Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти (А. Наварро)

05 марта 2015 г. в 09:35

Автор: Анхельс Наварро, психолог

​— Как поживает ваш мозг?

— Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс.

— Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически?

— Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается — этого нельзя избежать. Но мозг — нет!

— Как это у вас получается?

— Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать.

— Но как?!

— Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.

Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини — итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось 100 лет.


Как пользоваться книгой

Наш читатель должен осознать огромное значение тренировки памяти и когнитивных способностей. Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности.

Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти. Игра, вызов, соревнование — вот что мотивирует нас в любом возрасте. Важно понимать: человек усваивает лишь то, что кажется ему важным, интересным и мотивирующим, а все остальное забывает.

Уровни сложности

Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Хотя создать классификацию — задача непростая, читатель должен иметь в виду, что она представляет собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что интеллект характеризуется с разных сторон и есть разные виды интеллекта. Иными словами, то, что может быть легким для одного, для другого окажется очень сложным.

Порядок работы

Уровень сложности, указанный в каждом упражнении, позволит читателю создать собственный план тренировки памяти. Можно выполнять упражнения в предложенном порядке или переходить от более простых к сложным. Любая последовательность будет правильной. Главное — не бросать занятия. Прогресс и улучшение наступают для каждого в свое время, так как они зависят от внутреннего ритма человека.

Cоветы

Большинство упражнений содержат совет, отсылающий к техникам или методам запоминания, облегчающим читателю решение задачи. Помимо того, они позволят лучше усвоить стратегии запоминания из теоретической части книги, поскольку их можно применять в повседневной жизни.

Записная книжка памяти

Лучше ничего не писать и не делать пометок в книге. Рекомендуется завести блокнот, который, если желаете, назовите «записной книжкой памяти». В ней вы можете записывать результаты упражнений и контролировать свои успехи или же вести записи о мнемонических методах, используемых в каждом упражнении, и делать отметки о том, какой, по-вашему, тип памяти включался при его выполнении. Оценивайте работу исходя из следующих вопросов:

— Вы потратили на упражнение больше или меньше рекомендованного времени?

— Сколько объектов запомнили и сколько из них запомнили правильно?

— Какие сложности возникли при выполнении упражнения?

— Сколько повторений потребовалось для запоминания?

— Учитывайте также любые другие критерии, которые посчитаете нужными.

Ответы к упражнениям

Ответы на большинство упражнений вы найдете в конце книги. Однако некоторые нужно проверить сразу же после решения, заново перечитав задание или обратившись к рисунку. Не рекомендуется смотреть в ответы при первом же сомнении.

Не сдавайтесь! Настойчивость, упорство, терпение и сила воли — вот четыре самых главных качества, стимулирующих наш мозг. Решение задачи приносит огромное удовлетворение. Во время выполнения на первый взгляд непонятной игры или упражнения на развитие интеллекта вы обнаружите, что в задании в сжатом виде содержится огромное количество информации, которая откроется вам сразу после решения. В этот самый момент вы почувствуете себя свободными от ограничений, ощутите душевный подъем и в одно мгновение перейдете от осознания собственной неуклюжести к виртуозному мастерству владения ментальными приемами. Это чувство, помимо того что оно очень приятное, чрезвычайно стимулирует мозг.

Рекомендации для получения нужного эффекта от выполнения упражнений

  • Внимательно читайте задание, тщательно концентрируясь на всех деталях.
  • Не торопитесь приступать к заданию. Убедитесь в том, что поняли, что требуется сделать.
  • Если вы поняли задание, попытайтесь найти среди прошлых событий своей жизни подобный опыт, который поможет вам решить задачу.
  • Каждое упражнение — это вызов, поэтому ваш психологический настрой очень важен.
  • Если сначала у вас ничего не получается, не теряйте присутствия духа. Не бросайте упражнение. Настойчивость, упорство и терпение — очень полезные качества для решения любой задачи. Совершенное усилие откроет ваши сильные стороны и заставит поверить в свои способности, в том числе в способность работать долго и продуктивно.
  • Воспринимайте сложность как отличную возможность чему-нибудь научиться. Помните: гораздо важнее проделанный для достижения результата огромный путь, чем сам результат.
  • В конце книги вы найдете ответы к упражнениям. Сверяйтесь с ними после того, как выполните задание.
Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать!



Упражнения



  • Как развивать память

Комментарии (2):

Анна, 17 марта 2015 г. в 17:05
Гигиена психологии.
Настя, 29 мая 2015 г. в 07:37
Замечательная книга, с удовольсвием занимаюсь!

Материалы по теме:

Картинка к "Как развивать научное мышление у малышей"
15 сент. 2018 г.
Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.
4Подробнее →
Картинка к "Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)"
15 сент. 2018 г.
Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.
Картинка к "Долговременная память (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Долговременная память необходима, когда информацию нужно удерживать или в течение всего нескольких минут (например, замечание в разговоре, сделанное ранее), или на всем протяжении жизни (например, воспоминания взрослого о детстве). В экспериментах с долговременной памятью психологи в общем изучали забывание по истечении нескольких минут, часов или недель, но было очень мало исследований, связанных с периодами длиной в годы и тем более десятилетия. Эксперименты, охватывающие многолетний период,
Картинка к "Эксплицитная память"
01 окт. 2022 г.
Эксплицитная память - память, функционирование которой можно описать. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее. Когда вы сидите на экзамене и пытаетесь вспомнить материал, усвоенный за последний год, то пользуетесь своей эксплицитной памятью. При использовании имплицитной памяти происходит повторение ранее усвоенной деятельности без какого-либо сознательного усилия. Исследования пациентов, страдающих амнезией, показывают, что они обычно утрачивают эксплицитную память.
Картинка к "Имплицитная память (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Существует вид памяти, который проявляет себя в навыках и выражается в совершенном выполнении некоторых перцептивных, моторных или когнитивных задач без сознательного восстановления того опыта, который привел к такому совершенству. Например, по мере тренировки мы можем устойчиво улучшать свою способность к распознаванию слов иностранного языка, но в момент, когда мы распознаем слово и тем самым демонстрируем наш навык, не требуются какие-либо сознательные воспоминания об уроках, приведших к улучшенному знанию. Здесь память выражена имплицитно
Картинка к "Как развивается память в процессе человеческой жизни"
01 окт. 2022 г.
У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть.
Картинка к "Как развивать свою память?"
01 янв. 2002 г.
У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три, типа памяти. 
Картинка к "Как управлять своей памятью"
01 окт. 2022 г.
Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое - как?Память имеет свои свойства и закономерности, и если их знать, можно сформулировать законы памяти, помогающие запоминать лучше, больше, крепче и быстрее.
Картинка к "Память"
01 янв. 2013 г.
Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить нужную информацию. 
Картинка к "Память-воображение"
01 окт. 2022 г.
;;Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, чего никогда не было.
Картинка к "Предсознательная память (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Из всего, что происходит вокруг нас сейчас, из всего накопленного знания, из всех воспоминаний о прошлом мы в каждый данный момент можем сосредоточить внимание только на небольшом количестве стимулов.
Картинка к "Продуктивная память (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Мы различаем процессы, протекающие снизу вверх и сверху вниз; процессы «снизу вверх» управляются входными сигналами, а процессы «сверху вниз» — предварительным знанием человека и его ожиданиями. Такое разграничение применимо и к памяти. Процессы «снизу вверх» имеют дело только с входной информацией — реальными элементами, которые надо запомнить, а процессы «сверху вниз» привлекают для решения задачи другое знание. Большая часть материала, рассмотренного до сих пор в этой главе, касалась процессов «снизу вверх».
Картинка к "Пульт управления памятью на генетическом уровне (статья)"
01 окт. 2022 г.
- На рубеже 90-х наша группа параллельно с учеными Польши и Германии открыла гены, которые "включаются" в мозге при запоминании новой информации. Затем мы стали изучать, как именно и где в мозге работают эти гены, что является пусковым механизмом, который бы давал команду: "Это надо запомнить надолго". И сейчас компоненты этой цепочки в целом выстроены. Естественно, делаются попытки воздействия. Либо - что всегда проще - заблокировав этот процесс, либо - что гораздо сложнее - стимулируя его.
Картинка к "ВВП. Глава 8. Память"
01 окт. 2022 г.
Современные психологи выделяют в памяти три главных раздела. Первый из них относится к трем стадиям памяти: кодированию, хранению и воспроизведению. Второй касается разграничения видов памяти для кратковременного или длительного хранения информации. В третий раздел попадают различные виды памяти, которые выделяются в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти — для фактов, другая — для навыков). Для каждого из этих разделов существуют данные, показывающие, что различаемые сущности — скажем, кратковременная и долговременная память — опосредуются (частично) различными мозговыми структурами.