Свободное воспитание и формирование личности под определенный идеал

01 октября 2022 г. в 21:49

В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно.

Согласно этим не идеалам, ты не станешь обязательно патриотом или общественным деятелем, из тебя не сделают продвинутого специалиста, священника или юриста, ты станешь просто здоровым и счастливым. А на самом деле – не только здоровым и счастливым, а еще порядочным, трудолюбивым и свободомыслящим человеком: таким, каким тебя хочет видеть Руссо. Мы помним, что Руссо – один из французских просветителей, провозгласивших лозунг «Свобода, равенство, братство». Его идеал – свободомыслящая личность, живущая своим трудом. Именно такой человек для него максимально естественный и природный.

То, что у Руссо вполне определенный образ будущего воспитанника, вполне сформированный образ требуемого результата, особенно ярко видно на фоне того, что у него совершенно различная воспитательная программа для мальчика и для девочки. По его взглядам, для женщины максимально естественно и природно быть зависимой и недалекой. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Руссо был убежден, что «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», «естественное состояние» женщины — зависимость, и никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно. См.

Итак, у Руссо есть достаточно определенные воспитательные идеалы, под рамки которых он методично собирается формировать и по возможности формирует своих воспитанников. И у Руссо это как-то сочетается с идеей свободного воспитания. Подчеркну еще раз: по крайней мере на примере Руссо можно показать, что свободное воспитание – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет». По Руссо, целенаправленное формирование личности воспитанника вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

Свободное воспитание и выбор жизненного пути

Свободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником. См.

  • Свободное воспитание
  • Формирование личности
  • Автор Ж.-Ж. Руссо

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Формирование личности
Что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура?
01 окт. 2022 г.
Руссо о воспитании
Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей.
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание и выбор жизненного пути
Свободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником: "Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника".
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание по Руссо
Жан-Жак Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.
01 окт. 2022 г.
Виды свободного воспитания
Понятие о свободном воспитании сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.
27 июн. 2014 г.
Воспитание девочки
Что нужно знать и учитывать при воспитании девочки как будущей женщины?