Теория социального научения Джулиана Роттера
Редактор статьи: Н.И. Козлов
Теорию Д. Роттера отличает несколько важных особенностей:
- Теория как конструкт. Развитие системы понятий, которые бы обладали предсказуемостной полезностью.
- Язык описания. Формулировка понятий, которые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности.
- Использование операциональных определений, которые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.
Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми.
Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели. Теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения.
Основные понятия
Четыре понятия или переменных для предсказания поведения индивидуума:
- Поведенческий потенциал (behavioral potential, ВР)
Поведенческий потенциал - диапазон возможных поведенческих реакций.
Например, использование мягкого и жесткого реагирования, чередование сотрудничества и конкуренции, эффективные формулировки и интонационное богатство, - все, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг.
Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т. д.
- Ожидание (expectancy, Е)
Ожидание - видение человеком того, что с большей вероятностью можно ожидать (получить в ответ) от окружающих на то или другое свое действие. Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.
В частности, именно ожидания определяют:
- использование стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш",
- настрой на неуверенность или, напротив, на уверенное поведение, формирующее уважение окружающих,
- готовность увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи.
- Ценность подкрепления (reinforcement value, RV)
"Если я буду делать уроки - мною будут довольны родителей и я смогу попозже погулять спокойно и без неприятностей. С другой стороны, если я пойду погуляю сейчас, я встречусь с ребятами и мы вместе сбегаем на горку. Что мне важнее?"
Ценность подкрепления проявляется во многих сферах - и в анализе ожиданий окружающих, и в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку.
- Сама психологическая ситуация - важный прогнозирующий фактор
Психологическая ситуация - субъективное восприятие человеком того, в какой ситуации он находится и насколько ему важна как эта ситуация в целом, так и отдельные ее составляющие.
То, что для одного человека будет штатной ситуацией, для другого - вызовом.
Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психологическое значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания.
Ожидания в области решения проблем
В последние годы большое количество исследование было посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем. Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психических установкам в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их решение. Люди широко различаются по этим когнициям (когниция (от лат. cognitio) - знание, познание, - соответствующий познанию, познаваемый). Предметом этих исследований стали два типа обобщенных ожиданий: внутренний (интернальный)/внешний (экстернальный) контроль подкрепления (локус контроля) и межличностное доверие.
- Внутренний (интернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события обусловлены их собственным поведением и аттитюдами (интернально).
- Внешний (экстернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события определяются везением, судьбой, случаем либо волей других людей (экстернально).
- Межличностное доверие: есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и такие, кто убежден в обратном. С другой стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с которыми они сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.
О теории Джулиана Роттера можно почитать подробнее.