Волюнтаризм
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — направление в философии и психологии. Волюнтаризм утверждает, что в основе всего лежит человеческая воля. Воля сильнее мира — она может его менять, воля сильнее разума — разум только подтверждает то, что диктует ему воля.
Термин был введен немецким социологом Ф. Теннисом в конце XIX веке, хотя волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип волюнтаризма для этического иррационализма, для Шопенгауэра и Ницше.
«В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа» — писал Артур Шопенгауэр и делал отсюда вывод, что разум подчинен воле.
Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский).
Волюнтаризм в морали — это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо социальных законов и общественных норм, свободно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением.
Попросту: «Как хочу, так и делаю». «Мое слово: хочу даю, хочу — беру обратно...»
Волюнтаризм — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали. Поскольку релятивизм в этике утверждает, что общественная мораль крайне условна, гибка и изменчива, то волюнтаристы делают вывод, что их этические взгляды могут быть такими же свободными и меняться по произволу их владельца.
К примеру: «Что выгодно, то и этично...»
Как практический принцип поведения волюнтаризм смыкается с крайним индивидуализмом, нигилизмом и в конечном итоге ведет к аморализму.