Собеседование: как отвечать на вопрос о своих отрицательных качествах
Автор: Евгений Яковлев, бизнес-тренер, психолог-консультант
Университет практической психологии
Один из стандартных вопросов соискателю при собеседованиях — о его отрицательных качествах. Его задают в разной форме:
- «Назовите три ваших положительных и три отрицательных качества!»;
- «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах»;
- «Какие качества могут вам помешать выполнять эту работу?»; и т.п.
Много раз задавал такой вопрос участникам тренингов по трудоустройству. Результат неизменен! Положительные качества ещё как-то называют (их обычно уже написали в резюме). С отрицательными — или не могут назвать ни одного, или впадают в исповедь. При этом молчание скорее будет трактоваться как отсутствие самокритичности и — шире — способности зрело оценивать себя и рабочую ситуацию! Неподготовленный исповедальный рассказ равно неуместен: в нём неизбежно звучат слова и обороты, которые среднего нормального работодателя насторожат и оттолкнут.
Например: «бывает, опаздываю», «не очень уверен в себе», «некоторые клиенты выводят меня из себя».
Чтобы ответ на вопрос о ваших отрицательных качествах был содержательным и работал на ваш образ зрелого серьёзного человека, перед собеседованием вам необходимо заранее подготовить ответ.
Предлагаю для такой подготовки алгоритм «Сэндвич».
Исходим из того, что любое человеческое качество само по себе ни хорошо и не плохо. Человек, лишённый агрессивности — «тряпка», который не может защитить ни свои интересы, ни интересы своих близких.
Друг скажет: «напористый», враг скажет «наглый», — но качество одно и то же. Подозреваю, что с напористостью всё было в порядке и у Ганди, и у матери Терезы. Другое дело, что если одно крыло больше другого, есть смысл наращивать второе крыло. Не отпиливать первое, не «бороться с собой», а добирать недостающее. Способность быть мягким, терпимым. «Тряпка» — скажет враг, «мягкий», «деликатный», «уступчивый», — скажет друг. Один из аспектов взросления: развивать недостающие качества и учиться и те, и другие уместно использовать в зависимости от ситуации и своих целей.
Поэтому первый шаг алгоритма — выбор трёх «отрицательных качеств» — прост.
Вариант А — возьмите качества, которые у нас развиты «асимметрично больше» относительно дополняющих противоположных, и при этом приходят в очевидное противоречие с характером будущей работы.
Вы творческий человек — а там рутина. Вы склонны к одиночной работе — а идёте в команду. Вы склонны уступать — а предстоит управлять коллективом.
Вариант Б — если затрудняетесь с подбором по варианту А, возьмите качества, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ для данной работы.
Общительность при соискании должности менеджера по рекламе, дотошность для работы бухгалтером, требовательность на должность руководителя.
И называем выбранное качество — именно как назвал бы его Друг, в позитивном ключе.
«Я напорист…». На этом этапе говорим кратко, т.к. развёрнутое высказывание в позитивном ключе на вопрос о «минусах» вызовет недоумение и вопросы.
Второй шаг (средний слой нашего «сэндвича») — поясняем, при каких обстоятельствах названное «красивое и благородное» качество может восприниматься другими людьми как отрицательное. Или при каких обстоятельствах оно может отрицательно влиять на работу.
«…и иногда коллеги могут воспринимать это как давление…»
«…и я знаю, что это работает не со всеми клиентами, бывает, что требуется более тонкий подход!..»
И третий шаг, «булочка снизу»: что вы делаете, чтобы контролировать ситуацию. Это должно звучать совершенно уверенно, в терминах действия (то есть — внимание!! — без «стараюсь» — «постараюсь»!!).
«Поэтому в общении с коллегами я особое внимание уделяю поддержанию рабочих командных отношений».
«Поэтому я особое внимание уделяю тому, чтобы к каждому клиенту найти индивидуальный подход».
Я дотошна в работе, иногда это может восприниматься как занудство. Поэтому я слежу за тем, чтобы сочетать педантичность в работе и хорошие деловые отношения с коллегами.
Мне нравится отвечать за работу от начала до конца. При работе в команде эта склонность не всегда полезна. Вместе с тем в команду обычно вхожу очень хорошо, в первую очередь именно благодаря высокой ответственности.
Итак, для подготовки к вопросу собеседования о ваших отрицательных качествах подготовьте несколько «сэндвичей»:
- позитивно звучащий вариант названия любого из ваших качеств
- плюс поясняем, при каких обстоятельствах названное «красивое и благородное» качество может восприниматься другими людьми как отрицательное. Или при каких обстоятельствах оно может отрицательно влиять на работу.
- плюс что вы делаете, чтобы контролировать ситуацию (без всяких «постараюсь»).
Помимо освоения «фокусов языка», в процессе такой подготовительной работы у вас происходит как минимум подвижка к тому, что называют «принятие себя». Глубокое понимание, что у тебя нет «плохих» качеств, все они являются ценными ресурсами… — наполняет уверенностью!
Комментарии (1):
Не нужно отвечать на такие вопросы, так как я не к психологу пришла. К тому же никакого соглашения о не разглашении данной информации ни эйчары ни собеседующие не подписывают перед собеседованием.