – это то место, которым мы принимаем решения. Это то место, которое следит за тем, чтобы эмоции (эмоциональная информация), не перебивали все остальное, потому что эмоции – это очень сильный игрок. Наример, каждый прекрасно знает, что лучше "этого не делать", "сюда не ходить", и "этого не говорить". И что происходит через секунду?
Кора - это та часть мозга, которая как бы надзирает за тем, чтобы остальные не расшумелись. И когда амигдола посылает немыслимые сигналы, то префронтальная кора говорит: "спокойно, давайте на это посмотрим, давай подумаем, может быть это не так нужно делать".
Префронтальная кора поздно созревает у детей любого пола. Некоторые отделы самых высокоразвитых частей мозга зреют лет так до двадцати с лишним, поэтому разговор с маленьким ребенком в стиле «а ты не мог подумать, прежде чем…» - бессмысленен, т.к. у него еще не дозрели те зоны мозга, которые регулируют поведение по-настоящему, которые позволяют ему на себя посмотреть – «что-то я наверно не так делаю». И это независимо от пола. Тем не менее, префронтальная кора больше по размеру у женщин и созревает быстрее, чем у мужчин.
Эта разница во времени и качестве созревания дает возможность женщинам искать решение ситуаций, а не действовать импульсивно. Я рассказываю теорию, как может быть в жизни – другой разговор. Во всяком случае, это та часть мозга, которая умеет это делать. Поскольку у женщины она хорошего размера и качества, то предполагается, что вместо того, чтобы кидаться с топором и мужа сразу убивать, она предварительно подумает, что из этого следует.
Еще одна передняя часть мозга (она также больше у женщин) дает возможность женщине быть более осторожной, более внимательной и стараться не идти на риск, наблюдать, не угрожает ли что-то ей и ее потомству. Если она увидит угрозу, то она должна насторожиться, начать нервничать, придумывать ходы, как это побороть. Именно поэтому женщины более склонны к тревоге - в 4 раза больше, чем мужчины.
На этих картинках мы видим, что происходит в мозге человека, когда он ничего не делает, просто сидит. Его мозговую активность снимают разными приборами. Что мы видим? У мужчин задействованы, в основном, задние части мозга, остальные практически не работают. А у женщины работает весь мозг. Что это значит? Почему так?
Я здесь вижу биологическую основу: если мы вспомним генетику, то мужчины – это вектор, который показывает, куда будет эволюция идти, они на острие нового. Женщина консервативна по замыслу, она должна сохранять очаг, должна сохранять традиции, потому что это обеспечивает жизненную устойчивость вида. И не ее дело и задача лезть на баррикады. Она может, конечно, внезапно превратиться в Жанну Д’Арк, но в целом - это не ее работа.
Стоит также подумать о том, что по неведомым причинам количество леворуких мужчин рождается все больше и больше. Может это такой вектор эволюции? Если больше леворуких - значит больше правополушарных, т.к. у нас диагональ: левое полушарие управляет правым глазом, рукой, ногой и т.д. И если человек леворукий, то у него гораздо большую роль, чем у правшей играют структуры правого мозга и иначе текут когнитивные процессы. И если количество левшей растет, и они в основном - мужчины, то это повод задуматься, что в человечестве что-то меняется.
Давайте мы посмотрим, сколько мы знаем гениальных женщин. Их очень мало: Ковалевская, Мария Кюри. Здесь речь идет просто об очень высоком уровне. Но если нужно выйти за какой-то уровень - мужчины переигрывают.
Вот, мужской и женский мозг, картинка. Такие проекты называются коннектом - описание связей в мозге. Это работы, которые описывают не анатомию мозга, а физиологию, т.е. что с чем в мозге связано, когда происходит когнитивная деятельность.
Вот это условный типичный мужской мозг. В основной здесь связи идут внутри полушарий и почти нет связей, которые полушария мозга связывали бы друг с другом. У мужчин полушария головного мозга готовы жить отдельно, сами с собой. У этого есть причины. Есть такая часть в мозгу, перемычка, которая называется мозолистым телом. Эта та часть мозга, которая связывает полушария друг с другом и обеспечивает их коммуникацию друг с другом. Т.е. здоровый мозг – это тот, который эту беседу ведет. Я не к тому, что мужской мозг нездоровый, а к тому, что у женщин эта часть большего размера.
Мозолистое тело в мозге у женщин большего размера, поэтому у них работают оба полушария одновременно. Из этого следует, что женский мозг более симметричен, чем мужской. Это скорее минус, потому что когда люди стали современными людьми анатомически (примерно 200 тыс. лет назад), то разделились функции полушарий, что хорошо для вычислительных возможностей мозга. Когда не "все занимаются всем", а раздали роли. Поэтому разделение специфики – это очень прогрессивная вещь. Она, в частности, обеспечила нам возможность языка. В левом мозге образовались зоны, которые заняты очень сложными вещами, такими, как синтаксис, фонетика.
Если все это представить в виде спектрограммы, то там идет все целиком. Как мозг вообще умудряется вычислить хоть что-нибудь, ведь это очень энергозатратно. Поэтому разделение функций полушарий - эволюционно положительная вещь. Но если начинается замыкание, ничего хорошего тоже не жди. Конечно обе части мозга нужны. Женщины используют обе части мозга, в том числе и для визуального восприятия, т.е. для оценки зрительной сцены, а не только языка.
В восьмидесятых годах американец Роджер Спери получил Нобелевскую премию за то, что показал разницу в функциях полушарий, и это действительно мощнейшее открытие. Тогда говорили: левое - вербальное и математика, правое - это эмоции, визуальное восприятие, музыка, картины. Теперь уже все не так: и картины разные, и математика разная, и эмоции разные. Например, если у человека нарушаются функции правого полушария, то настроение у него улучшается. "Улучшается" - не совсем правильное слово: он начинает маньячить, например, бегает с красным знаменем по планете и говорит, что "надо немедленно зажечь мировой пожар". А если левое полушарие нарушается, то наоборот у него настроение падает, тогда это депрессия. Но в восьмидесятых это было такое умилительное романтическое время, когда все на два делилось. На два оно, к сожалению, больше не делится, но тем не менее, я говорю и пишу, что визуальное - это отнюдь не только правый мозг. Женщины, скажем, смотрят обоими мозгами, потому что это жизненно важно для них.
Так же как тогда же говорили, что музыка – это правое полушарие. Боже милостивый, какая музыка? Конечно, если вы жарите котлеты, да, и у вас над ухом поет Алла Пугачева, то это, может быть, и правое полушарие. А если вы слушаете Шнитке и у вас, предположим, партитура в руках, да и вы еще сравниваете, кто как это исполняет и какой дирижер, то это совсем другой мозг, вообще другая часть мозга, а именно та, которая занимается сложным синтаксисом и математикой.
Я просто хочу сказать, что сейчас мозг не делят так, как мы привыкли. Раньше бы сказали: «мужчины все левополушарные, а барышни - болгарским крестом вышивают». Это не так. Вот это снимки магнитного резонанса мужского и женского мозга, и видно, что у мужчин мозолистое тело задействовано не слишком сильно. Это не значит, что его нет! Я хочу, чтоб меня правильно поняли: это статистика. И если мы, возьмем какой-то другой статистический метод и пересчитаем, еще неизвестно, что получим. Но факт есть факт: у женщин гораздо больше задействовано мозолистое тело, поэтому, может быть это отчасти объясняет то, почему просто хорошие способности у женщин могут быть более часто, например, в школе и т.д., а на гениальность и прорыв редко кто из них способен.
Еще интересная вещь: серое и белое вещество. Если вы читали про Пуаро, то он там говорит – пойду покормлю свои серые клеточки, рыбы поем, фосфору, чтобы они правильно думали. Серое вещество представляет собой нервную ткань – это сами тела нейронов, и части нейронов, которые называются аксонами. И это та субстанция, которая всерьез и в очень больших дозах вовлечена в думанье и вообще в серьезные когнитивные задачи: когда задачи надо решать, а не действовать, как полуавтомат. Белое вещество - это нервные волокна, покрытые миелином и он - белый. Тесты на интеллект и на выполнение сложных задач показывают дозы серого и белого вещества, которые участвуют в их выполнении. И они нам говорят, что у женщин серого вещества больше и поэтому женский мозг более эффективен. Большая пропорция серого вещества дает возможность более эффективной переработки информации.
Поговорим о том, как мальчики и девочки реагируют на стресс. При стрессе организм задействует у них разные вещества: ацетилхолин у девочек, у мальчиков адреналин. Мы не говорим о ситуации абсолютно жуткой, а о такой, которая вызывает "средний стресс".
На средний стресс девочки реагируют, застыв, не пытаясь что-то делать. Они чувствуют себя неспособными как-то реагировать ни физически, ни морально на ситуацию. Иногда может быть ситуация, когда им даже физически плохо, их начинает тошнить, могут упасть в обморок.
А у мальчиков (именно у мальчиков, у взрослых людей имеет значение воспитание), наоборот, средний стресс, (не угроза жизни), наоборот, вызывает возбуждение, бодрость и желание участвовать в этом. Поэтому в некотором смысле, мальчики даже испытывают удовольствие от стресса, который, я повторяю, жизни не угрожает.
Мы, а, соответственно, и наше поведение, сильно зависим от химических веществ в организме. Как исследователь, я работала в психиатрической клинике, и знаю, что, например, чтобы не было депрессии пациент должен принимать литий. Или есть еду, в которой будут подходящие вещества. Как известно, от плохого настроения и несчастной любви чрезвычайно помогает шоколад и бананы. Из этого следует биологическое различие в поведении мальчиков и девочек.
Девочки гораздо в меньшей степени проявляют импульсивное поведение и принимают импульсивные решения, потому что у них высок уровень серотонина. У девочек на 15% более интенсивный кровоток и поэтому девочки лучше учатся в целом, чем мальчики. У мальчиков меньше серотонина и окситоцина, и это делает их более импульсивными. И, если мы говорим о школе, то ни за что не заставить их сидеть спокойно. Также, у мальчиков так устроен мозг, что они хорошо работают с символами, с абстрактными категориями и с картинками, которые поясняют это все.
В целом, мальчики справляются с такими науками, как математика, физика и т.д., лучше, чем девочки. Но я уже предупредила, это не значит, что девочки не справляются, что нет гениальных девочек, которые это умеют делать. Поскольку у девочек более развиты кортикальные отделы, в том числе те, которые обеспечивают вербальную активность, девочки гораздо более чувствительны сенсорно, у них лучше сенсорная память. Они помнят звуки, запахи, шероховатости. Корковые отделы начинают эффективно работать раньше, чем у мальчиков, и они себя пристойно ведут в классе: готовы сидеть за партой, имеют гораздо меньше проблем с чтением и с письмом.
Мальчикам гораздо труднее в школе, потому что они не хотят ни слушать, ни сидеть, ни смотреть, а хотят носиться - проявлять моторную активность, и я очень советуют давать им такую возможность. Они не должны быть зажаты в рамках класса или парты, потому что тогда рванет в другом месте. Понимаете, если все запрещено, то крышка рванет обязательно. Вопрос в том, на что мы готовы пойти: пусть наша психика мучается, или пускай он носится, как очумелый, 20 минут по школьному двору, и тем самым эту энергию из себя выплеснет.
Хорошие врачи (и психологи), которые имеют дело с психосоматикой, говорят: «Самое плохое, что может быть, это если человек вообще никому ничего не говорит». Если у него неприятности, то существует исповедь, подруги, психотерапевты - это зависит от культуры и страны. Но если он вообще никуда не идет, то тогда это «закрытая плотная крышка», которая рванет непременно. Причем, рванет она как? Необязательно вербально или психозом, а может случиться язва желудка, например.
Я не к тому, чтобы в школах был бардак и вообще никакой дисциплины, но если зажаты все в кулак, то хорошего в итоге не будет.
Девочки с гораздо большей легкостью готовы жить в ситуации множественных заданий. Они могут делать одновременно несколько разных дел, более того, они переключаются легко. И в этом, в частности роль корпуса колозума. Эта перемычка дает возможность работать и двум половинкам мозга одновременно, и они, все-таки, настроены на немножко разные вещи. Это дает девочке возможность, не испытывая какой-то невероятный внутренний стресс, переключаться с задания на задание быстро.
Мальчики более регидны в этом смысле. Они используют эти эволюционно очень продвинутые зоны в гораздо меньшей степени, чем девочки, когда выполняют любой тип заданий. То есть, они более импульсивны, они больше рискуют, они могут достичь большего успеха из-за этого. Но мы не ждем от них примерного поведения, это неправильное поведение для них.
Также есть генетические различия в мозге между мальчиками и девочками. Оказывается, девочки лучше слышат, чем мальчики, потому что у мальчиков другая анатомия: на тридцать пять процентов меньше сами проводящие пути в улитке. Поэтому серьезные педагоги советуют мальчиков сажать ближе к учителю.
Девочки гораздо быстрее и успешнее видят различия между объектами, которые они наблюдают или изучают в школе. А находят объекты мальчики лучше. Про девочек говорят, что это идиотизм, тупость географическая, топографическая.
Девочки больше обращают внимание на лица, и им больше нравятся теплые цвета. Так как девочки используют большую часть мозга, то могут объяснить и описать свои чувства. Мальчики практически не могут говорить о своих чувствах, или не считают нужным - это вопрос открытый. Девочки умеют это делать, и хороший педагог должен этим пользоваться. Девочки развивают языковые навыки и тонкую моторику в руках, что, на самом деле, понятно – это те же зоны мозга: где артикуляция, там же и руки. Поэтому есть методики, когда дети с задержкой речевого развития, им специально начинают давать мануальные тесты – они должны что-то мять, из бисера что-то вышивать, вырезать. Это, кстати, очень интересная тема, потому, что, учитывая, что дети вообще перестали этим заниматься, а только тычут пальцем в компьютер, я думаю, что эта история с последствиями. Мальчики практически не могут говорить о своих чувствах, или не считают нужным - это вопрос открытый.
И, наконец, многозадачность, то есть несколько заданий одновременно и быстрый переход. Перескакивание с одного задания на другое не вызывает невроз. Мальчики очень медленно входят в новые задания, т.е., им нужно дать отдышаться, что называется. Однако, мальчики хорошо ориентируются в пространстве и начинают это делать на 4 года раньше, чем девочки.
Дружбу девочки устанавливают, в основном, среди девочек или среди компании. Как бы они согласны на то, чтобы организоваться во что-нибудь. Мальчики ориентируются не на компанию, а на общую деятельность. Девочки могут собраться только ради факта собирания, то есть «сядем - поговорим», что называется. А у мальчиков должна быть цель какая-то, то есть «вот мы вместе сделаем вот что». Девочки считают, что разговор – это важная вещь. «Давай поговорим» - это то, что средняя девочка принимает. Мальчики считают, что это абсолютно ненужная трата времени, никому не помогает, ничего из этого хорошего не выходит.
Девочки идут на близкие и откровенные отношения с учителем, то есть им нравится эта история – мы с учительницей дружим, мы ей все беды рассказываем и так далее. Мальчики - нет. И более того, мальчики избегают этого зрительного контакта. Совет: если вы собираетесь разговаривать с мальчиком, не садитесь напротив него, не впивайтесь в него глазами, а сядьте как бы рядом. Или даже начните что-то вместе делать, например, в мяч играть, чтобы он не столкнулся с необходимостью смортерь "глаза-в-глаза" чтобы не считывали его лицо.
Чтобы справилься с ситуацией стресса, девочкм нужно, чтобы их окружали друзья, как бы разделяя общие неприятности. Мальчикам же нужно быть один на один с собой.
Девочки предпочитают читать романы, а мальчики предпочитают читать литературу, в которой содержится полезная информация: как что устроено, как что бывает.
Как учить мальчиков?
Я набрела на английскую статью, и там автор пишет, что приехав в дорогую британскую частную школу для мальчиков (дорогую в данном случае – важно), он был поражен низкой температурой воздуха. Холодно. Но англичане вообще любят это. Но было холоднее, чем ожидалось. И он не мог понять, потому, что, разумеется, речь об экономии не идет. Директор ему сказал, что мальчики плохо переносят теплую температуру – они просто засыпают и вообще ничего не делают (теперь это уже доказано), поэтому их надо держать в холоде. И даже называют цифры: температура по Фаренгейту в комнате для мальчиков должна быть на 2 градуса ниже той, в которой живут девочки, которые, почему-то не засыпают, а любят тепло.
При общении с мальчиками, вы должны разговаривать кратко, не растекаться и вовлекать их активно в занятия на уроке. Мальчик не должен быть пассивным лицом, потому что все нутро его требует активности. Их нужно хвалить, потому, что у них очень высокий уровень любви к соревнованию, они должны быть все время первыми. Поэтому, если есть хоть какой-нибудь повод его похвалить, то хвалить нужно обязательно потому, что это его подстегивает дальнейшим положительным шагам.
Мальчикам надо дать возможность играть, носиться, шуметь, все сворачивать, но приглядывать за ними. При этом, чтобы они не разгулялись так, чтобы принести вред себе и окружающим. Но им надо разрешить это делать. Им нужна реальная физическая активность, иначе у них начинает это перегорать и превращаться во что-то другое.
Уроки должны, по возможности, быть не теоретическими, а связанными с какой-нибудь деятельностью: либо эксперименты, или они должны что-нибудь трогать, развинчивать, смотреть, как это устроено. Поскольку у мальчиков слух понижен, по сравнению с девочками, то нужно их держать ближе к человеку, который говорит, к учителю в данном случае.
Девочки хорошо работают в группах. Особенно, если они смотрят друг на друга или смотрят на учителя. «Глаза-в-глаза» для девочек важная вещь. Они рождаются с этой идеей.
Не нужно девочек беречь от того, чтобы они вовлеклись в какую-нибудь физическую активность, носились, падали в лужи. Не надо им говорить: «Ты же девочка, а носочки испачкала и в лужу повалилась. Это мальчишки-бандиты пусть бегают». Нет. Они должны уметь это делать, потому, что в противном случае, они вырастают неподготовленные к неприятностям, которые в жизни могут случиться. Мы в этом случае воспитываем их беспомощными по отношению к ситуации, которая может и, более того, реально возникнет. Они должны знать, как им с этим справляться. Если вы видите, что девочка может упасть и себе содрать коленку, пусть упадет и сдерет себе коленку. Она будет знать, что дальше с этим делать, например, что надо коленку вымыть и/или перевязать. Девочка должна столкнуться с чем-нибудь, кроме конфет.
Девочки не любят громкие звуки, они не любят, когда на них кричат. Конечно, этого никто не любит, но мальчики, как бы, на это согласны. Также играет роль то, что они хуже слышат. Поэтому, мальчика не раздражает громкий и даже повторяющийся звук, типа той спинномозговой музыки, которая просто отбивает темп. А в среднем девочек это раздражает. Не любят они этого.
Девочкам нравятся ярко выраженные эмоции. Они сами хотят их выражать, и они хотят, чтобы к ним шла эмоциональность. Тот человек, который воспитывает девочку, должен знать, что она эмоций ждет. В то время, как мальчик необязательно ждет. Это, как бы, не его царское дело, в эмоции играть.
Девочки любят много цвета. И поэтому, если это школа для девочек, то картинки на экране, демонстрация иллюстраций - это то, что им нравится. Я считаю, что наше образование принципиально неправильно организовано: в младшей школе должны быть не недоучки из техникума, а звезды. Только звезды. Самые лучшие должны преподавать самым маленьким детям - это кардинально изменит жизнь детей.
Как с детьми обращаться.
С мальчиками. Громким голосом разговаривать, когда ты выступаешь перед классом. Должен идти структурированный текст. Быть кратким, дающим прямые инструкции: делать нужно это. Свести к минимуму как вербальные, так и письменные инструкции, строить ситуацию так, чтоб он из нее сделал вывод о том, что ему преподается, поэтому лучше все время обращаться к мальчикам с вопросами - в классе должна быть интерактивная ситуация. Не лектор, который стоит и вещает, а живое действие, в котором мальчики должны участвовать - тем самым их мозги подвигать к делу. Поскольку они с трудом переключаются с задачи на задачу, инструктор (или учитель) должен знать, что мальчикам нужно давать адекватное время для того, чтобы они переключились с одной темы на другую. Если таким образом себя вести, то это подразумевает, что вы у мальчиков выращиваете мужскую модель поведения. Это, кстати говоря, очень важно, и я не ретроградка и не к тому, чтоб сейчас все менять, но какой-то смысл в том, когда были мужские и женские школы, был.
Если бы я сама решила разбить сове мнение, то я бы сказала: послушайте, ведь они когда-нибудь выйдут выйдут в мир. В этом мире есть и такие, и такие, и такие. Пусть они варятся в этом пестром мире заранее - в классе. Если вспомнить левое и правое полушария, то в Германии в одном университете делили группу на правополушарных и левополушарных. Правополушарных так будем учить, а левополушарных так. Это дорога в дурдом, потому что тогда нужно сказать – а учительницу какую подберем? А учебники какие подберем? Да? Хорошо, а когда он выйдет из школы, он, что, будет жить вот среди вот своей этой узкой популяции? Или, может быть, ему нужно научиться общаться с миром и с такими, с и такими, и с такими.
То есть, вопрос с мальчиками и девочками - трудный. И где у нас учителя, которые вообще хоть что-нибудь подобное знают.
Какое должно быть окружение? Предположим, это мужская школа. Значит, температура, таки, должна быть ниже, у них должно быть много физического пространства для того, чтобы они двигались, что-то делали физическое, всякие манипуляции, прыжки, бег и так далее.
Я не в восторге от образовательной системы в Америке, но в одном, мне кажется, они преуспели очень. У них школьное образование, оно не то, что ниже плинтуса, оно вообще ниже всего. Они не знают ничего, просто вообще ничего, но зато они не ненавидят школу. Что немаловажная вещь. То есть, если у ребенка насморк и ему родители говорят – "ты сегодня останешься дома", что является высочайшим счастьем для каждого советского ребенка, то американский ребенок горько рыдает, потому что его лишили вообще всего. В школе его друзья, когда он туда приходит, его кормят конфетами, все они валяются в траве, бесконечно плавают в бассейне, куда-то прыгают. Они не знают ничего, им не задают домашних заданий и так далее. То есть, американцы молодцы, потому что таким методом они воспитывают детей, у которых нет ненависти к самому факту хождения в школу, и когда они бесконечно через что-то прыгают, плавают и разжигают костры - смысл в этом тоже есть. В конце концов, бином Ньютона они выучат потом: в колледже их ждет жесткая конкуренция и очень высокие требования, конечно, в хороших учебных заведениях.
Далее про мальчиков: им нужно, чтобы было много диаграмм, рисунков, схем, моделей, если это возможно. Они должны участвовать в деятельности, которая устанавливает контакт между ними и учителем. Учитель не с небес спустился, он как бы один из них. Конечно, нет ничего хорошего, когда совсем нарушается дистанция, поэтому, всегда нужно соблюдать баланс.
Теперь про девочек.
Девочки должны видеть лицо учителя, они должны понимать, что на этом лице изображено – положительное отношение или отрицательное, они хотят смотреть в глаза. Это является для них успокаивающим средством и гарантией надежности: "Я нахожусь в положительном месте. Я с рождения знаю, как читать лицо, и от человека, которому смотрю в глаза, ничего дурного не жду".
Конечно, нужно давать девочкам возможность воспитать в себе модель женского поведения. Она должна понимать, кем она в итоге станет, и этим нужно специально заниматься. И особенно внимательно к девочкам нужно относиться тогда, когда речь идет о преподавании наук: физики, химии и так далее, потому что и они и мы заранее знаем, что они в этих предметах слабее. И поэтому нужно создать ситуацию, чтобы они чувствовали, что это ничего особенно страшного нет, "я вообще их всех могу и победить, между прочим. И учитель со мной обращается так, что я вроде даже понимаю". Такая позиция очень важна.
Для девочек очень важно, как учительница выглядит, они за этим следят. Мои, уже взрослые, ученицы говорят: «Ой, когда вы нам на первом курсе лекции читали, у вас такие были серьги, мы ни о чем больше не могли думать». О Боже, какие такие у меня были серьги, я абсолютно не помню, а у них уже по трое детей, и они эти серьги помнят. И это их, оказывается, купило. Серьгами я их взяла. Поэтому, учительница не то, чтобы должна быть обязательно модно одета, но она должна в ней разбираться. То есть, показать, что это то, что она знает.
Девочки должны жить более теплой обстановке и, по возможности, классы нужно неформально организовать: они должны выглядеть как дом, там должны быть цветы, картины. Вообще, желательно, чтобы девочкам было удобно сидеть, чтобы они приходили не в обстановку хирургической операционной, а, чтобы - «я прила домой, мне здесь хорошо, люблю сюда ходить».
Девочки могут и любят работать маленькими группами, поэтому их нужно организовывать именно так. Они должны участвовать, конечно, во всяких играх, но по возможности в этих играх не должно быть конкретного победителя. То есть, должен быть интересен сам процесс игры, а не "я всех победила". Потому что это другой тип поведения. Должно быть много ручного труда. Не потому, что им придется вышивать подушки, а, просто, такого рода образование хорошо на них это ложится (когда они что-то делают сами). Но только не табуретки. Когда я училась, мы, почему-то, должны были делать табуретки. Я никак не могла понять, почему табуретки? Однако, была одна хорошая вещь - нас учили готовить, и я с тех пор много чего умею. Я, между прочим, в седьмом классе была чемпионом Ленинграда по чистке селедки, и до сих пор делаю это с легкостью.
У нас была специальная работа, где мы исследовали, когда родятся правши, когда – левши. Оказалось, что это совпадает с сезонами, с пиками солнечной активности и с летом-зимой, то есть, это влияет.
Далее мы тестировали правшей и левшей на разные когнитивные тесты и умения. Кстати, для их именования есть термин - «когнитивный лотеральный профиль». Имеется в виду ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз, ухо и ведущий когнитивный стиль.
Кое-что я изложу просто так, смеха ради.
Например, задается человеку такой вопрос: «Когда Вы покупаете новый прибор, какую-нибудь там кофеварку, Вы что дальше с этим делаете? Вы читаете инструкцию или Вы тычете пальцем в надежде, что она сама включится?». Например, я левополушарная, когнейшн и я работаю в науке. Но чтоб мне удалось когда-нибудь прочесть какую-нибудь инструкцию… Вообще даже, речи даже нет. Поэтому я давно и попыток не делаю. Я, действительно, пальцем тыкаю. Если вдруг кто-то есть, кто умеет, я ему скажу: «Вот ты можешь мне сказать, на красное сначала нажать, потом на зеленое или наоборот?». Как устроено, знать не хочу. Но есть масса людей, которые именно прочтут эту инструкцию, потом они еще раз ее прочтут, потом ее перескажут, только после этого они начнут включать. Поэтому эти тесты, которые мы проводили с людьми, включают в себя много разного, и только после их подтверждения можно сказать: этот человек левополушарного типа. Среди «левосторонних» мужчин больше, чем женщин. Мужчины с доминантной левой ногой, или с отсутствием асимметрии встречаются чаще, чем женщины. Женщины с ведущим левым глазом встречаются чаще, чем мужчины.
Я вас сейчас рассмешу. Я сама тоже проводила эти тесты. И одни из тестов были американские. У меня куча друзей в Америке, я не хочу их ругать, но все-таки там был чудесный вопросик. Я по-русски скажу, а там по-английски это все звучало: «Когда Вы подсматриваете в замочную скважину, каким обычно глазом Вы смотрите?». Вот это «обычно» … У меня был просто коллапс, когда я это прочла. «Когда Вы подслушиваете, под дверью стоите, подслушиваете, каким обычно…». Потом там был вопрос, который, мне кажется, для русского населения очень подходит, а именно: «Если Вам нужно определить, осталась ли жидкость в бутылке, сделанной из непрозрачного стекла, каким, Вы, значит, глазом…» и «каким глазом прицеливаетесь», во что-нибудь оптическое.
У мужчин значительно выше, чем у женщин, играют такие факторы, как доверчивость (мужчины доверчивы) и эгоцентризм. Также, у них присутствует аналитичность и критичность мышления, т.е., способность решать логистические задачи, такие, как: "Петр – человек, смертен ли Петр?" И я говорю о силлогизмах, в тесте были именно силлогизмы. Мы тоже такие тесты проводили. Скажем, спрашиваешь: «Во всех реках ставят сети, где водится рыба. Водится ли рыба в реке Неве?». Люди говорят: «Какая рыба? Там машинное масло». Я говорю: «А корюшка?». «Корюшка- наше главное достоинство в Петербурге, да, корюшку люблю ловить, люблю мариновать, жарить. Сейчас научу вас, как жарить». Моя задача узнать, решает ли он сеологистическую задачу, а не рецепт корюшки.
Давайте я закончу тем, с чего и начала: количество мужчин-левшей, судя по всему, действительно увеличилось. Недавно умер один исследователь, который этим специально занимался, Геодакян. Он говорил, что мы будем двигаться в эту сторону - это показывает вектор биологической эволюции homo. Вокруг этого довольно много спекуляций, и часть из них даже правдоподобны. Например, я думаю, вы согласитесь со мной, что количество визуального материала - картинок, в мире во много раз выросло, если говорить в рамках правополушарной культуры, то большинство сейчас говорит: «мы это читать не будем, пусть нам это показывают». Тогда количество левшей, то есть «правомозгих», действительно больше, и как следствие должно быть больше всего иероглифического, то есть не того, что «над этим нужно потрудится», а просто пришел, и уже все есть.
То, что связано с нарушениями чтения и письма, имеет отношение к функциональной асимметрии и у мальчиков, и у девочек. На эту тему есть много исследований. Например, если ребенок делает восемьсот ошибок на странице, а при этом побеждает в олимпиадах по физике и математике, то ясно - это не интеллект. Попробуйте специально сделать сорок ошибок на страницу, я бы хотела это увидеть. Тогда мы начинаем размышлять и создаем опросники, с помощью которых выясняем, этот правша ребенок или левша. Если оказывается, что он либо левша, либо амбидекстр (владеет обеими руками одновременно), то это довольно жирный плюс в сторону того, что он не просто так читать не может с нужной скоростью или пишет с большим количеством ошибок - так работает его мозг. У этого ребенка переработка информации идет с другой скоростью.
Тесты на лотеральность («правость» и «левость»), зависят от многих факторов. Если мы будем тестировать одну женщину, то получим разные результаты в зависимости от того, в начале, середине или конце находится ее месячный цикл. Т.е., одним из определяющих факторов у женщин является ее эндокринный фон.
В данной ситуации играет много разных факторов, поэтому она в сто тысяч раз сложнее, чем я сейчас рассказала. И, конечно, мы не должны забывать, про биологический пол и гендер. Биологический пол это - каким ты родился. Гендер это - каким тебя воспитали. То есть, можно навязать другую гендерность воспитанием. Поэтому я говорила: «девочек нужно воспитывать по одной модели, мальчиков – по другой», иначе в конфликт может вступить биологический пол и воспитание. Все девочки могу маршировать равно как мальчики. Почему они должны подушечки вышивать, не пойму.
Спасибо!
Если есть вопросы, я попробую на них ответить.
Вопрос: – Татьяна Владимировна, спасибо больше за очень интересную лекцию. Исследование, которое проведено в институте психоанализа в этом году, показывает, что женщины, которые идут в психотерапию, часто выбирают методы гуманистические, связанные с сочувствием, с эмоциональным переживанием, с отождествлением с другим человеком. Мужчина, который идет на психотерапевта, выбирает совершенно другие методы. Как это связано? Это, что, связано с биологическими отличиями?
Т.В. Черниговская: – Мне кажется, что да. Чистые эксперименты провести невозможно. Нейронная сеть, с которой родился человек – одна, а нейронная сеть взрослого человека – другая. И нет ни одной, которая бы совпала хоть с чьей-нибудь, потому, что у каждого из нас свой индивидуальный опыт. Он складывается и из того, как с нами обращались, когда мы были маленькими детьми. Фрейд нанес величайший вред человечеству, весь ХХ век погубил. Но, тем не менее, ранний мозг пластичен у маленьких детей, поэтому то, что родители на нем пишут - не нейтральная вещь, а самая главная надпись. Если забыть про эти Фрейдистские идиотизмы, то просто нужно иметь в виду, что ранний опыт очень важен, ты его не сможешь стереть. Далее, зависит от того, куда ты попал, в какой ты системе воспитывался, кто были эти люди, что ты читал, с кем ты дружил, все пишется в мозгу. Поэтому нельзя иметь дело с плохими людьми, нельзя есть плохую пищу, пить плохое вино, читать плохие книги, слушать плохую музыку.
Как-то я была в Италии, в Тоскане, обедала в семейном ресторане, умереть можно было от счастья – так вкусно! И там висела картина, на ней был нарисован бокал и написано «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, чтобы пить плохое вино». А чего ради? То есть, если у нас идея вырубиться поскорее, то - да, можно.
Вопрос: – Нужен Ваш совет как учителю. Что мне делать на уроке, если я учу и мальчиков, и девочек, и понимаю, что они разные. Использовать ли схемы и знаки? Или с мальчиками совершенно по-другому?
Т.В. Черниговская: – Вы же не сможете с мальчиками и девочками по-разному внутри одного класса. Как тут выйти? Я думаю, это в Министерство образования вопрос.
Вопрос: – Мужчины должны учить мальчиков, а женщины – девочек?
Т.В. Черниговская: – Вы слишком жестко ставите вопрос. Но мужчины точно в школе должны быть, иначе дети получат только женское воспитание, понимаете? Они должны иметь и другую модель.
Вопрос: – Мужчины девочкам не вредны, а мальчикам не полезны?
Т.В. Черниговская: – Я бы сказала, да. Но я бы не хотела про это, я не педагог. Поэтому, не хотела брать на себя ответственность и всерьез отвечать. Это не более, чем мое мнение. Но ценность моего мнения здесь невелика.
Вопрос: – Вот в рамках этой темы было бы интересно, если бы Вы коснулись такой темы, как трансгендеры. Потому, что такая история сейчас на слуху. И проводились ли какие-то исследования по поводу тех людей, которые изменяют пол?
Т.В. Черниговская: – Я таких исследований не проводила, но у меня есть близкий друг, хороший врач-сексолог, Глеб Щеглов. Он был очень знаменит в свое время. При том, что это его специальность, и он должен лояльно ко всему относиться, он считает, что это плохая очень дорога.
Вопрос: – То есть, это навязанная социумом история или?
Т.В. Черниговская: – И то, и то. Есть люди, у которых, действительно, не сложился гормональный, так сказать, концерт. Они действительно несчастны, что же им делать? Но социум сейчас подыгрывает. Я не хочу какую-то консервативную позицию занимать, но думаю, что там на небесах знают, что делают. Может быть мы не будем вторгаться в это дело? Боюсь, что это не нашего ума дело в это лезть, могут быть плохие последстви. Но, повторяю, этот вопрос не ко мне, это не моя специальность, я некомпетентна всерьез отвечать.
Вопрос: – Если человек родился левшой, но потом его переучили на правшу, в дальнейшем это влияет на жизнь человека?
Т.В. Черниговская: – Отвечаю, что да. Мне моя бабушка рассказывала, когда ей было почти 100 лет. Она говорила, что когда училась в гимназии, то у них были девочки-левши. Им левую руку привязывали, чтобы даже в мыслях у них не было ее использовать. То есть - жесткое давление. Сейчас все в мире согласны с тем, что о переучивании не может быть и речи. Потому, что Вы переучиваете не руку, а мозг. Кстати, когда я говорила про дислексию и так далее, то один из вопросов: а переучивали или не переучивали? Потому, что это влияние на мозг, это насилие над мозгом, что может вызвать тики, заикания и тому подобное. Конечно, не у всех. Но зачем устраивать это? Ну пишет он левой рукой, что Вам жалко, что ли? Ну пусть пишет левой рукой. Ну и на здоровье, ему же лучше, потому, что если, не дай Бог, будет инсульт какой-нибудь, то у всех все отрубит, а у него – нет.
Спасибо вам большое. До свидания.
Комментарии (2):
Интересная статья, но суть различия не раскрыта. Я не сексист, но суть потому и не раскрыта, что эта статья написана женщиной. И я согласен с тем, что разница в том как устроен мозг и как им пользуется мужчина и женщина точно есть. Мальчикам и мужчинам нужно понимать суть явлений, а не их результат. Главный вопрос каждого мальчика - почему? Почему это так, или почему это иначе. Так мальчики и мужчины выстраивают модель понимания, опираясь на которую они могут развернуть (объяснить) явление. Проще говоря в сознании (пространственно-образное мышление) выстраивается модель явления, которая позволяет анализировать его, понимать и предсказывать. Девочки же просто лучше запоминают информацию, без понимания ее сути. Поэтому научный прогресс движется мужчинами, за ними все открытия. Зачастую мужчины, погруженные в какое либо дело, ищущие ответы, интуитивно начинают понимать суть явления и затем заворачивают эту суть в концепцию. Таким образом, мы имеем современную науку. Автор статьи хорошо описывает факты, без внятного объяснения их причин, это - так, а вот - это этак, но не раскрывает сути - почему так. Девочки и женщины всю информацию пропускают через эмоциональные центры, и это хороший способ запоминания, который доступен и мужчинам, если их научить как это делать. Лучше обучать мальчиков и девочек раздельно и еще лучше, чтобы мальчиков учили учителя мужчины, т.к. мальчики воспринимают учительницу как женщину, особенно ближе к подростковому периоду, выстраивая тем самым отношение к учительнице (нравиться-не нравится), что мешает концентрации на учебе. Еще - заблуждение, что у мальчиков хуже слух. Скорее, они просто не воспринимают информацию, потому что не мотивированы должным образом. А повышенный тон к себе воспринимают как претензию, что конечно повышает их внимание, но в тоже время вызывает в них негативный стресс. Это плохой совет - говорить громче.
Спасибо за расшифровку лекции. Сначала послушала, а потом еще и прочла. Полезная информация, особенно, когда нас пытаются уверить в том, что все мы - "просто люди", а не мужчины и женщины. Против физиологии не попрешь. В этом и есть суть решения "женского вопроса". Мы дополняем друг друга - в этом наша сила. А не в борьбе друг с другом.