Свободное воспитание и формирование личности под определенный идеал
В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно.
Согласно этим не идеалам, ты не станешь обязательно патриотом или общественным деятелем, из тебя не сделают продвинутого специалиста, священника или юриста, ты станешь просто здоровым и счастливым. А на самом деле – не только здоровым и счастливым, а еще порядочным, трудолюбивым и свободомыслящим человеком: таким, каким тебя хочет видеть Руссо. Мы помним, что Руссо – один из французских просветителей, провозгласивших лозунг «Свобода, равенство, братство». Его идеал – свободомыслящая личность, живущая своим трудом. Именно такой человек для него максимально естественный и природный.
То, что у Руссо вполне определенный образ будущего воспитанника, вполне сформированный образ требуемого результата, особенно ярко видно на фоне того, что у него совершенно различная воспитательная программа для мальчика и для девочки. По его взглядам, для женщины максимально естественно и природно быть зависимой и недалекой. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Руссо был убежден, что «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», «естественное состояние» женщины — зависимость, и никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно. См.→
Итак, у Руссо есть достаточно определенные воспитательные идеалы, под рамки которых он методично собирается формировать и по возможности формирует своих воспитанников. И у Руссо это как-то сочетается с идеей свободного воспитания. Подчеркну еще раз: по крайней мере на примере Руссо можно показать, что свободное воспитание – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет». По Руссо, целенаправленное формирование личности воспитанника вполне сочетается с идеей свободного воспитания.
Свободное воспитание и выбор жизненного пути
Свободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником. См.→