Собеседование: как отвечать на вопрос о своих отрицательных качествах
Автор: Евгений Яковлев, бизнес-тренер, психолог-консультант
Университет практической психологии
Один из Ñтандартных вопроÑов ÑоиÑкателю при ÑобеÑедованиÑÑ… — о его отрицательных качеÑтвах. Его задают в разной форме:
- «Ðазовите три ваших положительных и три отрицательных качеÑтва!»;
- «Ð аÑÑкажите о ваших положительных и отрицательных качеÑтвах»;
- «ÐšÐ°ÐºÐ¸Ðµ качеÑтва могут вам помешать выполнÑÑ‚ÑŒ Ñту работу?»; и Ñ‚.п.
Много раз задавал такой Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтникам тренингов по трудоуÑтройÑтву. Результат неизменен! Положительные качеÑтва ещё как-то называют (их обычно уже напиÑали в резюме). С отрицательными — или не могут назвать ни одного, или впадают в иÑповедь. При Ñтом молчание Ñкорее будет трактоватьÑÑ ÐºÐ°Ðº отÑутÑтвие ÑамокритичноÑти и — шире — ÑпоÑобноÑти зрело оценивать ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ рабочую Ñитуацию! Ðеподготовленный иÑповедальный раÑÑказ равно неумеÑтен: в нём неизбежно звучат Ñлова и обороты, которые Ñреднего нормального Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð¾Ð´Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ñторожат и оттолкнут.
Ðапример: «Ð±Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚, опаздываю», «Ð½Ðµ очень уверен в Ñебе», «Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚орые клиенты выводÑÑ‚ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð· Ñебѻ.
Чтобы ответ на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ ваших отрицательных качеÑтвах был Ñодержательным и работал на ваш образ зрелого Ñерьёзного человека, перед ÑобеÑедованием вам необходимо заранее подготовить ответ.
Предлагаю Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ð¹ подготовки алгоритм «Ð¡Ñндвич».
ИÑходим из того, что любое человечеÑкое качеÑтво Ñамо по Ñебе ни хорошо и не плохо. Человек, лишённый агреÑÑивноÑти — «Ñ‚Ñ€Ñпка», который не может защитить ни Ñвои интереÑÑ‹, ни интереÑÑ‹ Ñвоих близких.
Друг Ñкажет: «Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ñ€Ð¸Ñтый», враг Ñкажет «Ð½Ð°Ð³Ð»Ñ‹Ð¹», — но качеÑтво одно и то же. Подозреваю, что Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ñ€Ð¸ÑтоÑтью вÑÑ‘ было в порÑдке и у Ганди, и у матери Терезы. Другое дело, что еÑли одно крыло больше другого, еÑÑ‚ÑŒ ÑмыÑл наращивать второе крыло. Ðе отпиливать первое, не «Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚ÑŒÑÑ Ñ Ñобой», а добирать недоÑтающее. СпоÑобноÑÑ‚ÑŒ быть мÑгким, терпимым. «Ð¢Ñ€Ñпка» — Ñкажет враг, «Ð¼Ñгкий», «Ð´ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ°Ñ‚ный», «ÑƒÑтупчивый», — Ñкажет друг. Один из аÑпектов взроÑлениÑ: развивать недоÑтающие качеÑтва и учитьÑÑ Ð¸ те, и другие умеÑтно иÑпользовать в завиÑимоÑти от Ñитуации и Ñвоих целей.
ПоÑтому первый шаг алгоритма — выбор трёх «Ð¾Ñ‚рицательных качеÑтв» — проÑÑ‚.
Вариант Ð — возьмите качеÑтва, которые у Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ñ‹ «Ð°Ñимметрично больше» отноÑительно дополнÑющих противоположных, и при Ñтом приходÑÑ‚ в очевидное противоречие Ñ Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¾Ð¼ будущей работы.
Ð’Ñ‹ творчеÑкий человек — а там рутина. Ð’Ñ‹ Ñклонны к одиночной работе — а идёте в команду. Ð’Ñ‹ Ñклонны уÑтупать — а предÑтоит управлÑÑ‚ÑŒ коллективом.
Вариант Б — еÑли затруднÑетеÑÑŒ Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼ по варианту Ð, возьмите качеÑтва, ПОЛОЖИТЕЛЬÐЫЕ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ работы.
ОбщительноÑÑ‚ÑŒ при ÑоиÑкании должноÑти менеджера по рекламе, дотошноÑÑ‚ÑŒ Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ бухгалтером, требовательноÑÑ‚ÑŒ на должноÑÑ‚ÑŒ руководителÑ.
И называем выбранное качеÑтво — именно как назвал бы его Друг, в позитивном ключе.
«Ð¯ напориÑÑ‚…». Ðа Ñтом Ñтапе говорим кратко, Ñ‚.к. развёрнутое выÑказывание в позитивном ключе на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ «Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑах» вызовет недоумение и вопроÑÑ‹.
Второй шаг (Ñредний Ñлой нашего «ÑÑндвича») — поÑÑнÑем, при каких обÑтоÑтельÑтвах названное «ÐºÑ€Ð°Ñивое и благородное» качеÑтво может воÑприниматьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ людьми как отрицательное. Или при каких обÑтоÑтельÑтвах оно может отрицательно влиÑÑ‚ÑŒ на работу.
«…и иногда коллеги могут воÑпринимать Ñто как давление…»
«…и Ñ Ð·Ð½Ð°ÑŽ, что Ñто работает не Ñо вÑеми клиентами, бывает, что требуетÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ тонкий подход!..»
И третий шаг, «Ð±ÑƒÐ»Ð¾Ñ‡ÐºÐ° Ñнизу»: что вы делаете, чтобы контролировать Ñитуацию. Ðто должно звучать Ñовершенно уверенно, в терминах дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ (то еÑÑ‚ÑŒ — внимание!! — без «ÑтараюÑÑŒ» — «Ð¿Ð¾ÑтараюÑÑŒ»!!).
«ÐŸÐ¾Ñтому в общении Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð°Ð¼Ð¸ Ñ Ð¾Ñобое внимание уделÑÑŽ поддержанию рабочих командных отношений».
«ÐŸÐ¾Ñтому Ñ Ð¾Ñобое внимание уделÑÑŽ тому, чтобы к каждому клиенту найти индивидуальный подход».
Я дотошна в работе, иногда Ñто может воÑприниматьÑÑ ÐºÐ°Ðº занудÑтво. ПоÑтому Ñ Ñлежу за тем, чтобы Ñочетать педантичноÑÑ‚ÑŒ в работе и хорошие деловые Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð°Ð¼Ð¸.
Мне нравитÑÑ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‡Ð°Ñ‚ÑŒ за работу от начала до конца. При работе в команде Ñта ÑклонноÑÑ‚ÑŒ не вÑегда полезна. ВмеÑте Ñ Ñ‚ÐµÐ¼ в команду обычно вхожу очень хорошо, в первую очередь именно Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð²Ñ‹Ñокой ответÑтвенноÑти.
Итак, Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ¸ к вопроÑу ÑобеÑÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ ваших отрицательных качеÑтвах подготовьте неÑколько «ÑÑндвичей»:
- позитивно звучащий вариант Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð³Ð¾ из ваших качеÑтв
- Ð¿Ð»ÑŽÑ Ð¿Ð¾ÑÑнÑем, при каких обÑтоÑтельÑтвах названное «ÐºÑ€Ð°Ñивое и благородное» качеÑтво может воÑприниматьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ людьми как отрицательное. Или при каких обÑтоÑтельÑтвах оно может отрицательно влиÑÑ‚ÑŒ на работу.
- Ð¿Ð»ÑŽÑ Ñ‡Ñ‚Ð¾ вы делаете, чтобы контролировать Ñитуацию (без вÑÑких «Ð¿Ð¾ÑтараюÑÑŒ»).
Помимо оÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ «Ñ„окуÑов Ñзыка», в процеÑÑе такой подготовительной работы у Ð²Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ñходит как минимум подвижка к тому, что называют «Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñтие Ñебѻ. Глубокое понимание, что у Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑ‚ «Ð¿Ð»Ð¾Ñ…их» качеÑтв, вÑе они ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ реÑурÑами… — наполнÑет уверенноÑтью!
Комментарии (1):
Не нужно отвечать на такие вопросы, так как я не к психологу пришла. К тому же никакого соглашения о не разглашении данной информации ни эйчары ни собеседующие не подписывают перед собеседованием.