Гендер: чем определяется наш социальный пол?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие «гендер» употребляют как синоним понятий «мужское и женское», подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два — мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.
В более узком и точном значении «гендер» — это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это — разные гендеры.
Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером (»мужик в юбке») и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.
Гендер и биология
Гендер — социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?
Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают — и это происходит помимо сил социальных влияний, это «вшито» биологически. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.
С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. см.→
Гендер и культура
Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части — результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: «Мальчики не плачут!» «Девочка не может быть грязнулей!». Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что «так заведено, что мальчик косу не носят», то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин — общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.
В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).
При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно «навязываются», а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек — как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.
Гендерные стандарты — одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу «женских дел» и домашних обязанностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.
Комментарии (18):
Как понимаю, происходит внушение на стирание границ между мужчинами и женщинами? Навязывание обществу типа мышления, не думать, не создавать, принимать всё и это всё не должно приводить к сопротивлению.
Уважаемая Татьяна, а разве употребляется в женском роде слово "ДИСЛЕКСИК"? Что-то я нигде не встречал, чтобы в текстах указывали: "...девочки-дислексиЦЫ". Даже как-то не звучит,
Я раньше думал, что склонность отвлекаться на бесполезные для человечества темы (такие как гендер, нация, религия) тормозит прогресс. Люди себя поделили уже всеми возможными способами. Пока ты относишь себя к группе, которая обязательно противопоставляется другой, ты не обращаешь внимания на то, к какой более крупной группе ты относишься, и какой враг у этой более крупной группы.
Разве было бы интересно, если бы мы вернулись к андрогинам, и перестали бы нуждаться в ближнем?
Это не изаращенцы. Людям не удобно жить в том теле, в котором родились, и неудобно носить мужскую одежду.
В современном мире женщина рожает не 2-х детей, а больше. Два ребёнка только в странах с не цивилизованным семейным укладки, например страны Европы, США и части СНГ, где женщина считается человеком.
По Вашему комментарию можно сделать только один вывод: раз женщина не считается человеком, то это просто инкубатор для вынашивания детей? Сказать, что это "прекрасное" предназначение - ничего не сказать.
В первую очередь женщина - это инкубатор для продолжения рода человеческого. Такова природа. У каждого своя роль.
Ильясов Ф. Н. Гендер как самоидентификация – интерпретация и измерение // Социальные исследования. 2016. №3. http://www.iliassov.info/2016/Gender-as-Identity.html
"Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают - и это происходит помимо сил социальных влияний, это "вшито" биологически." А если девочка играет не в куклы, а в солдатики, не ябедничает и дерется (например, с младшим братом), то: либо - автор статьи ошибается, и биологически это не вшито; либо - она не девочка; либо - ? Растолкуйте, что значит "помимо сил социальных влияний"? Не подверженные социальным влияниям мальчики-маугли играют в машинки, а девочки-маугли ябедничают своим приемным мамам-волчицам? "Девочек превращает в женщин - общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли" - вот с этого начинайте и этим заканчивайте. Человек рождается свободным в свободной стране. Хочет - рожает, хочет - нет, хочет - идет на охоту, хочет - к плите. Главное, как и во всем, не навязывать свой образ жизни другим.
"Гендер" - это выкидыш современной западной пропаганды, имеющей цель подогнать людей под единые стандарты, группы, удобные в управлении. Больше ничего за этим не стоит. Поддержание гендерной идеологии - это разрушение основ, заложенных природой, а так же разрушение культурного багажа человечества.