Биологическая природа различий мужского и женского

09 января 2006 г., 11:51

Автор: Н.И. Козлов, профессор

Ректор Университета практической психологии

Телеграм-канал t.me/kozlovni

 

Различия мужского и женского формировались исторически, в ходе процесса эволюции. Что касается врожденных, биологических корней, то, по эволюционной теории пола В.А. Геодакяна, на мужчинах эволюция экспериментирует, а все проверенное и надежное вкладывает в женщин. Мужчины рождаются с большим разбросом по практически всем качествам — и самые высокие, и самые низкие, и самые умные, и самые дураки, самые святые и самые подлые. Как личностная конструкция, обычные мужчины в возрасте после 30 деградируют гораздо легче женщин: алкоголизм, наркотики или просто валяться на диване. Женщины в среднем всегда более порядочны и, хотя жалуются всегда больше мужчин, в среднем всегда дольше живут.

Что касается онтогенеза, то здоровый ребенок всегда имеет определенный биологический пол, уже с рождения каждый из нас несет в себе генетические задатки мужчины или женщины. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают — и, похоже, это происходит помимо силу социальных влияний, это «вшито» биологически.

Как утверждают многие исследователи, мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям.

У мальчиков уже на 8-й неделе после зачатия начинается развитие их как мужчин и подаются огромные дозы тестостерона. В результате мы получаем то, что нужно — мальчика, но тестостерон одновременно убивает часть коммуникационных центров мозга. Девочки уже через 24 часа после рождения предпочтут внимательно наблюдать за человеческими лицами и пытаться «считать» их выражения и прислушиваться к интонациям. Мальчикам это просто неинтересно и они сразу же моментально отвлекутся и с радостью будут следить за любым движущимся предметом, например, за подвижной погремушкой над кроватью. Мозг мужчин и женщин в базовой комплектации устроен примерно одинаково, но когда происходит формирование либо мальчика, либо девочки, наступают огромные физиологические различия мозга, что объясняет очень и очень многое. Такого понятия, как мозг-унисекс, безполовой мозг — в серьезной науке не существует.

Внимание! В реальности вопрос не вполне исследован, и другие исследователи придерживаются позиции, что при некоторых изначальных функциональных различий по своей биологической природе собственно мозг мужчины и женщины существенным образом не отличается, а точнее — отличия мужчин и женщин имеют в большей степени социальную, нежели биологическую природу (Смотри, например, статью Josef Parvizi, нейробиолога Стэндфорского университета: http://gender.stanford.edu/news/2011/is-female-brain-innately-inferior).

Редакция Психологоса будет благодарна за ссылки на качественные научные исследования в этой области.

Можно привести следующие примеры, подтверждающие биологическую детерминированность половых различий: так, в израильских общинах-кибуцах, где на протяжении 90 лет дети воспитывались одинаково нейтрально, вырастая, девочки выбирали «женские» профессии, мальчики — «мужские», демонстрируя типичное поведение для представителей своего пола.

Другой известный пример — случай Бренды-Дэвида. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и вскоре стал уже дедушкой.

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

  • Гендерная психология
  • Социальное научение
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (2):

Гость, 15 сентября 2014 г., 02:28
Народная мудрость ничего, кроме умозрительных заключений не учитывает. Про общины-кибуцы - откуда такие данные? Странно видеть подобное сравнение с Израилем в отрыве от того факта, что в израильской армии служат тысячи девушек, многие из которых приходят туда добровольно. Луан Бризендин - крайне сомнительная фигура в научном мире, и книга, из которой была взята цитата, имеет репутацию сборника домыслов и фантазий, направленных на утверждение весьма и весьма сомнительной идеи о фундаментальных различиях между мужским и женским мозгом. Определенные различия, конечно, существуют, это доказали многие исследования. Но эти различия компенсируют друг друга и на выходе дают примерно одинаковый результат.
Гость, 24 января 2019 г., 01:55

"В итоге Дэвид женился, принял детей жены и вскоре стал уже дедушкой." - Он покончил с собой в возрасте 38 лет. https://diletant.media/articles/32645348/

Материалы по теме:

Картинка к "Мозг и его различия по половому признаку (Т.В. Черниговская)"
08 февр. 2019 г.
Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только тем, что всем известно, а тем что у них по-разному организованный мозг.
2Подробнее →
Картинка к "Портал саморазвития «DISTANT-NIK»"
19 нояб. 2021 г.
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
Картинка к "Гендерные различия – результат научения"
31 дек. 2005 г.
Множество исследований доказывают, что психологические различия между мужчинами и женщинами – следствие социальных и культурных факторов, что эти различия возникают и формируются в процессе особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, под влиянием культурных образцов: это «мужское», а это «женское». Мальчики и девочки играют в разные игры. Мальчики не должны носить бантики и пользоваться губной помадой, девочки должны носить платья и не решать вопросы кулаками.