10 000 часов гениальности
Автор: Роман Логан
Выпускник Университета практической психологии
Эдисон
Мы говорим «гений» про человека, который достиг небывалых высот в своем Деле, сделал весомый вклад его в развитие и получил общественное признание.
Традиционно понятие гениальности связывают с талантом, врожденными способностями, генетической предрасположенностью.
Предлагаю альтернативную точку зрения, основанную на исследовании М. Гладуэлла, опубликованную им в книге «Гении и аутсайдеры».
Теория Гладуэлла заключается в том, что есть некая закономерность в том, когда Мастер становится Мастером, получает общественное признание и статус «Гения». А именно, при наличии определенного, как говорят летчики, «налета часов». И этот статистически подтвержденный «налет» составляет 10 000 часов практики.
Договоримся, что в дальнейшем в статье понятия «Гений», «Гениальность» и «Мастер», «Мастерство» тождественны.
Примеры:
Моцарт — безусловный гений, обладавший феноменальным слухом и памятью.
Работал во всех музыкальных формах, и в каждой достиг успеха.
Он начал писать музыку в 6 лет и подарил миру более 50 симфоний, 17 месс, 23 оперы, а также концерты для фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов.
Гений? — Да.
Что за кадром: мало кто знает, сколько вложил труда и сил в его развитие отец Моцарта. С самых ранних лет.
Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. К. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет.
10 лет. 10 000+ часов практики.
Юдит Полгар — венгерская шахматистка, гроссмейстер, одна из величайших шахматисток мира.
Безусловный гений в шахматах.
С самого раннего детства детей системно и глубоко обучал шахматам отец — психолог и педагог Ласло Полгар.
К моменту мирового признания — 10 000 часов практики.
«Битлз» — Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр — изменившие в шестидесятых звучание популярной музыки.
Гении? — О да!
Мало кто знает, что к моменту выхода их на американскую сцену, за спиной группы с 1957 года было больше 1 200(!) концертов.
В основном, в Гамбурге, где им приходилось играть по 8(!) часов в день.
К моменту появления группы в Америке, где началось ее победоносное шествие по миру — 10 000 часов практики.
Билл Гейтс.
Гений? — Однозначно.
С седьмого класса имел возможность получать по 6-15 часов в день практики обращения с компьютером и развитию навыков программирования.
К моменту создания Microsoft — 10 000 часов практики.
Тайгер Вудс.
Гольфист. Один из величайших спортсменов современности. Первый в мире спортсмен-миллиардер.
Клюшка для гольфа в его руках оказалась, когда ему было 9 месяцев. К моменту мирового признания — 10 000 часов практики.
Предлагаю тебе посмотреть, мой друг, на достижение статуса «Гений», на признание гениальности с другой стороны.
- Да, важны врожденные способности, важен талант.
- Очень — максимально важны — стартовые условия, которые дают родители.
- И — тема этой статьи — «налет часов».
Но не просто «налет часов», а осознанный.
С амбициозной целью.
С ощущением миссии и предназначения.
С ежедневным достижением результата.
Для меня гениальность это формула настоящего мастерства, гениальности = «Икигай» (японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни) + «Налет часов».
Напоследок, занимательная арифметика:
10 000 часов — это примерно 417 суток.
Берем продолжительность рабочего дня 8 часов, то 10 000 = примерно 1250 дня (3,5 года).
Минус отпуска, праздники и т.д. = 5 лет.
Минус прокрастинация, отвлекающие факторы = 8 лет.
Сколько тебе лет, мой друг?
В чем ты стремишься стать Мастером?
Когда ты начал работать в этом направлении?
Ответив на эти вопросы, что ты изменишь в своем движении к настоящему Мастерству?
Практика — это все. Работать!
Робин Шарма
Комментарии (2):
Это давно уже известно, что гений это врождённый талант + опыт + условия самореализации. Гениями сразу не рождаются, мозг должен приработаться. есть такое понятие - "склонность к гениальности", означающее наличие необходимого мозгового субстрата для развития необходимой для гениальности нужной структуры нейронов. Одна из важнейших задач современной науки - это распознание в детях наличия того самого субстрата (томограф, рентген), чтобы направить их на определённый вид деятельности и развитие в будущем.
Гениальная статья!