Как выбирать информацию, которая сделает меня умнее
Автор: Э.В. Гончарова, психолог, коуч
Видеоблог на YouTube
Есть такое выражение: Мозги — не брови, если их нет, то не нарисуешь.
Многим это ограничивающее убеждение дает индульгенцию на расслабление: дескать, не дал Господь мозгов, можно и не тужиться, не нарисуешь же за Всевышнего.
Правдиво ли это утверждение с точки зрения нейрофизиологии?
Давайте разберемся.
1. Мозги есть у всех. Это задокументированный хирургами и патологоанатомами факт.
2. Не у каждого развит интеллект. Да, это фактически наблюдаемо.
А что именно-то не развито? Количество мозга не выращено до нужных размеров? Кому-то два килограмма отвесили, а кому-то пятьсот граммов? Да примерно одинаково нам всем отвесили, а интеллект у нас у всех разный, увы... Что так?
Интеллект - это количество нейронных связей в нашем мозгу, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЕТ САМ!
Сам рисует: сам составляет нужную карту топонимов, где вместо географических названий человек записывает необходимые ему умения и навыки. А чтобы эти умения и навыки проявлялись в жизни, человек рисует и методично продалбливает в мозгу нужные нейронные дорожки, соответствующие тому или другому намеченному им "топониму", создает сам сильную нейронную сеть. От рождения в черепной коробке есть только мозг, да небольшая нейронная сеть с минимальным количеством центров , отвечающиж за сосание, выделение и другие физиологические функции.
Сильная (то есть, масштабная и с хорошей электрической активностью ее центров) нейронная сеть - это и есть развитый интеллект. Который кто-то из нас нарисовал себе, работая над этим с первых месяцев своего рождения, а кто-то не нарисовал, поверив в такое ограничивающее убеждение - что интеллект или есть, или нет.
Если физиологических повреждений мозга нет, то сильный интеллект достижим для очень и очень многих из нас!
Часто говорят, что мы мозги используем на десять процентов. Это неправда! Свои мозги мы используем на все сто процентов! Но с разной степенью эффективности.
Наши мозги - это как чистое поле: пока его не вспашешь урожая не будет!
Если мы на своем мозговом поле проложили только две-три борозды, то мы полностью это поле и используем, в масштабе двух-трех борозд! И жизненные результаты будут только на эти две-три борозды, которые мы пропахали.
А если проложили 2333333333333... триста тридцать три борозды, то результаты и будут в соответствии с этим количеством нейронных дорожек!
И как же их прокладывать?
Необходимо ежедневно: знания переводить в опыт!
В детстве мы это активно делали. Узнали (подсмотрели за родителями), повторили! Чем больше нагружали себя новым опытом, тем больше умнели.
В школе: прочли, пересказали - стали умнее, развили свой речевой центр. Не пересказали, поездили только на своем умении читать, ничего не развили. Подняли руку в школе, вызвались к доске - развили опять новые центры, передачи информацию на публику, управления своим стрессом, который возникает при первых публичных ответах. И так далее...
А сейчас?
Мы что-то прочли, что-то узнали. Что в связи с этими новыми знаниями нового мы сделали? Ничего???? Значит, ни одной нейронной дорожки не проложили. Ни на йоту не поумнели. Катаемся на старых навыках - коих применяем в количестве два-три... и - мозги плесневеют, то есть, даже те нейронные дорожки, которые были, зарастают. Не возникает там электрической активности. А значит, исчезают они с карты нашего мозга. Разрушается наш интеллект, который мы забываем - прорисовывать и прорисовывать...
Прорисовывать - это ежедневно формировать новые и укреплять наши старые навыки. Укреплять старые и формировать новые!
Чтобы у любого из нас появился новый навык, нужно создать некоторую сеть из нейронных дорожек - то есть новое знание необходимо обкатать в виде действия в разных ситуациях, с разными людьми, при разных своих эмоциональных состояниях.
Если мы потребляем знания и не знаем, как их перевести в действие - мы занимаемся чепухой! А нам кажется, что делом: типа, умнеем...
Вот-вот: всего лишь "типа..."
Как, например, можно перевести в действия знания из этой статьи?
Что в этой статье было предложено сделать?
Не подглядывая в мой ответ, скажете?
Нужно проанализировать связь между тем, что я смотрю, слушаю, читаю и тем, что я после просмотра, прослушивания, прочтения нового делаю.
После прочтения этой статьи вы постоянно делаете анализ (предложенным способом) любой поступающей к вам информации!
Если вы не понимаете, что нового вы можете делать по итогам потребления информации, меняйте источники информации.
Информация, не дающая вам четкого понимания о вашем действии - бесполезна! Она не укрепила - ни ваши старые нейронные дорожки (например, вы читали и понимали, что предлагаемым действием вы владеете, применяете) и никак не помогла начать создавать новые.
Повторю еще раз. Умнее человек становится от увеличения его нейронных дорожек в мозгу! Нейронные дорожки создаются при помощи повторяющихся оттачиваемых до автоматизма действий, которые человек включает в свою жизнь!
Комментарии (7):
После прочтения этой статьи я постоянно делаю анализ поступающей информации!!!! Спасибо!!!!!
А как понять: "если ничего не делаете , то вы зря прочитали книгу"? Например, читаю книгу, в которой главный герой поехал в Индию, и что, мне поехать в Индию? Приведите примеры, пожалуйста.
"Если ничего не делаете - то новых нейронных дорожек не возникло!" - а зря или не зря вы читали, то это вы решайте сами! Пока мы юны - мы вначале учимся читать, затем учимся сопереживать, а затем - просто обкатываем способ приятного времяпрепровождения, способ отдыха. Именно это нужно понимать взрослым людям.
Отдых никто не запрещал. Важно, не фантазировать, что я, дескать, тут не отдыхаю, а работаю...умнею...учусь... Если учишься, то - чему? Где и как применишь новые знания? Если не знаешь, где и как применишь, то - отдыхал. А кто-то может сказать об этом занятии даже так - баклуши бил. О чтении люди не привыкли так думать, однако стоит быть внимательнее к своей деятельности. Тогда жизненные результаты будут более предсказуемы!
Да! Соглашусь! Саморазвитием занимаюсь ежедневно. Распространенная информация о том, что 45 (+/-) лет - пик интеллектуального развития, дальше начинается снижение. Такие люди как Т. В. Черниговская, В. В. Познер, Н. И. Козлов и др. - исключение из подобного постулата? Ещё вопрос. Если в детстве, юности (когда формируется база базовая) многие возможности развития нейронных связей упущены, но во взрослом сознательном возрасте сознательное развитие = самообразование постоянно происходил, насколько это будет гарантией оставаться умненьким в старости?
Не гадайте зря. Что, если я вам гарантий не дам, вы потеряете интерес жить осмысленной жизнью?? Умными остаются те, кто не выгадывает гарантии, а живут как умные, всегда в поиске и всегда думая. Присоединяйтесь, господа!
Классная статья! Спасибо! Мне тоже за 50. И я тоже обучаюсь, закрепляю навыки. Рекомендации ваши беру для применения, потому что тоже хочу быть как вы и как Познер ))) Хочу успешно пользоваться мозгом, жить активной интеллектуальной жизнью. Вокруг столько интересного!
Спасибо, полезно! Постараюсь следовать вашему совету.