Как выбирать информацию, которая сделает меня умнее

13 ноября 2017 г. в 10:04

Автор: Э.В. Гончарова, психолог, коуч

Видеоблог на YouTube

Для того, чтобы наметить, что поможет нам становиться изо дня в день умнее, мы проясним с вами: ум, то есть интеллект - это что?

Есть такое выражение: Мозги — не брови, если их нет, то не нарисуешь.

Многим это ограничивающее убеждение дает индульгенцию на расслабление: дескать, не дал Господь мозгов, можно и не тужиться, не нарисуешь же за Всевышнего.

Правдиво ли это утверждение с точки зрения нейрофизиологии?

Давайте разберемся.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​1. Мозги есть у всех. Это задокументированный хирургами и патологоанатомами факт.

2. Не у каждого развит интеллект. Да, это фактически наблюдаемо.

А что именно-то не развито? Количество мозга не выращено до нужных размеров? Кому-то два килограмма отвесили, а кому-то пятьсот граммов? Да примерно одинаково нам всем отвесили, а интеллект у нас у всех разный, увы... Что так?

Интеллект - это количество нейронных связей в нашем мозгу, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЕТ САМ!

Сам рисует: сам составляет нужную карту топонимов, где вместо географических названий человек записывает необходимые ему умения и навыки. А чтобы эти умения и навыки проявлялись в жизни, человек рисует и методично продалбливает в мозгу нужные нейронные дорожки, соответствующие тому или другому намеченному им "топониму", создает сам сильную нейронную сеть. От рождения в черепной коробке есть только мозг, да небольшая нейронная сеть с минимальным количеством центров , отвечающиж за сосание, выделение и другие физиологические функции.

Сильная (то есть, масштабная и с хорошей электрической активностью ее центров) нейронная сеть - это и есть развитый интеллект. Который кто-то из нас нарисовал себе, работая над этим с первых месяцев своего рождения, а кто-то не нарисовал, поверив в такое ограничивающее убеждение - что интеллект или есть, или нет.

Если физиологических повреждений мозга нет, то сильный интеллект достижим для очень и очень многих из нас!

Часто говорят, что мы мозги используем на десять процентов. Это неправда! Свои мозги мы используем на все сто процентов! Но с разной степенью эффективности.

Наши мозги - это как чистое поле: пока его не вспашешь урожая не будет!

Если мы на своем мозговом поле проложили только две-три борозды, то мы полностью это поле и используем, в масштабе двух-трех борозд! И жизненные результаты будут только на эти две-три борозды, которые мы пропахали.

А если проложили 2333333333333... триста тридцать три борозды, то результаты и будут в соответствии с этим количеством нейронных дорожек!

И как же их прокладывать?

Необходимо ежедневно: знания переводить в опыт!

В детстве мы это активно делали. Узнали (подсмотрели за родителями), повторили! Чем больше нагружали себя новым опытом, тем больше умнели.

В школе: прочли, пересказали - стали умнее, развили свой речевой центр. Не пересказали, поездили только на своем умении читать, ничего не развили. Подняли руку в школе, вызвались к доске - развили опять новые центры, передачи информацию на публику, управления своим стрессом, который возникает при первых публичных ответах. И так далее...

А сейчас?

Мы что-то прочли, что-то узнали. Что в связи с этими новыми знаниями нового мы сделали? Ничего???? Значит, ни одной нейронной дорожки не проложили. Ни на йоту не поумнели. Катаемся на старых навыках - коих применяем в количестве два-три... и - мозги плесневеют, то есть, даже те нейронные дорожки, которые были, зарастают. Не возникает там электрической активности. А значит, исчезают они с карты нашего мозга. Разрушается наш интеллект, который мы забываем - прорисовывать и прорисовывать...

Прорисовывать - это ежедневно формировать новые и укреплять наши старые навыки. Укреплять старые и формировать новые!

Чтобы у любого из нас появился новый навык, нужно создать некоторую сеть из нейронных дорожек - то есть новое знание необходимо обкатать в виде действия в разных ситуациях, с разными людьми, при разных своих эмоциональных состояниях.

Если мы потребляем знания и не знаем, как их перевести в действие - мы занимаемся чепухой! А нам кажется, что делом: типа, умнеем...

Вот-вот: всего лишь "типа..."

Как, например, можно перевести в действия знания из этой статьи?

Что в этой статье было предложено сделать?

Не подглядывая в мой ответ, скажете?

Нужно проанализировать связь между тем, что я смотрю, слушаю, читаю и тем, что я после просмотра, прослушивания, прочтения нового делаю.

После прочтения этой статьи вы постоянно делаете анализ (предложенным способом) любой поступающей к вам информации!

Если вы не понимаете, что нового вы можете делать по итогам потребления информации, меняйте источники информации.

Информация, не дающая вам четкого понимания о вашем действии - бесполезна! Она не укрепила - ни ваши старые нейронные дорожки (например, вы читали и понимали, что предлагаемым действием вы владеете, применяете) и никак не помогла начать создавать новые.

Повторю еще раз. Умнее человек становится от увеличения его нейронных дорожек в мозгу! Нейронные дорожки создаются при помощи повторяющихся оттачиваемых до автоматизма действий, которые человек включает в свою жизнь!

Файлы:
  • Автор Эмилия Гончарова
  • Развитие интеллекта
  • Интеллект
  • Чтение
  • Знание
  • Развитие себя

Комментарии (7):

Гость, 14 ноября 2017 г. в 11:14

После прочтения этой статьи я постоянно делаю анализ поступающей информации!!!! Спасибо!!!!!

Гость, 15 ноября 2017 г. в 11:11

А как понять: "если ничего не делаете , то вы зря прочитали книгу"? Например, читаю книгу, в которой главный герой поехал в Индию, и что, мне поехать в Индию? Приведите примеры, пожалуйста.

1 ответ
Гончарова Эмилия, 21 ноября 2017 г. в 10:42

"Если ничего не делаете - то новых нейронных дорожек не возникло!" - а зря или не зря вы читали, то это вы решайте сами! Пока мы юны - мы вначале учимся читать, затем учимся сопереживать, а затем - просто обкатываем способ приятного времяпрепровождения, способ отдыха. Именно это нужно понимать взрослым людям.

Отдых никто не запрещал. Важно, не фантазировать, что я, дескать, тут не отдыхаю, а работаю...умнею...учусь... Если учишься, то - чему? Где и как применишь новые знания? Если не знаешь, где и как применишь, то - отдыхал. А кто-то может сказать об этом занятии даже так - баклуши бил. О чтении люди не привыкли так думать, однако стоит быть внимательнее к своей деятельности. Тогда жизненные результаты будут более предсказуемы!

Гость, 22 ноября 2017 г. в 20:44

Да! Соглашусь! Саморазвитием занимаюсь ежедневно. Распространенная информация о том, что 45 (+/-) лет - пик интеллектуального развития, дальше начинается снижение. Такие люди как Т. В. Черниговская, В. В. Познер, Н. И. Козлов и др. - исключение из подобного постулата? Ещё вопрос. Если в детстве, юности (когда формируется база базовая) многие возможности развития нейронных связей упущены, но во взрослом сознательном возрасте сознательное развитие = самообразование постоянно происходил, насколько это будет гарантией оставаться умненьким в старости?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 24 ноября 2017 г. в 17:03

Не гадайте зря. Что, если я вам гарантий не дам, вы потеряете интерес жить осмысленной жизнью?? Умными остаются те, кто не выгадывает гарантии, а живут как умные, всегда в поиске и всегда думая. Присоединяйтесь, господа!

1 ответ
Лейла Т.С., Махачкала, 25 ноября 2017 г. в 02:26

Классная статья! Спасибо! Мне тоже за 50. И я тоже обучаюсь, закрепляю навыки. Рекомендации ваши беру для применения, потому что тоже хочу быть как вы и как Познер ))) Хочу успешно пользоваться мозгом, жить активной интеллектуальной жизнью. Вокруг столько интересного!

Гость, 23 ноября 2017 г. в 10:02

Спасибо, полезно! Постараюсь следовать вашему совету.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Информация
Информация - это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, помещенные в некоторый контекст; данные, как-либо оцениваемые приёмником информации (в частном случае, это может быть человек, малая группа). Как правило, получение информации связывают с уменьшением неопределенности существующего выбора; ответ на какой-либо заданный либо подразумеваемый вопрос. (При этом то, что для одних личностей (или с одной точки зрения) может быть данными, для других вполне может быть информацией).
01 окт. 2022 г.
Интеллект и его развитие
Способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи. 
01 янв. 2000 г.
Интеллект-карта
Отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. 
01 окт. 2022 г.
Как определять, какие книги вам читать нужно
Чтобы чтение было на пользу, приучайте себя к дисциплине чтения… Что это значит в реальности? 
28 мая 2015 г.
Как правильно вам читать выбранные вами книги?
До 18 лет нужно читать запоем, а после 18 лет чтение книг заменить выборочным чтением, поиском нужной информации.
01 янв. 2005 г.
Как развивать скорость мышления
Увеличить скорость своего мышления вполне реально.
01 янв. 2010 г.
Новейшие теории интеллекта (ВВП)
До 60-х годов в исследованиях интеллекта преобладал факторный подход. Однако с развитием когнитивной психологии с ее акцентом на моделях обработки информации (см. главу 9) возник новый подход. Разные исследователи определяют его несколько по-разному, но основная идея состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности (Hunt, 1990; Carpenter, Just & Shell, 1990). Информационный подход ставит следующие вопросы:
01 окт. 2022 г.
Виды интеллекта
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. «Он умный?», «Как у него с головой?» и «Как у него с интеллектом?» — один и тот же вопрос.
01 окт. 2022 г.
Знание
Знание — зафиксированная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.