Эмоции как руки
Автор: Денис Швецов, психолог
Как-то у меня появилось очень любопытное сравнение и для меня очень работающая метафора, которой я хочу поделиться: люди, не владеющие собственными эмоциями, чем-то мне напоминают людей, которые не умеют управлять своими руками. Т.е., живут в ситуации, как если бы руки не подчинялись своим же хозяевам.
Мне с такими людьми не очень комфортно общаться, не безопасно. Потому что никогда не знаешь, чего ожидать в следующий момент от таких «хозяев» и их рук: то ли погладят, то ли ударят. И сами хозяева, ведь, не в курсе, куда их в следующую минуту захлестнет. Вот что самое примечательное! Приближаясь к таким людям, мы, как бы, вынужденно садимся в машину без тормозов. Надеясь — вдруг пронесет, вдруг тормоза не понадобятся. Иногда — проносит, иногда — нет.
Поэтому я свои собственные «эмоциональные руки» тренировал и тренирую. И своих друзей и знакомых всегда к этому призываю.
А когда мне, например, говорят, что «эмоциями не надо управлять, ведь они же тогда неискренние», для меня это звучит как «руками не надо управлять, ведь тогда руки неискренние». Типа «пускай руки делают что-нибудь спонтанно, вот только тогда они живые». Хм, я думаю, что руки себе связывать не надо. Но у хорошего хозяина, который с ними дружит, руки работают на него, а не наоборот.
Все мамы знают, что маленькие дети в возрасте 2-3 месяцев не умеют управлять своими ручками и не осознают их как часть себя. И вот вроде бы все хорошо — малыш накормлен, здоров, лежит себе в кроватке. И вдруг начинает отчаянно плакать. А это он увидел свои ручки и сам их испугался. В некоторых семьях еще сохранился очень жестокий «бабушкин» способ — связывать ребенку ручки, туго пеленать, чтобы он их не пугался и не плакал, лишний раз не мешал.
Когда ребенок становится старше, очень интересно наблюдать, как в один прекрасный момент он начинает подносить свои руки к глазам и внимательно их рассматривать, изучать. И только потом ребенок начинает осознанно управлять своими руками. И то, на первых порах, это не всегда ему удается.
Если взять на вооружение метафору «эмоции — это еще одни руки», то человека, не владеющего своими эмоциями, можно сравнить с грудным ребенком, который пугается собственных ручек, потому что не осознает, что это не какие-то посторонние предметы которые неизвестно откуда берутся и неизвестно что от них ждать, а его собственные руки, которыми нужно и можно управлять. И таким людям, нужно, как и детям, сначала рассмотреть и изучить свои эмоциональные «ручки», а потом и научиться ими управлять.
Люди при общении порой не знают, куда деть свои руки. У многих прям мания: надо что-то руками делать, «руки надо занять». С эмоциями у многих так же: надо обязательно о чем-то «беспокоиться» (т.е. — чтобы эмоции постоянно «перебирали пальцами»). Хотя порой забота о деле или о человеке собственно эмоциональных трепыханий не подразумевает. Наоборот, расслабленность и спокойствие дают порой больший результат в заботе, нежели дерганное беспокойство.
В рамках нашей культуры бороться с этим возможно, но не просто. С детства ребенка учат, что в трудных ситуациях нужно «переживать». Да еще и отражать на лице соответствующие эмоции. Если будешь со спокойным лицом в ситуации, когда тебе «положено» нервничать, напрягаться и волноваться, тебя сочтут бездушным, обвинят в равнодушии, и вообще будут обзывать «каменным истуканом». А быть внутренне спокойным, а на лице изображать волнение — ну это уж вообще очень трудная задачка.
Рассказывает одна из моих знакомых: «Моя подруга, которая перед тем как сообщить совершенно пустяковое известие, начинает с долгих предисловий — «я тебе сейчас что-то скажу, ты только не психуй, ты только не нервничай, ты только не расстраивайся»». То есть человек заранее ждет, что на любой пустяк нужно выдавать набор подобных отрицательных эмоций. И что интересно, за все время нашего знакомства, я никогда ничего подобного не испытывала и не показывала. А она все продолжает ждать от меня подобных реакций. Вот она — сила воспитания.
Управление эмоциями, думаю, состоит из управления внешними проявлениями и владения внутренними переживаниями... Эти категории взаимосвязаны, но у разных людей могут быть развиты непропорционально...
По-моему, интересно понять для чего человек стал учиться этим всем набором управлять... Ведь цели-то могут быть очень разными... К примеру, совершенствовать внешнее проявление эмоций (свои актёрские умения) могут побудить человека — как глубоко корыстные мотивы, так и мотивы заботы о других ( к примеру, человек понимает, что грубое проявление его чувств может задеть окружающих).
Сильным, самоуверенным людям вся эта работа над собой скорее всего не нужна — им и так неплохо живётся, ну если, конечно, они не хотят достичь намного большего, чем они уже имеют...
А вот уже контроль внутренних переживаний нужен как страховка от душевных потрясений — и это важное умение для каждого! Это гарантия стабильности внутреннего мира, плюс это первоисточник для внешних эмоций и намного лучше (удобнее), когда сам первоисточник работает в наиболее экологичном режиме и для самого хозяина, и для окружающих!