7 экспериментов, которые доказывают, как мало мы о себе знаем

23 октября 2014 г., 06:56

Источник: AdMe.ru

Нам иногда кажется, что мы знаем о своем характере все и точно можем предугадать реакцию на любое действие. На самом деле самые разные эксперименты доказывают, что ваша психика сложнее, чем вы думаете. Тут семь примеров того, что в людях скрыто больше, чем им кажется.


1. Мы сами себя можем толкнуть на многое

В 2000 году художник Марко Эваристти провел перформанс.

Посетители галереи увидели десять блендеров, в каждом из которых плавала золотая рыбка. Любой из зрителей мог уничтожить ее, нажав на кнопку.

Через час один из посетителей сделал это.

Тут же электричество отключили, приехала полиция. Директора галереи обвинили в жестоком обращении с животными и оштрафовали.

2. Мы «подгоняем» реальность под наши представления о себе

В 1993 году ученые из Огайо наложили грим на лицо нескольким женщинам, изображающий большие, уродливые шрамы. Им дали посмотреть на себя в зеркало и сказали, что в таком виде им предстоит встреча с незнакомыми людьми. После этого на лица нанесли якобы защитный крем, а на самом деле смыли шрамы, не предупредив об этом участниц эксперимента. После встречи многие женщины рассказывали о том, что они подверглись разным формам дискриминации, и даже смогли точно рассказать, какие слова и действия использовал собеседник, чтобы оскорбить их.

Хотя ни у одной на лице не было видимых изъянов («шрамы» уже удалили), этого знания оказалось достаточно, чтобы они почувствовали себя жертвами дискриминации.

3. Мы мало что замечаем вокруг себя

В этом эксперименте актер подходил к пешеходу, чтобы узнать дорогу. Пока прохожий объяснял, между собеседниками проходили рабочие, которые несли дверь, заслоняя их друг от друга на несколько секунд. Актера заменяли, и перед прохожим оказывался совершенно другой человек – он отличался от первого актера ростом, одеждой, прической, голосом. И все равно большинство людей не замечало подмены.

Это «слепота к изменениям», она показывает как выборочно наше восприятие.

Не верите? Проверьте себя – здесь две фотографии, и между ними есть одно отличие. Попытайтесь его найти, и как только вы заметите различие, не видеть его будет невозможно.

4. Сила воли напрямую влияет на наши успехи

​​​​​​​Эксперимент «Зефирный тест» впервые провели 40 лет назад. Сколько времени ребенок может ждать, чтобы не съесть зефиринку, если исследователь пообещает принести еще одну в обмен на ожидание?

Позже выяснилось, что дошкольники, которые смогли прождать дольше, гораздо реже имели проблемы с поведением, наркотиками и лишним весом в старших классах по сравнению с детьми, не выдержавшими и минуты.

Теперь ученые продолжили это исследование с группой взрослых, которым ныне за 40 лет. Им показывали изображения на экране компьютера, и попутно они должны были выполнять определенные задания. Те, кто продемонстрировал нехватку силы воли в детстве, и во взрослом возрасте справились с заданием хуже, так как отвлекались на картинки см.→

5. В нас скрыто больше жестокости, чем мы думаем

Фильм "Эксперимент"

Подвал Стэндфордского университета оборудовали, как тюрьму и пригласили для эксперимента мужчин-добровольцев.

По жребию студентов-добровольцев разделили на две группы по 12 человек – на «надсмотрщиков» и «заключенных». Перед этим они проходили тест на психическую устойчивость и состояние здоровья. Все участники из обеих групп получали одинаковую зарплату.

Эксперимент должен был продлиться 4 недели.

Заключенным выдали тюремную одежду и присвоили номера, лишив их имен. Охранников одели в настоящую форму тюремных надсмотрщиков, выдали дубинки и очки, скрывающие глаза. У них была одна задача: наблюдать за «заключенными» без применения силы.

На второй день узники взбунтовались. Для прекращения волнений надзиратели применили огнетушители. Вскоре охранники уже заставляли своих узников спать обнаженными на бетоне, а возможность пользоваться душем и туалетом стала привилегией.

Садистские наклонности и жестокость проявил каждый третий охранник – они открыто издевались над арестантами. Один участник объявил голодовку, и его поместили в тесный чулан. Другим заключенным предложили или отказаться от одеял на одну ночь, или оставить смутьяна в «одиночке» на всю ночь. Согласился отказаться от своего одеяла только один человек.

Эксперимент пришлось закончить через неделю вместо планировавшихся четырех.

Многие «охранники» сожалели о досрочном закрытии экспериментальной тюрьмы в подвале университета.

6. Авторитет для нас выше моральных норм

Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, если это входит в их рабочие обязанности?

В эксперименте Йельского университета «ученик» должен был выполнять задания, а «учитель» – проверять и наказывать его за каждую ошибку разрядом тока.

Само собой, «ученик» был лишь актером и только делал вид, что получает разряд.

«Учитель» уходил в другую комнату, где стоял генератор с рычагами, на которых было написано напряжение – то есть он осознавал опасность тока для испытуемого.

Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение вплоть до 450 В. Когда дело доходило до самого сильного удара, экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель. Если «учитель» сомневался, то экспериментатор просил его продолжать, приводя с каждым разом все более сильные аргументы, что это необходимо для эксперимента. Кроме того, «учителя» заверяли, что «ученик» не получит серьезных повреждений.

Результаты показали, что большинство «учителей» (26 из 40) продолжало послушно использовать максимальное напряжение (450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Это показало полную готовность нормальных взрослых людей идти на многое, следуя указаниям авторитета.

7. Наши убеждения мешают нам воспринимать реальность

Артур Эллисон, профессор электротехники и любитель пошутить, решил закончить лекцию игрой. Он попросил группу добровольцев (некоторые из них – его коллеги-профессора) сосредоточить внимание на железной цветочной вазе на столе. Они должны были смотреть на неё и попытаться усилием разума заставить вазу левитировать. Им это удалось: ваза воспарила над столом. Эллисон не был удивлен – он помогал вазе левитировать с помощью электромагнита.

Потом мнения о причинах этого явления разделились.

Один из участников сказал, что видел некую серую субстанцию, которая помогает вазе левитировать. Другой участник утверждал, что ничего не произошло, и ваза не сдвинулась с места.

Оба «подредактировали» реальность в угоду своим убеждениям и ошиблись.

Комментарии (7):

avalshchikov@mail.ru, 24 октября 2014 г., 15:11
Я так и не нашел отличие, какое оно это одно отличие, подскажите!?
1 ответ
Злодей, 25 октября 2014 г., 01:12
От правого нижнего угла проведите диагональ на расстоянии примерно 1 см. (не увеличивая картинку,) желто-зеленый листик на первой есть, на второй нет.
1 ответ
Гость, 18 ноября 2014 г., 21:56
Не нашла все равно...
1 ответ
Гость, 29 сентября 2017 г., 23:54

Правый нижний угол - желтый цветок.

Гостья, 25 октября 2014 г., 22:44
Спасибо за статью. Но! Почему иллюстрации закрывают текст?! Исправьте, пожалуйста!
1 ответ
Н.И. Козлов, 26 октября 2014 г., 10:00
Да, мы с этой проблемой знакомы, обязательно поправим!
Гость, 28 января 2015 г., 03:41
Ну да, листик теперь невозможно не заметить.

Материалы по теме:

Картинка к "Что доказывают эксперименты"
01 окт. 2022 г.
У кузнечика - уши на ногах?
0Подробнее →
Картинка к "Диалог о природе человека"
01 окт. 2022 г.
Диалог между Паулем Тиллихом и Карлом Роджерсом состоялся 7 марта 1965г.
Картинка к "Эксперимент «Анархия»: детям и родителям можно все!"
01 окт. 2022 г.
На мой взгляд, ребенка необходимо подключать к домашним делам как можно раньше. Совсем маленькие дети могут, самостоятельно после прогулки разуваться около входной двери, расстёгивать кнопки или молнию на своей одежде, собирать после игры за собой игрушки, мыть руки и т.д., и уже это станет посильной помощью родителям в домашних хлопотах. По мере взросления у ребенка появляются новые обязанности, но чем раньше взрослые приучают детей трудиться, тем меньше они получают сопротивление и ребенок легче справляется с простыми доступными для его возраста задачами.
Картинка к "Эксперимент Фила Зимбардо: страх и любопытство"
01 окт. 2022 г.
Филипп Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент​.
Картинка к "Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом"
29 мар. 2015 г.
Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали райские условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? ​Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.
Картинка к "Этичность"
01 окт. 2022 г.
Этичность - следование правилам и договоренностям, нацеленных на заботу о людях, на учет их чувств и интересов.
Картинка к "Классические эксперименты Соломона Аша"
31 дек. 2011 г.
Представьте себя в следующей ситуации. Вы добровольно вызвались участвовать в эксперименте, в котором нужно вынести некие суждения. Вы заходите в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем одну карточку с отрезком X и другую – с тремя отрезками (А, В и С). Ваша задача - определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.
Картинка к "Позитивна ли природа человека"
01 янв. 2002 г.
Разговор о природе человека – это разговор о том, каким человек рождается, каков он изначально, еще до всякого воспитания. Современные психологические направления в отношении взглядов на природу человека придерживаются иногда диаметрально противоположных взглядов, и один из главных споров - спор о том, является ли природа человека доброй (направленной на добро), человечной, конструктивной. Голоса разделились на равные кварты: примерно четверть специалистов убеждена, что природа человека (скорее) позитивна, четверть - что природа человека негативна, четверть полагает, что люди рождаются с разной природой, последняя четверть считает вообще бессмысленным рассматривать данный вопрос.
Картинка к "Природа человека"
01 окт. 2022 г.
Природа человека - генетически заданные особенности поведения, мышления и склонности человека как биологического вида. Включает как то, что пришло к нам из нашего животного прошлого, так и новообретенные особенности, сформировавшиеся в истории собственно человеческой цивилизации.
Картинка к "Стэнфордский тюремный эксперимент"
01 янв. 2012 г.
Стэнфордский тюремный эксперимент: добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента.
Картинка к "Зефирный тест"
30 нояб. 2016 г.
​​​​​​​15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Тест маршмеллоу (или Зефирный тест). Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство (маршмеллоу). Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.