Владение эмоциями
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Владение эмоциями — способность вызывать у себя нужную эмоцию, держать ее и убирать, когда она перестала быть нужна. Это одна из составляющих управления эмоциями.
Когда о человеке говорят: «Он умеет владеть собой!», обычно имеют в виду то, насколько он умеет владеть своими эмоциями. Владение эмоциями — это не просто умение скрыть свой гнев или спокойно шагнуть навстречу опасности. Это еще и и способность искренне улыбнуться навстречу тому, кто хмур, умение быть теплым солнышком для усталых окружающих или взбодрить своей энергией всех, кто распустился или расслабился.
Для многих людей владение эмоциями такое же естественное дело, как владение руками или ногами, и они это делают без всяких специальных техник↑.
Какие техники вы применяете, чтобы поднять правую руку? Чтобы ее подержать вверху? Чтобы ее опустить?
На самом деле, естественность владения хоть руками-ногами, хоть эмоциями — не совсем естественна. Маленькие дети изначально не умеют управляться со своими ручками, и когда ребенок случайно своей ручкой бьет себя по лицу, он с интересом рассматривает: что это его ударяет? Управлять своими руками дети научаются по всем правилам научения, хотя используемые техники и не осознают.
А вот когда Милтон Эриксон получил паралич и оказался лишенным возможности владеть своими руками и ногами, он несколько лет восстанавливал эту способность, используя специальные техники. Когда восстановил, приучил свои руки и ноги себя слушаться — со временем стал снова пользоваться ими естественно, без техник.
Итого: видимая естественность владения эмоциями скрывает за собой время, когда эмоции нас не слушались, и ими можно было управлять только «искусственно», используя специальные техники и приемы.
Критерии владения эмоциями
Критерии владения эмоциями — по всей видимости, такие же общие, как и критерии владения руками-ногами.
Вроде бы руками владеют все, но есть руки ловкие и кривые, неловкие, когда человек вроде бы руками владеет, но все из рук у него валится и он ими все задевает... У спортсменов и танцоров руки более координированные, чем у тех, кто спортом и танцами не занимался. При этом даже если самому спортсмену предложить поднять руки и держать их, после чего положить ему на руки штангу 500 кг, скорее всего, он руки опустит — нагрузку не выдержит.
Также и с эмоциями. Кто-то своими эмоциями владеет легко, умело и ловко, а кто с задержками и так криво, что от его радости бывает тошно. У эмоционально тренированных людей эмоции более точные и красивые, чем у тех, кто этим не занимался. При этом если даже самого тренированного поставить в ситуацию постоянной и интенсивной стрессовой нагрузки, бить и по телу, и по эмоционально трудным точкам, то, скорее всего, его эмоциональное состояние будет сбито.
Все — как в жизни.
Овладение искусством владеть эмоциями
Дети вначале учатся владеть своими врожденными эмоциями (комплекс оживления, недовольство, гнев...), позже, особенно интенсивно с 2 до 5 лет, осваивают основной арсенал живущих в культуре социальных эмоций (стеснительность, обида, растерянность, расстройство, отчаяние, ужас...). Далее идет два разнонаправленных процесса. С одной стороны, постоянно происходит оттачивание мастерства, обогащение эмоциональной палитры, знакомство с высшими эмоциями и чувствами (благодарность, любовь, нежность). С другой стороны, начиная уже с 5 лет, у детей начинает развиваться противоположная тенденция, а именно последовательная деградация искусства владения своими эмоциями. Дети разучаются свободно запускать и прекращать свои эмоции, приучают себя перекладывать ответственность за возникновение эмоций и чувств на действия и окружающих и внешние обстоятельства, их эмоции становятся непроизвольной реакцией на то, что происходит в их жизни. Почему, зачем? См.→